Юбилей известного историка византийского искусства О.С. Поповой отмечен международной конференцией

На конференции собрались специалисты из России, Великобритании, Италии, Греции, Турции и других стран
МОСКВА. Международная научная конференция "Искусство византийского мира. Индивидуальность в художественном творчестве" открылась 7 ноября в Государственном институте искусствознания (ГИИ). Специалисты из России, Великобритании, Италии, Греции, Турции и других стран собрались в Москве в честь юбилея Ольги Сигизмундовны Поповой – искусствоведа с мировым именем, известного исследователя византийского искусства, профессора кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ им. Ломоносова.

В течение трех дней 7-9 ноября историки и искусствоведы обсудят широкий круг проблем изучения искусства Византии и стран, входивших в орбиту ее культурного влияния в V–XV вв.: как рождались новые архитектурные и художественные идеи; какова роль конкретного мастера в создании художественного и архитектурного образа и как соотносилось общее и индивидуальное в конкретных произведениях; как проявлялись столичные влияния и местные особенности в творчестве византийских мастеров; какие варианты модификации типологических, иконографических, стилистических, технических норм возникали в искусстве византийского мира.

Пленарное заседание 7 ноября прошло под председательством Софии Калописси-Верти – почетного профессора Афинского национального университета имени Каподистрии, координатора Комиссии по истории византийского искусства Международной ассоциации византийских исследований, президента Христианского археологического общества (Афины ).

Первые же доклады и их обсуждение показали, насколько сложная тема выбрана для научного форума. Замдиректора ГИИ по научной работе, доктор искусствоведения Армен Казарян на примере раннесредневековой архитектуры и монументальной пластики Армении раскрыл тему «О творческом начале в средневековом зодчестве». Принято считать, что средневековое церковное искусство было в значительной степени регламентировано жесткими рамками канона и требованиями богослужебной функциональности. Архитектура Армении свидетельствует о значительной степени творческой свободы, которой были ведомы зодчие. Так, мастера VII в. использовали множество решений, ранее не известных в других странах, при этом они руководствовались в первую очередь не столько «конструктивной целесообразностью», сколько, как считает А. Казарян, эстетическими критериями. Исследователь фиксирует «минимальное влияние литургии на формы храмов». На примере нескольких значимых памятников VII в. докладчик раскрыл «экспериментаторский дух» армянских зодчих, а также проследил творческие новации в уникальных сооружениях X- XI вв.: ротонды, звездообразные композиции, переосмысление идеи римской триумфальной арки в храмовом зодчестве и т.д. Таким образом, речь идет о «непрекращающемся творческом поиске армянских мастеров на протяжении всего средневековья», заключил автор доклада.

Сильвия Педоне (Римские национальные галереи старинного искусства Барберини и Корсини, Рим) выступила с сообщением «Скульптор в Византии: индивидуальность и статус – между оригинальностью и правилами». По ее словам, трудно говорить о проявлениях индивидуальности в византийском камнерезном искусстве, которое представлено преимущественно архитектурными элементами (украшениями колонн, карнизов, алтарей, саркофагов и т.д.). Скорее речь может идти о «коллективной личности», учитывая артельный характер работы мастеров, ограниченных при этом многими нормами. Однако в редких случаях можно говорить о «сознательной новации»: например, использование в разных элементах каменного декора общего иконографического мотива (крест с расширяющимися рукавами и треугольными завершениями) в базилике св. Филиппа в Иераполисе, что исследовательница называет «своеобразной визитной карточкой артели».

Темы прозвучавших далее докладов обнаруживают большую заинтересованность исследователей в избранной теме: Небойша Станкович (Стамбул) «Традиции, новации и индивидуальное творчество в монастырской архитектуре: св. Афанасий Афонский и кафоликон его Великой лавры»; Анна Захарова (МГУ, Москва) «Проблема индивидуальности византийского художника на примере миниатюр XI века»; Мария Панайотиди-Кесисоглу (Афины) «Личности ктиторов в комниновский период по иконографическим программам»; Лилия Евсеева (ЦМИАР, Москва) «Мозаики Монреале: заказчики и художники»; Мария Лидова (Оксфорд) «Что значит имя?»: подписи византийских мастеров как проявления авторской индивидуальности» и другие.

7 ноября после завершения научной дискуссии состоится чествование профессора Поповой. 8 ноября конференция продолжит свою работу в Институте искусствознания, 9 ноября – на историческом факультете МГУ. 9 ноября в отделе обслуживания корпуса "Шуваловский" Научной библиотеки МГУ состоится открытие выставки книг Ольги Сигизмундовны Поповой, приуроченной к ее юбилею. 10 ноября для участников конференции состоится поездка во Владимир и Суздаль, а также пройдет дискуссия "Опыт реставрации и сохранения памятников средневекового искусства". С подробной программой научного форума можно ознакомиться на сайте истфака МГУ.

Справка

Ольга Сигизмундовна Попова в 1960 году окончила отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ. После окончания и до 1965 года работала в Отделе рукописей Государственной библиотеки имени В.И. Ленина. В 1968 году окончила аспирантуру на кафедре всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ и начала здесь же преподавать (с 2005 года – профессор кафедры). С 2002 года заведует сектором истории византийского искусства в Государственном институте искусствознания. Доктор искусствоведения (2004 год), тема диссертации: "Византийские и древнерусские миниатюры".

В 1998 году избрана почетным членом Христианского археологического общества Греции. В 2003 году получила звание заслуженного преподавателя МГУ, в 2009 году награждена премией имени М.В. Ломоносова, в 2015 г. – премией памяти митрополита Московского и Коломенского Макария за книгу «Пути византийского искусства» (2013).

Форумы