• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Минздрав Таиланда обеспокоился проблемами здоровья буддистских монахов

Многие из них страдают ожирением и диабетом, несмотря на посты

БАНГКОК. Многие из буддистских монахов в Таиланде страдают ожирением и диабетом из-за нездорового питания, несмотря на постоянные посты, а потому Минздрав Таиланда всерьез обеспокоился проблемами их здоровья, сообщает theguardian.

Каждое утро монахи буддистских монастырей собирают обильный урожай съедобных подношений – это порции клейкого отварного риса и лапши, пирожные, кексы, сладкие пудинги, клецки, пышки, всевозможные готовые закуски из магазинов и традиционные тайские сладости, щедро заправленные сгущенным молоком и кокосовым кремом. Традицию пищевых подношений в монастыри тайцы считают одним из способов накопления добрых кармических дел, но для буддистских монахов эта традиция оборачивается обратной стороной – она вызывает ожирение и множество различных заболеваний.

Не следует верить популярным изображениям Будды в виде упитанного добряка с шарообразным животом и многослойным подбородком – оно пришло из китайских сказок 10 века о жизнерадостном монахе. На самом деле, до недавних пор 300 тысяч буддистских монахов на Таиланде вели самый аскетичный образ жизни с ежедневными постами после полудня, а потому сохраняли стройность и здоровье. Они продолжают поститься и в наши дни, но подношения и напитки стали настолько обильными вредными для здоровья, что доля монахов с избыточным весом и заболеваниями давно уже превысила среднестатистические цифры по стране. На сегодня, по данным Минздрава, 45% из них страдают ожирением и 6.5% диабетом, а потому и неудивительно, что многие из них гибнут от сердечнососудистых заболеваний, особенно инфарктов и инсультов.

Вину за это многие возлагают на нынешний малоподвижный образ жизни и нездоровую пищу с ее трансжирами, гормонами роста и сладостями. По доле населения с избыточным весом Таиланд уже вышел на второе место среди стран Азии – и уже догоняет Малайзию. Монахам не приходится выбирать, ибо они обязаны употреблять дарованную пищу. А поскольку тайцы приносят в дар самые любимые продукты своих покойных и здравствующих родственников, монахам приходится тяжко трудиться, непрерывно и добросовестно поедая сладости, пудинги, торты и пирожные.

Почтенные члены верховного совета Сангхи (национальной буддистской общины) недавно провели специальное собрание с участием видных ученых и государственных чиновников. Участники собрания обсуждали пути решения проблемы избыточного веса и здоровья священнослужителей – многие уподобляют ее «тикающей часовой бомбе». В итоге собрание выработало «Устав питания для монахов», который уже распространяется по всем монастырям страны.

Доктор Супреда Адульянон (Supreda Adulyanon), глава Минздрава страны (ThaiHealth), отмечает, что главная причина ожирения монахов заключается в привычке употреблять сладкие напитки в часы послеполуденного поста. «Понятно, что все дело в нездоровых привычках, – говорит доктор Адульянон. – К примеру, 43% монахов курят, и лишь 44% занимаются физическим трудом или упражнениями три раза в неделю, а потому большинство страдает от гиподинамии». Минздрав уже предпринял ряд действенных шагов – в частности запустил проект «Здоровое питание, здоровый монах» в 2017 году с целью помощи монахам в решении проблемы веса. Многие из них теперь носят метрические пояса, следя за объемом талии. Министерство проводит курсы здоровой пищи для монастырских поваров, а также выпускает просветительные брошюры о здоровом питании и бесплатно распространяет их по всей стране, чтобы побудить тайцев питаться здоровой пищей и ее же приносить в дар. «Однако мы хорошо понимаем, что монахам поневоле приходится есть то, что приносят дарители, – говорит доктор Адульянон. – Им не позволено греховно отвергать или выбирать дарованную еду по своему усмотрению».

Ситуация усугубляется тем, что монахи вынуждены вести сидячий образ жизни, ибо каноны буддизма не вполне одобряют телесные упражнения. Жизнь монахов зарегулирована правилами и запретами – так, им возбраняются все проявления земной суетности, нельзя носить обувь и мирскую одежду. Из-за подобных запретов каждый из них, кто осмеливается заниматься тренировками или фитнесом, вступает на минное поле запретов. Так, недавно в Таиланде широко обсуждалась статья о монахе, вызвавшем гнев священноначалия тем, что он позволил себе чрезмерно увлечься «суетным грехом» фитнеса и даже выложил фотографии своего мускулистого торса с шашечками брюшного пресса в интернет.

Пхра Промвачираян (Phra Promwachirayan), аббат монастыря в Янаве и глава совета по общественному благу при верховном совете Сангха, полагает, что давно пора наладить более здоровый образ жизни и питания в монастырях, однако признает, что путь физических упражнений «сложен» для монахов по уставным причинам, хотя и «не совсем невозможен». «Монахам требуются упражнения для здоровья, но они затруднительны для нас, – отмечает Промвачираян. – Нам дозволено упражняться ради поддержания здоровья, но не ради суетного формирования мышц. Нам не дозволено заниматься подъемом тяжестей или бегом трусцой – это все не подобает монашескому сану. Можно в разумных пределах заниматься энергичной ходьбой или, возможно, медитацией на ходу. Допустимы занятия йогой, но не при посторонних. Можно одобрить и тренажеры типа бегущей дорожки – но только плоские, и только в закрытом зале и уединении».

Форумы