• Источник:
  • Мария Розинская - специально для Седмицы.Ru

Епископ Бачский Ириней (Булович) прокомментировал назначение Константинопольской патриархией экзархов в Киев

Представитель Сербской Православной Церкви дал интервью сербскому изданию «Политика»

БЕЛГРАД. Предлагаем читателям интервью епископа Иринея.

Корр. Действительно ли весь православный мир оказался в опасности, как об этом предостерегает Синод Русской Православной Церкви после решения Синода Вселенской Патриархии о направлении двух экзархов в Киев? Является ли на самом деле эта опасность уже реальностью, как это констатируется в том же сообщении Святого Синода Русской Православной Церкви, и что «процесс по отношению к заявлениям Константинопольского Патриарха необратим и будет продолжен»?

Еп. Ириней. В Вашем вопросе частично дан и ответ. Действительно, впервые в истории Православной Церкви над ней нависла реальная опасность нового великого раскола, но на этот раз не между Христианским Востоком и Западом, а внутри самого Востока. Если бы дошло до этого, — а я, вопреки всему, надеюсь, до этого не дойдет, — то это стал бы наибольший и самый тяжкий раскол в отличие от всех предыдущих, случившихся в истории Церкви, даже более значимый, чем раскол 1054 г. года, с учетом современной многочисленности Поместных Православных Церквей и их распространения по всему миру. Должен, хоть и кратко, разъяснить появление двух константинопольских «экзархов» в Киеве. Они, иначе говоря, не поставлены туда, а посланы на некоторое время с конкретной миссией осуществления плана о предоставлении автокефалии украинским раскольникам разных цветов и типов, вопреки законам, против воли канонической Церкви на Украине, которая является единственной [Церковью] в этом государстве признанной всеми Церквами, начиная с Константинопольской Патриархии. Слово «экзарх» имеет разные значения в разных контекстах, но здесь означает просто посланник, легат, представитель.

Что бы понять, что происходит, следует представить себе следующую картину: в Скопье прибывает делегация с берегов Босфора, чтобы определить модус и процедуру предоставления автокефалии местной Церкви, которая находится в расколе со всеми Церквами, включая, прежде всего, саму Константинопольскую Патриархию, и молча обходя каноническую Церковь и ее Предстоятеля, архиепископа Йована, единственного, которого признают все, даже упомянутая делегация и те, которые ее направили. Возможно представить и еще больший оксюморон: подобная делегация появляется в Цетинье, где пребывает некоторое время и начинает разрабатывать процедуру предоставления автокефалии Мирашу Дедеичу (самозванному Михаилу) и его раскольнической секте, хотя его предварительно сама Константинопольская Патриархии лишила сана после его канонических преступлений, в то время как законный епископ, митрополит Амфилохий, прекрасно известный и в самом Стамбуле и во всем православном мире в целом не будет удостоен ни посещения, ни приветствия, а о всей «миротворной» и «объединительной» операции узнает из новостей и телевизора.

Вы в конце спросили, действительно ли процесс в Киеве необратим. Я слышал о таких декларациях, но считаю, что в истории не бывает необратимых процессов, даже не только, когда они уже закончились, но и когда они еще продолжаются и еще нуждаются в окончании. Повторюсь: надеюсь на Бога вместе с огромным большинством православных христиан по всему миру, что Константинопольская Патриархия, исторически воспринимаемая как Мать всех славянских Церквей, не перейдет фатальный Рубикон и святыню единства Церкви поставит над земными «приматом», антагонизмом, интересaми, влияниями...

Корр. Какую позицию Сербская Православная Церковь займет относительно этих событий и решений, связанных с Украиной? Многие медиа уже обсуждают, на чью сторону встанет Сербская Церковь — Москвы или Константинополя...

Еп. Ириней.  Сербская Православная Церковь не поддерживает существование двух различных — притом противостоящих — направлений Православия, одного «фанариотского», а второго «московского», но верует в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Христову Церковь. Поэтому она делает все, что может, на службе единству Церкви, относительно мира и любви между Поместными Церквами, и не определяясь со способом, хотя, может, один может быть в сфере политики, идеологии и так называемых интересов.

Кратко: мы не за Москву, а за полное соблюдение векового канонического порядка, и мы не против Константинополя, но против любой инициативы, которая, даже несмотря на добрые намерения, конечно вызовет еще более тяжелые потрясения и разделения, чем те, которые мы имели. Наша цель — всегда выгонять злого духа из нашего Дома, в котором он незвано поселился, но и чтобы невольно не очистить и украсить наш Дом, а после в него вселились семь других, более злых, чем первый, духов (сравни: Мф. 12.43 –45, Лк. 11.24–26).

Корр. Насколько осуществим призыв Святого Синода Русской Православной Церкви к Предстоятелям Поместных Православных Церквей инициировать братское всеправославное обсуждение церковной ситуации на Украине? Рассматривает ли Сербская Церковь этот призыв и поддерживает ли она в связи с этим контакты с другими Поместными Православными Церквами?

Еп. Ириней. Всеправославное совещание на эту тему невозможно, потому что такие советы созывает Вселенский Патриарх как Предстоятель Церкви, первой по чести и рангу, а сегодня он отстаивает тезис, что имеет право сам, без участия остальных сестринских Церквей, только со своим Синодом, решать проблемы где бы то ни было в Православии, без учета юрисдикции и позиции автокефальных Церквей (лично я уверен, что этот тезис не поддерживает ни одна из Православных Церквей).

Такое обсуждение, как мне кажется, ни нужно, так как все православные Патриархи и Синоды, и даже вся общественность в православном мире, знают, что происходит как благодаря служебным переговорам с делегациями как Константинопольской, так и Московской Патриархии, так и на основе общедоступной информации.

Корр. Если неканонические церковные структуры на Украине таким образом получат автокефальность, существует ли возможность, что подобное произойдет и в Македонии, где также существует каноническая Церковь и непризнанные структуры?

Еп. Ириней. Думаю, Вы знаете, что значит аббревиатура ЭПП: экономическо-пропагандная программа. Но знаете ли, что значит ЕПП? А то: если пройдет, то пройдет. Здесь важно ЕПП: если нечто такое пройдет на Украине (а не может пройти кроме как с непредвиденными последствиями), то произойдет не только в Македонии (сегодня уже, вероятно, «Северной»), но и в Черногории, Абхазии, и там, где заказчики и исполнители это задумают, даже, может, и в Греции. Молимся Богу и призываем ваших читателей православного вероисповедания молиться, чтобы Бог нас сохранил от такого искушения.

Ссылки по теме
Форумы