Святитель Арсений Тверской

Свт. Арсений Тверской. Хромолитография. 1893 г.


Фрагмент статьи из т. 3 «Православной энциклопедии». Москва, 2001 г.

Арсений († 2.03.1409), свт. (пам. 2 марта и в 1-ю неделю после 29 июня - празднование перенесения мощей А. и Собору Тверских святых), еп. Тверской (с 1390), основатель Жёлтикова в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря. Житие А. известно в большом количестве списков, редакции отличаются в основном количеством чудес, в наиболее ранней (РГБ. Унд. № 286, 90-е гг. XVI в.; ГА Тверской области. Рук. Кол. Оп. 1. № 1103, 2-я пол. XVII в. и др.) описаны 2 чуда (1566 и 1594). В житии сказано, что оно было составлено через много лет после преставления святого. Источниками для жития послужили краткие записи о святом, хранившиеся в Жёлтиковом мон-ре и неполно отражавшие деятельность святителя: называя А. преподобным, житие рассказывает преимущественно о событиях его жизни, связанных с историей мон-ря. Житие дополняют летописные известия о закладке и освящении святителем храмов, Крещении и венчании княжеских детей, миротворческой деятельности в конфликтах между тверскими князьями и кашинским кн. Василием Михайловичем и др.

В нач. XVI в. независимо от пространного жития было составлено проложное житие А. (РГБ. Рум. № 397. Л. 418-418 об.; ГИМ. Увар. № 1001. Л. 8 об. и др.). Сообщаемые им сведения отличаются от фактов, приводимых в пространном житии, и представляются менее достоверными. Существует также житие А., написанное в 1764 г. архим. Макарием (Петровичем), ректором Тверской ДС (ГА Тверской области. Рук. Кол. Оп. 1. № 26, 1017; ГИМ. Щук. № 106 и др.), этот текст представляет собой беллетризированную обработку пространного жития с добавлением сведений из проложного жития.

Пространное житие говорит, что о происхождении святителя сведения не сохранились (РГБ. Унд. № 286. Л. 9об.), в проложном житии А. назван тверитянином. После смерти родителей А. принял постриг в Киево-Печерском мон-ре, это дает основание предположить, что он скорее всего был уроженцем Юж. Руси. На основании ошибочного свидетельства святцев XVII в. (РГБ. Больш. № 249. Л. 267) А. называли также греком (Клибанов. С. 240). Подвизаясь в Киево-Печерском мон-ре, А. вскоре стал образцом для др. монахов, и на него обратил внимание буд. митр. свт. Киприан, взявший его с собой в Москву. После поставления Киприана на митрополию А. был возведен в сан протодиакона.

В 1390 г. А. вместе с митр. Киприаном, греч. митрополитами Матфеем и Никандром и рус. епископами Михаилом Смоленским и свт. Стефаном Пермским приехал в Тверь для суда над Тверским еп. Евфимием (Висленем). Суд был не только церковный, но и мирской: Евфимия обвиняли «и архимандриты, и игумени, и священницы, и иноцы, и боаре, и велможи, и простии» (ПСРЛ. Т. 11. C. 125). Суть обвинений не вполне ясна: в летописях говорится о «мятеже церковном», причиной к-рого был Евфимий, в житии А. Евфимий обвинен в ереси, Никоновская же летопись называет «жалобы» на него «клеветами». Так или иначе, митр. Киприан был вынужден забрать Евфимия в Москву и в ответ на просьбу тверского кн. св. блгв. Михаила Александровича 24 июля 1390 г. поставил А. на Тверскую кафедру. О епископской хиротонии А. 24 июля 1390 г. сообщают Рогожский летописец (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 160), Симеоновская летопись (Т. 18. С. 147), а также запись на бумажной вклейке в пергаменном Уставе: ГИМ. Син. 387, XV в. В Никоновской же летописи (ПСРЛ. Т. 11. С. 125-126) и исторических сборниках (ГА Тверской обл. Рук. Кол. Оп. 1. № 1129 и № 1554 и РГБ. Фадеев. № 24) поставление А. на Тверскую кафедру излагается иначе: в июле Киприан, низложив Евфимия, «даде» вел. кн. Михаилу Александровичу А., «мужа дивна, и нарочита, и добродетелна суща», однако А., испугавшись вражды и несогласия, к-рые он увидел в Твери, не будучи хиротонисан во епископа, уехал вместе с митр. Киприаном и Евфимием в Москву. Кн. Михаил Александрович вновь просил Киприана о поставлении А., и митрополит вторично поехал с А. в Тверь в сопровождении тех же архиереев, к к-рым присоединились еп. Звенигородский Даниил и еп. Рязанский Иеремия. Согласно Никоновской летописи, А. был хиротонисан на Тверскую кафедру 15 авг. 1390 г. Пространное житие, не рассказывая о 2 приездах А. в Тверь, тем не менее сообщает, что первоначально А. «не восхоте и отнюд» принять епископскую кафедру, «недостоина себе нарицая таковаго начинания смирения ради» (РГБ. Унд. № 286. Л. 15).

