• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Израильский художник по металлу делает из осколков ракет ханукальные светильники

Его мастерскую украшает строка из Книги Исайи «и перекуют мечи свои на орала»

 

ИЕРУСАЛИМ. Израильский художник по металлу упорно трудится, делая из осколков ракет ханукальные светильники, а его мастерскую украшает строка из Книги Исайи «и перекуют мечи свои на орала», сообщает christiantoday.

В мастерской Ярона Боба (Yaron Bob) в фермерском поселении Ятед близ того места, где сходятся границы Израиля, Египта и Сектора Газа, постоянно звучит мелодичный звон кузнечного молотка или гул газовой горелки. В своем ремесле 47-летний мастер буквально следует Библейской строке из Книги Исайи «и перекуют мечи свои на орала», потому она и вывешена на видном месте в рамке. Сырьем для его художественных работ по металлу служат искореженные остатки ракет, мин и снарядов, выпускаемых палестинскими бойцами из Сектора Газа, граница которого пролегает всего в 4 километрах от поселения.

Односельчане, полицейские и военные хорошо знают и уважают ремесло мастера, а потому охотно подвозят к его мастерской крупные осколки и целые корпуса обезвреженных снарядов. Ханукальные светильники-меноры и прочие религиозные атрибуты, которые Боб мастерски изготавливает из смертоносного железа, пользуются широкой популярностью и высоким спросом как в стране, так и за рубежом.

В последние дни мастер был занят изготовлением большого девятисвечника для праздника Хануки, который в этом году начинается на заходе солнца 2 декабря. Праздник возрождения и обновления отмечается со второго  века до н. э. в память об очищении Храма, освящении жертвенника и возобновлении храмовой службы. Храм был очищен после разгрома Маккавеями греко-сирийских войск империи Селевкидов и их еврейских союзников в 165 году до н.э. Символика светильника напоминает об известном «чуде с маслом»: изгнав греков из Иерусалима, Маккавеи обнаружили в Храме лишь один крохотный сосуд неоскверненного масла. Его должно было хватить всего на один день, но чудесным образом светильник горел целых восемь дней.

Боб изготавливает также различные варианты семисвечной меноры, ставшей национальным еврейским символом с эпохи Второго Храма. Ее изображение археологи находят на монетах, солнечных часах, мозаичных полах и стенах домов и синагог, надгробных плитах. В последнем случае менору нередко изображали в виде цветущего растения с переплетенными ветвями, символизирующими древо жизни. В еврейской литературе есть множество и других версий, объясняющих символику храмовой меноры. Весьма популярна, к примеру, оригинальная трактовка дона Ицхака Абрабанеля, философа и политического деятеля второй половины XV века. По его мнению, менора обозначает семь свободных искусств. 

«Меня захватила великая идея претворения символа смерти, каковым являются осколки ракет, мин и снарядов, в символ вечной жизни, света и возрождения, который несет праздник Хануки и его светильники» – говорит мастер. В смертоносном военном железе в окрестностях селения нет недостатка, поскольку за последние 10 лет здесь отгремели три войны израильских войск с палестинскими повстанцами, а обстрелы и столкновения то и дело вспыхивают по всей границе. Лишь за этот год израильскими солдатами было убито 230 палестинцев в Секторе Газа, а в результате ответных обстрелов в самом Израиле погибли двое израильских военных и один палестинец.

Последнее обострение конфликта случилось в середине ноября, когда из Сектора Газа по территории Израиля было выпущено более 400 ракет и снарядов, а израильские военные ответили десятками смертоносных воздушных ударов. «Во время обстрелов у нас есть всего 10-15 секунд, чтобы добежать до укрытия, и потому каждая секунда промедления может оказаться смертельной, – говорит мастер. – Из-за этой давящей угрозы мы живем в постоянном страхе и напряжении. Когда я беру в руки обезвреженную ракету или мину, разрезаю ее и кладу в плавильную печь, либо превращаю ее в предмет искусства с помощью моей горелки, я как бы уничтожаю, отрицаю этот страх и саму смерть, таящуюся в железе, и для меня это акт утверждения жизни и торжества над смертью».

 

Форумы