• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Экологическая ситуация на архипелаге в Гвинее-Бисау под угрозой из-за действий протестантских миссионеров

Протестантские миссии активно захватывают земли

 

БИСАУ. Уникальная природа архипелага в Гвинее-Бисау долго сохранялась в первозданном виде, но ныне она под угрозой, поскольку протестантские миссии активно захватывают священные земли и леса и насаждают идеологию конкуренции и наживы, сообщает theguardian.

Архипелаг Бижагош (Bijagós) – это группа из 18 крупных и 70 мелких островов в Атлантическом океане у побережья западноафриканского государства Гвинея-Бисау. Его территория и окружающие водные ресурсы охраняются как государством (национальный парк Orango и морской национальный парк Joao Vieira-Poilao Islands), так и международными программами. С 1996 года архипелаг входит во всемирную сеть биосферных заповедников ЮНЕСКО. Уникальная природа архипелага долго сохранялась в неприкосновенности. Ныне духовной охраной лесов и вод архипелага занимаются 12 местных языческих жриц, называемых здесь балоберас. Многие деревья, пляжи, рощи и целые острова в архипелаге объявлены священными.

Однако традиционные верования жителей архипелага сейчас слабеют благодаря притоку протестантских миссионеров (в основном из Бразилии), основной целью которых является местная молодежь. По данным исследователей-социологов, новая вера отрывает молодежь от многовековых традиций, обрядов и влияния старших, а потому духовная, культурная и природная среда островов ныне быстро разрушается. «Мы видим огромную угрозу в строительстве евангельских церквей – говорит Мигуэль де-Баррос (Miguel de Barros), ученый-социолог и директор природоохранной организации Tiniguena. – Пасторы захватывают земли и строят храмы в священных местах архипелага».

Высокие стволы «капока» - хлопкового дерева Ceiba petandra пока возносятся над растительностью острова, вцепляясь в землю плоскими «дощатыми» корнями. Столетиями в лесах архипелага гнездятся миллионы перелетных птиц, и более 10 тысяч черепах откладывают яйца на его пляжах каждый год. В его водах встречаются редчайшие виды морских гиппопотамов и более 150 видов рыб. Гвинейские экологи многие годы пытаются получить для архипелага Бижагош статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, но пока эти попытки безуспешны – отчасти именно потому, что природа и древняя культура островитян быстро деградирует под натиском пришельцев.

На отдаленном острове Оранга сравнительно недавно появился первый миссионер Арлиндо Ка (Arlindo Ca), но люди пока еще неохотно идут в построенный им храм – им не нравятся проповеди, осуждающие возлияния, танцы и суровое домашнее рукоприкладство. «Традиционная вера еще очень сильна, – признает отец Ка, – но я упорно проповедую, стучусь в двери и пытаюсь спасти каждую душу». За три года конгрегация выросла от 10 до 60 человек – в основном это молодежь, но есть и одна пожилая женщина, которая прошла через обряд изгнания бесов. Отец Ка не теряет надежду обратить в христианство даже жриц-балаберос. При этом обращение островитян в христианство идет успешней на острове Бубаке, поскольку он ближе к материку, и первый храм возник там еще в начале 1940-х годов.

Ныне вождем бижагошцев является Аугусто Перейра, праправнук легендарной правительницы Окинка Пампа, которая в начале 20 века вела переговоры с португальцами, отстаивая интересы островитян. «Мы теряем древние знания и многие таинства нашей веры – говорит Перейра, сидя на плетеном троне и держа в руке ритуальное копье. – Все больше людей обращаются в христианство и расстаются с верой предков – а она всегда хранила нашу природу. Бижагошцы живут в единстве с природой. Если мы ее не отстоим, наша жизнь утратит цену».

 

Проповедь личной наживы идет вразрез со многими древними ритуалами. Один из них – тайный обряд инициации фанадо, когда юные островитяне месяцами живут в лесу, а старшие приобщают их к древним знаниям о силах природы. Однако быстрая застройка островов храмами и мечетями приводит к забвению древних обычаев, говорит Хонорио Фернандес (Honório Fernandes), сотрудник биосферного заповедника Болома-Бижагош. «Новые религии убивают нашу культуру, – говорит Фернандес. – Вместо того, чтобы жить в лесу три-четыре месяца фанадо, постигая тайны лесов и вод, молодежь узнает, что существует Бог, а он и без того заботится о них».

Совсем недавно протестанты составляли в Гвинее-Бисау крохотное меньшинство, но теперь их численность быстро растет, а доля последователей древней веры предков сократилась с 60% до 15% за период с 1979 по 2009 год, по данным последней переписи.

Пастор Хорхе Окособо (Jorge Ocosobo), баптистский миссионер, уверяет, что церковь почитает местные верования, хорошо зная, какое сакральное значение островитяне придают родной флоре и фауне. «Религия здесь не может существовать и развиваться вне природы, – говорит Окособо. – Церковь уважает и скрупулезно оберегает священные места. Нам нельзя, к примеру, рубить деревья». Однако позднее он сам же опровергает собственные слова, рассказывая историю о том, как служители церкви срубили старый баобаб, в котором, по местным поверьям, обитал злой дух. «Мы свалили дерево, а местные жители в ужасе толпились в отдалении, – вспоминает Окособо. – Они ждали, что дух вырвется и покарает нас, но ничего не случилось. Теперь вслед за нами и остальные потянулись строиться на этом месте, которое раньше чтили и обходили десятой дорогой из страха перед злым духом».

По словам эколога Фернандеса, предки островитян наложили табу на все старые хлопковые деревья на островах, каждое из которых считается священным, но миссионеры демонстративно валят эти священные деревья, чтобы доказать туземцам превосходство и силу Господню. «Духи медлят с наказанием для святотатцев, а священники понимают, что тем самым они внушают глубокий страх и уважение местным жителям».

Пастор Окособо вспоминает также случай, когда власти отвели церкви участок для строительства храма на святой земле. «Местная жрица вещала, что первый, кто дерзнет поднять руку и начать строительство, тут же умрет, – говорит Окособо. – Однако на деле заболела и умерла сама жрица. Местные жители посчитали это свидетельством высшей воли, и страсти улеглись. Я не говорю, что мы убили ее – просто всем стало очевидно, что наш Господь сильнее древних богов»

Форумы