• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

В Уганде католики протестуют против попытки узаконить церковную десятину в виде налога

«Наши руководители занимаются вымогательством, противореча Слову Господнему», говорят прихожане

КАМПАЛА. В Уганде католики выступают против попытки узаконить церковную десятину в виде налога, считая, что «руководители церкви занимаются вымогательством, противореча Слову Господнему», сообщает religionnews.

Тысячи католиков этой одной из беднейших стран мира выступили с гневными протестами, узнав о том, что церковь от их имени просит правительство узаконить сбор десятины в качестве церковного налога. Аналогичный церковный налог в Германии стал источником рекордного дохода Католической церкви за прошлый год, по данным газеты Handelsblatt, но из-за его введения, по статистическим данным, церковь в этой стране уже покинули миллионы верующих. «Почему церковь постоянно вымогает у нас деньги? – возмущается Джон Маянджа (John Mayanja), 46-летний учитель начальной школы в Китанте (центральная Уганда). – Ведь считается, что десятину мы платим по своей доброй воле, а потому мне непонятно принуждение и давление со стороны руководства церкви».

Брожение умов и возмущение началось после обедни, отслуженной 28 октября в столичном Рубагском соборе архиепископом Киприаном Кизито Луанда (Cyprian Kizito Lwanga). В своей проповеди архиепископ просил правительство Уганды незамедлительно ввести церковный налог, то есть вычитать в принудительном порядке 10 процентов из зарплаты каждого прихожанина Католической церкви на поддержание ее деятельности. Архиепископ с гневом отметил, что далеко не все прихожане добровольно платят десятину от своих доходов церкви. «Мы лжем перед Господом, что платим церкви десятину из наших доходов, – указал архиепископ Луанда. – Но после богослужений наподобие сегодняшней обедни каждый бросает в кружку самую скудную лепту. При этом Библия говорит, что десятая часть нашего дохода принадлежит церкви, и потому я надеюсь на вашу поддержку нашего предложения правительству, ибо этот шаг пойдет во благо всем нам».

Однако некоторые христиане в Уганде сомневаются в истинных побуждениях церкви, считая, что церковный налог сделает бедных еще беднее, а без того «экстравагантный» образ жизни некоторых священников и епископов еще роскошней. «Им следует понимать, что мы платим взносы за учебу наших детей и выплачиваем государственные кредиты, – говорит Джон Маянджа. – У нас просто нет денег».

В настоящее время население Уганды насчитывает около 43 млн. человек, живущих в среднем на 1.9 доллара в день, то есть пребывающих в глубокой нищете, по классификации Всемирного банка. При этом, по данным социологов службы Brookings Institution, треть домохозяйств в этой стране тратит 65 процентов своих доходов на скудное пропитание.

Архиепископа Луанду вдохновляет пример католиков Германии, где государство удерживает 8-9 процентов доходов каждого прихожанина и направляет в соответствующие церковные фонды. «Эти деньги идут на строительство и обновление храмов» – подчеркивает архиепископ. За прошлый год Католическая церковь Германии получила рекордную сумму в 7.1 млрд. долларов от церковного налога, но при этом более 2.2 млн. немцев оставили церковь с 2000 года, по данным издания Handelsblatt. Эти «отказники» более не облагаются церковным налогом, но и не могут принимать участие в церковной жизни, исповедаться и приобщаться к церковным таинствам. По словам архиепископа Георга Гансвейна (Georg Gänswein), этот исход уже стал «серьезнейшей проблемой» для церкви. Известно, что различные налоги на религиозную деятельность существуют еще в нескольких странах Европы, причем некоторые из них добровольны, по данным социологической службы Pew Research Center.

Идею о церковном налоге, начисляемом на зарплаты прихожан, разделяют и некоторые католики среди правительственных чиновников Уганды, утверждая, что это предложение архиепископа Луанды целиком основано на Священном Писании. «Архиепископ всего лишь напомнил церковным общинам и каждому верному католику, что церковь нуждается в средствах на свою богослужебную и богословскую деятельность» – говорит Бетти Намбуз (Betty Nambooze), член парламента от города Муконо.

На сегодня католики составляют существенную долю в населении Уганды, но эта доля в последние годы быстро сокращается. По данным последней переписи населения 2014 года, католиков в стране насчитывалось 39.3 процента – и это резкое падение в сравнении с 2002 годом, когда их было 41.6 процентов. При этом 32 процента жителей Уганды принадлежат к Англиканской церкви, а 14 процентов исповедуют ислам.

Ряд религиозных лидеров других деноминаций усомнились в подходе, избранном архиепископом Луандой. «Тот из верующих, кто не платит десятину, сам лишает себя надежды на место в Царствии Небесном, – говорит пастор Мозес Мугиза (Moses Mugisa) пятидесятнической Церкви Искупления Господнего. – А потому нет никакой необходимости в принуждении прихожан к выплате десятины с помощью властей». Многие другие также не разделяют идею церковного налога, считая, что Библия не уполномочивает власть предержащих на сбор десятин и пожертвований от верующих. «Я бы хотел, чтобы власти сразу лишали мирских полномочий священников и епископов, просящих их о помощи в сборе десятины, – говорит Сайрус Род (Cyrus Rod), епископ пятидесятнической Церкви. – Такое духовенство служит лишь за материальное вознаграждение, и мы не позволим ему свернуть страну с пути истинного. Священнику надлежит собирать десятину и пожертвования, и это ни в коей мере не политическая роль».

Джон Маянджа и другие несогласные католики считают, что действия архиепископа Луанды противоречат вероучению Католической церкви. «Господь не требует какого-то определенного даяния от каждого верующего, – говорит Маяджа. – Мы жертвуем на церковь от всего сердца по мере сил, кто сколько может, и любой наш дар равно угоден Господу. А наше священноначалие занимается явным вымогательством, и эти действия противоречат Слову Господнему».

Форумы