Возглавив Тверскую епархию, святитель приложил много усилий для устроения церковной жизни и прекращения междоусобных раздоров в княжестве. В 1390-1391 гг. был обновлен Спасо-Преображенский кафедральный собор в Твери, в 1393-1394 гг. А. основал Жёлтиков мон-рь на р. Тьмаке с теплой ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, в 1404 г. в мон-ре была заложена, в 1406 г. освящена каменная ц. в честь Успения Богородицы - четырехстолпный трехапсидный храм с 2 приделами; в 1398 г. освящена ц. во имя арх. Михаила в Городце, в 1403 г. там же освящена ц. во имя свт. Николая. В 1399 г. А. встретил и поместил в Спасо-Преображенском соборе икону Страшного Суда, присланную К-польским Патриархом, спустя нек-рое время совершил монашеский постриг тяжелобольного кн. Михаила Александровича и вскоре отпел почившего князя. Годы святительства А. были временем расцвета тверской иконописи и тверского книгописания, в частности, в Твери была переписана Лествица со списка, составленного свт. Киприаном во время пребывания его в К-поле. По инициативе А. в 1406 г. была создана древнейшая из дошедших до нас редакция Киево-Печерского патерика, к-рому святитель постарался придать общерус. звучание. При А. в Тверских землях оживилось летописание, следы к-рого сохранились в Рогожском летописце, Никоновской и др. летописях.

Неск. раз митр. Киприан вызывал А. в Москву: в 1396 г.- на поставление Ростовского архиеп. свт. Григория Премудрого, в 1401 г.- на Собор по делу Новгородского архиеп. Иоанна и Луцкого еп. Саввы, в дек. 1403 г.- по неизвестному поводу.

О преставлении святителя сохранился подробный рассказ в Новгородской IV (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 408-409) и Никоновской (Т. 11. С. 211-212) летописях и в «Летописи Авраамки» (Т. 16. С. 318-319), автором его, по-видимому, был один из близких к святителю клириков. Рассказ жития о преставлении святого отличается от летописного и содержит ошибки, в частности в сообщении, что в погребении А. участвовал кн. Михаил Александрович († 1399),- святого хоронил сын Михаила Александровича Иван Михайлович. А. погребен рядом с Успенским собором в Жёлтиковом мон-ре. В 1483 г. были обретены нетленные мощи А., от к-рых начались чудотворения. В том же году по повелению еп. Вассиана (Оболенского) и по благословению игум. Геронтия иноком Жёлтикова мон-ря Феодосием были составлены стихиры и канон А. (имя автора указано в списке службы: РГБ. Рум. № 397. Л. 146, сер. XVI в.); в Похвальном слове А. также есть указание на составление службы в 1483 г. Местное празднование святителю было установлено на Соборе 1547 г.

Первое датированное чудо А. относится к 1556 г. Это чудо воскрешения из мертвых рыбака Терентия, к-рый, хотя и прибегал с верою в молитве к А., однако умер от чрезмерного винопития. Родители, сокрушаясь, упрекали святого в том, что он попустил Терентию умереть в обители, созданной святым. Услышав молитвы родных, А. «вложы в мертваго ч(е)л(о)в(е)ка д(у)шу» (РГБ. Унд. № 286. Л. 22об.). Автор повествования о чуде, инок Феодосий (не тот, к-рый составил службу), говорит, что сам видел воскресшего и слышал от него рассказ о чуде. О воскрешении Терентия стало известно Тверскому еп. Акакию, к-рый совершил крестный ход в мон-ре и по повелению царя Иоанна IV Васильевича Грозного и по благословению митр. Московского Афанасия учредил в мон-ре архимандритию. Др. чудо совершилось в 1594 г.: с верою приложившись к раке святителя, излечился от паралича бывш. певчий Спасо-Преображенского собора Михаил Лаптев. В 1654 г., по сообщению одной из редакций пространного жития (ГА Тверской обл. Рук. Кол. Оп. 1. № 1122), Святейший Патриарх Никон освидетельствовал мощи А. Обнаружив их нетленными, Патриарх благословил изготовить для них новое облачение и по просьбе архиеп. Лаврентия прислал деревянную раку, в к-рой из Соловецкого мон-ря в Москву перевозили мощи свт. Филиппа II (Колычёва). В 1655 г. мощи А. были перенесены из деревянной ц. святых Антония и Феодосия, где они временно пребывали с 1637 г., в обновленный Успенский собор Жёлтикова мон-ря и положены в раку, присланную Патриархом Никоном. В 1655-1656 гг. была составлена служба на перенесение мощей, что можно считать установлением общецерковного почитания А. В Москве на Тверском подворье (совр. Кузнецкий мост, 11) с 1690 г. существовала ц. во имя Арсения.

