• Источник:
  • Павел Лебедев - специально для Седмицы.Ru

В Израиле прошёл международный научный форум, посвящённый исследованиям известной Стелы царя Меши

Коллоквиум приурочен к 150-летию открытия Стелы Меша, царя моавитян

ИЕРУСАЛИМ. Во Французском исследовательском центре Иерусалима состоялся однодневный научный коллоквиум по археологии, приуроченный к 150-летию открытия Стелы Меша, царя моавитян, сообщается на интернет-сайте центра.

Ставшая известной благодаря востоковеду и археологу Шарлю Клермон-Ганно (в момент находки он служил во французском консульстве в Иерусалиме), эта стела является одной из самых выдающихся археологических находок, связанных с Библией. Именно надпись этой стелы содержит самое древнее на сегодняшний день текстуальное упоминание Бога Израиля, названного «Яхве» и самое раннее упоминание династии «дома Давида».

В связи с юбилеем на форум были приглашены известные археологи, историки и музейные реставраторы, специализирующиеся по Ближнему Древнему Востоку. В частности, специалист по античной археологии Изабель Бонора (Музей Лувра), выступила с лекцией, в которой, в частности, рассказала о новых подробностях, связанных с открытием этой стелы и ее реконструкции в Лувре, где археологический памятник сегодня хранится и экспонируется.

Известный французский гибраист проф. Андре Лемер (Университет Сорбонны) выступил с докладом «Стела Меша: вопросы истории и эпиграфики памятника», где коснулся проблем расшифровки и интерпретации содержания текста стелы, которые остаются актуальными даже через 150 лет после её открытии.

Во второй части форума известный израильский библеист проф. Шмуэль Ахитув (Университет Бен-Гуриона в Негеве) представил вниманию участников форума доклад на тему «Наблюдения и заметки по поводу материальных параметров Стелы Меша». Сообщение профессор-семитолог Тель-Авивского университета Мэтью Моргенштерна коснулся вопросов исследования особенностей языка текста, высеченного на стеле, в контексте различных диалектов иврита, которые существовали в период создания моавитского памятника.

Специалист по древневосточной эпиграфике проф. Майкл Ланглуа (Французский исследовательский центр в Иерусалиме) в своём выступлении рассуждал о проблеме подделок, появившихся после открытия стелы и продуцируемых до сего дня. Его доклад назывался «Стела Меша между технологиями исследований и прецедентами фальсификаций».

Языками коллоквиума были французский и английский.

Стела Меша представляет собой чёрную базальтовую плиту с текстом. Датируется стела серединой IX века до н. э. и текст в ней сделан от имени моавского царя Меша, или Меса, о котором говорится в 3-ей главе Четвёртой книги Царств. В ней повествуется о победе царя в войне против Израильского царства. Это свидетельство исследователями отождествляется с показаниями 3 Цар 3:4-8.

Стела была обнаружена эльзасским священником Ф. А. Клайном в августе 1868 года в Дибане (библейский Дивон, бывшей столицы Моавского царства) на территории современной Иордании. Через год после этого местные арабы, услышавшие, что стелу увезут, разбили её на множество фрагментов. Благодаря тому, что Шарль Клермон-Ганно, занимавшийся обследованием стелы предварительно сделал со стелы бумажный слепок (папье-маше), это позволило позже собрать и восстановить значительную часть памятника. Высота стелы – 124 см, ширина – 71 см. Верхние углы скруглены. Имеет небольшое сужение к верху.

Надпись на моавитском языке, по-видимому, имела более 35 строк, из которых первые 30 прекрасно сохранились, следующие за ними строки представляют лишь обрывки фраз, и по меньшей мере две заключительные строки полностью утрачены. Надпись выполнена одной из форм финикийского алфавита.

Форумы