• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

В США племя американских индейцев требует защитить их тотемное животное – кита-касатку

Индейцы требуют разрушить плотины на реке Снейк-Ривер, из-за которых гибнет лосось, а с ним и касатки

 

БЕЛЛИНГХЕМ. В этом самом крупном городе округа Уотком штата Вашингтон (США) племя американских индейцев требует защитить их тотемное животное – касатку, кита-убийцу, а для этого разрушить плотины на реке Снейк-Ривер, из-за которых гибнет лосось, а с ним и кормовая база касатки, сообщает religionnews.

Киты являются охраняемыми и глубоко почитаемыми животными для многих древних и современных культур тихоокеанских северо-западных побережий. Культ китов настолько распространен в местных традициях, что даже карточки на проезд в автобусе в окружной столице Сиэтле называются «орка» (orca) – это индейское имя касатки. «Образ орки, мне кажется, давно уже стал частью души нашего штата» – заметил губернатор Джей Инсли (Jay Inslee) в одной из своих речей. А для остатков местных индейских племен этот кит еще и тотемное животное, духовный покровитель рода.

Вот почему многие жители Беллингема и фанаты касаток по всему миру прошлым летом с радостью и надеждой в течение 17 дней следили за всеми перипетиями родов 20-летней касатки Тахлекуа (Tahlequah, номер J-35), родившей детеныша-самца, который погиб всего через полчаса после родов, к великому горю зрителей. По данным местной газеты The Seattle Times, более 1000 человек выразили свою скорбь стихотворениями, песнями и другими художественными произведениями, включая даже постановку балетной труппы.

Вскоре после того погибла от голода самка касатки под номером J-50 – это случилось из-за хищнического вылова лосося в заливе Пьюджет (Puget Sound). В результате по округу прокатилась волна протестов – их участники требовали сноса плотин в низовьях реки Снейк-Ривер, чтобы восстановить миграцию лосося к нерестилищам, увеличить водосброс, а с ним и кормовую базу, и воспрепятствовать тем самым гибели местной популяции касаток. На сегодня в местных водах осталось лишь 74 касатки, и они быстро вымирают.

Однако мало кто из граждан страны принимает судьбу китов так близко к сердцу, как племя лумми, проживающее в резервации площадью в 8500 гектаров к западу от Беллингхема близ границы с Канадой. Лумми называют китов кве-ихол-мечен, что означает «подводные люди», а рождение и смерть детеныша касатки Тахлекуа считают грозным знаком, предупреждающим о приближении конца природы. «Они считают, что их родные, живущие под водой, гибнут, – поясняет Курт Руссо (Kurt Russo), ведущий стратег Службы защиты суверенитета племен. – Они ведут борьбу за своих родных и близких, считая ее своим священным долгом».

Драма касатки Тахлекуа совпала по времени с очередной битвой племени против океанариума в Майями, расположенного за 3000 миль от побережья. Племя требуя вернуть касатку в родную среду обитания близ островов Сан-Хуана – архипелага, приписанного к штату Вашингтон. Летом 1970 года в водах островов было отловлено несколько десятков касаток и продано в различные увеселительные заведения и тематические парки, а местной их популяции был нанесен тяжелый ущерб. При отлове касаток использовались самолеты и взрывчатка, что привело к гибели пяти китов и яростным протестам индейцев. Все выловленные тогда киты уже умерли, и лишь одна старая самка по имени Токитае (Tokitae) еще живет в неволе. Индейцы и их сторонники удвоили усилия, требуя вернуть ее в родные воды.

Музей естественной истории в Гейнесвилле (штат Флорида) 8 декабря открыл целую экспозицию, посвященную истории жизни Токитае. Она была поймана 8 августа 1970 года в возрасте 4 лет. Новые владельцы назвали ее Лолитой и отправили в океанариум в Майями. Теперь этой орке уже 52 года, и многие активисты, включая бывшего губернатора штата Вашингтон, мэра города Майями Бич и членов горсовета призывали вернуть ее в родные воды.

«Токитае для нас символ того союза, который мы предали, – говорит индейский резчик тотемов Джуэль Джеймс (Jewell James) «Воющий Волк». – Она создана парить в воде, а ее закрыли в крохотном бассейне, сжигаемом лучами солнца». Джеймс вырезал большой деревянный тотем Токитае и проехал с ним по всей стране весной этого года с требованием свободы для касатки. Мужская фигура на спине касатки изображает праотца племени лумми, который был принят в стаю китов и породнил с ними свое племя. Племя лумми не прекратит борьбу, пока Токитае не вернется в родные воды и не воссоединиться с матерью. Ученые утверджают, что орки живут в океане в среднем 50-60 лет, но многие самки доживают и до 80-90 лет.

Апелляционный суд США в штате Флорида 9 октября отклонил петицию с требованием принудить океанариум в судебном порядке выпустить касатку. Это решение суда «приговорило Лолиту к пожизненному заключению с тяжкими физическими и психологическими страданиями», по словам Джареда Гудмана (Jared Goodman), главного юриста организации «За этическое обращение с животными». «Если вам случится быть ночью возле океанариума в Майями, вы услышите ее зов, – говорит Руссо. – Он звучит каждую ночь уже 47 лет. Если бы вам довелось услышать зов ее матери в океане, он такой же и о том же. Они пытаются что-то нам сказать».

Американские унитариацы (антитринитарное движение в протестантизме) и многие другие религии в США поддерживают племя лумми. Унитарианцы при этом исходят из семи своих канонов, «четыре из которых касаются социальной и природной справедливости», говорит Деб Круз, член Братства унитарианцев города Беллигхем. Впрочем, религиозные организации не всегда были столь ответственны. Лишь в 1987 году часть епископов и руководителей деноминаций тихоокеанского побережья принесли публичное покаяние прибрежным племенам за своих единоверцев, участвовавших в уничтожении духовных обрядов племен и их истреблении, а в 1997 принесли повторное покаяние.

«Мы сотрудничаем с племенами, поскольку во многом понимаем Божий промысел одинаково с ними, – говорит Круз. – Они тоже обращаются к Создателю. Каждая религиозная деноминация авраамической традиции учит о служении Создателю. Ни одна из них не станет оправдывать уничтожение орки, ибо человек тем самым посягает на замысел Божий, воплощенный в ней».

 

Форумы