В 1734 г. мощи А. переложили в серебряную раку, деревянная была передана в Отроч мон-рь. В XIX - нач. XX в. в Жёлтикове мон-ре хранился гроб из белого камня, выдолбленный, по преданию, святителем (Димитрий (Самбикин). С. 76). В нач. XX в. Вениамин (Федченков), бывший тогда ректором Тверской ДС, осмотрев мощи А., подтвердил их нетленность. В 1904 г. по благословению Тверского архиеп. Димитрия (Самбикина) было установлено празднование Собору Тверских святых в 1-ю неделю после 29 июня, когда праздновалось перенесение мощей А., в этот день в Твери совершался крестный ход в Жёлтиков мон-рь; празднование Собору возобновилось в 1979 г. по благословению архиеп. Калининского и Кашинского Алексия (Коноплёва).

Мощи А. были вскрыты в 1919 г. (см. Вскрытие мощей), последний раз они упоминаются в акте за 1930 г.- НА ТГОМ. Ф. Р 1. Оп. 1. № 196. Л. 3, их совр. местонахождение неизвестно. Частица мощей А. помещена в один из мощевиков, хранящихся в Серапионовой палатке Троицкого собора ТСЛ, сохранился напрестольный крест (1704-1705 гг. ГЭ), в к-рый вложен фрагмент ризы святителя.

В печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ, под 2 марта (Минея (МП). Март. Ч. 1. С. 49-64) помещена полиелейная служба А. (см. Знаки праздников месяцеслова). Среди текстов службы Собору Тверских святых А. упомянут в 3-й стихире на Господи воззвах, в каноне утрени ему посвящены 3-я песнь полностью и первые тропари 6-й и 7-й песней (Там же. Июнь. Ч. 2. С. 545, 549, 551, 552).

Источники: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1; Т. 11, 15, 16 (по указат.); Житие Арсения Тверского // Клосс Б. М. Избр. тр. М., 2001. Т. 2. С. 218-238; Конявская Е. Л. Житие св. Арсения, еп. Тверского // Древняя Русь: Вопр. медиевистики. 2001. № 3 (5). С. 66-94.

Литература: Борзаковский В. С. История Тверского княжества. СПб., 1876. С. 171-173, 181; Первухин Г. П., прот. О тверских иерархах. Тверь, 1901. С. 44-47; Колосов В. И. Родина свт. Арсения, еп. Тверского // Тверские ЕВ. 1904. № 3. С. 77-81; № 7. С. 251-262; Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик. Каз., 1907. С. 47-48; Виноградов И. А. Св. Арсений, еп. Тверской. Тверь, 1909; Яцимирский А. И. Опись библиотеки и части ризницы Жолтикова Тверского мон-ря в 1636 г. // Библиогр. летопись ОЛДП. Пг., 1917; Клибанов А. И. Свободомыслие в Твери в XIV-XV вв. // Вопр. истории религии и атеизма. М., 1958. Вып. 6. С. 231-260; Валлич Э. И. Опыт текстологического анализа памятника тверской литературы XVII в. // Проблемы отеч. истории. М., 1973. Ч. 1. С. 45-65; Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери ХIV - XVI вв. М., 1979. С. 98, 346; Конявская Е. Л. Арсеньевская редакция Киево-Печерского патерика // ВМУ: Филол. 1983. № 2. С. 3-11; она же. Книжная культура Твери XIV-XV веков // Русская речь. 1984. № 5. С. 106-109; она же. Житие Арсения Тверского // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 248-249; Конявская Е. Л., Прохоров Г. М. Арсений // Там же. С. 68-70; Дмитриева Р. П. Феодосий // Там же. Вып. 2. Ч. 2. С. 460-462; Попов Г. В. Тверская икона XIII-XVII вв. СПб., 1993. С. 45-46, 276; Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.). Тверь, 1994. С. 224-227; Тверская область: Энцикл. справ. Тверь, 1994. С. 46, 261, 280, 296; Клосс Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 123-124; Синай. Византия. Русь: Правосл. искусство с VI до нач. ХХ в.: Кат. выст. / Мон-рь Св. Екатерины на Синае, Фонд Св. Екатерины, ГЭ. Б. м., 2000. С. 332. R-99.

Е. Л. Конявская

Форумы