• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Международные новостные агентства комментируют предложения отправить в отставку Папу Франциска

Часть духовенства и мирян считают обвинения против него несправедливыми

ВАТИКАН. Папу Франциска призывают оставить свой пост на фоне скандалов, углубивших раскол в Католической церкви, при этом часть духовенства и мирян считают обвинения против него несправедливыми, сообщает foxnews.

Католическую Церковь потрясло постановление большого жюри в штате Пенсильвания на основании расследования и отчета, согласно которому более 1000 детей в шести епархиях стали жертвами сексуальных преступлений в лоне церкви с участием около 300 священников и представителей вышестоящего духовенства. В отчете особо подчеркивается тот факт, что епископы и другие высшие церковнослужители пытались прикрыть эти преступления и предотвратить возмущение общественности, причем в покрытии преступлений, по заявлению Джоша Шапиро (Josh Shapiro), генерального прокурора штата Пенсильвания, участвовала «вся церковная иерархия вплоть до Ватикана». После публикации этого отчета и вялой первичной реакции Ватикана, в Католической Церкви стал еще более заметен раскол, который ставит под угрозу понтификат Папы Франциска всего через пять лет после того, как он сменил на этом посту Папу Бенедикта XVI.

Лишь через несколько дней после того как грянула эта новость и пронеслась по первым полосам американской прессы, Ватикан выступил с официальным заявлением. как сообщалось, кардинал Грег Берк (Greg Burke) прибег к непривычно прямым и жестким оборотам речи, говоря о выявленных преступлениях. Он подчеркнул, обращаясь к жертвам, что «папа на вашей стороне», а также отметил, что преступления, о которых говорится в постановлении большого жюри, церковь считает «предательством, разрушившим доверие жертв, укравшим их человеческое достоинство и подорвавшим их веру». «Церкви предстоит усвоить трудные уроки из происшедшего, и привлечь к ответственности как самих преступников, так и тех, кто сделал возможными эти преступления» – подчеркнул Бурк.

Однако многие католики и аналитики считают это признание слишком запоздалым и недостаточным. Так, в открытом письме на 11 страницах, размещенном в газете The New York Times во время визиты Папы в Ирландию, архиепископ Карло Мариа Вигано (Carlo Maria Vigano), бывший посол Ватикана в США, обвинил Папу в осведомленности о преступлениях. По его словам, Папа знал о преступлениях и не сделал практически ничего, чтобы наставить на путь истины бывшего кардинала Теодора Маккаррика (Theodore McCarrick), чье сексуальное «неблагоразумие» было всем давно известно. Более того, как утверждает архиепископ Вигано, Папа Франциск снял с Маккаррика епитимью, наложенную на того Папой Бенедиктом XVI, возвысил его и стал приглашать на важнейшие собрания духовенства в Ватикане, несмотря на усиливающиеся слухи о его развратных наклонностях.

Многие аналитики либеральной части церкви, поддерживающей Папу Франциска, считают, что их противники из консервативных кругов неспроста выбрали время для публикации письма Вигано – с явной целью подорвать доверие к Папе. Они все острее критикуют его благоволение к гомосексуалистам и разведенным прихожанам, его все более свободные трактовки церковных канонов и традиций. Разброд в церкви еще более усугубил отзыв Папы Франциска о письме Вигано, в котором он сказал, что письмо архиепископа «говорит само за себя» и «не стоит ни единого слова» в ответ.

Служение Папы Франциска, начавшееся в 2013 году, многие либералы стали уподоблять «глотку свежего воздуха» и появлению новой рок-звезды – после того как он завоевал многие сердца, посещая тюрьмы, омывая ноги заключенным и иммигрантам, беседуя по душам с бездомными, и выражая глубокое уважение и сочувствие изгоям общества. Дэвид Гибсон, известный деятель духовной литературы и новый директор Центра религии и культуры при университете Фордхэма, считает, что нападки на Папу из-за его замедленной реакции на обвинения клириков в преступлениях «несправедливы». Гибсон полагает, что Папа пытался и пытается извлечь уроки и выработать действенную церковную политику для преодоления кризиса сексуальных преступлений, длящегося уже ряд десятилетий. «Он во многом является порождением Старой Церкви, – говорит Гибсон. – Ему нужно время, чтобы освободиться от ее пут и традиций, и в этом он действует лучше своих предшественников. Но он движется очень осторожно, проявляя высочайшее уважение к церкви – в особенности это проявилось в чилийском деле».

Папа, как известно, долгое время всячески защищал одного из епископов своей родной страны от обвинений в сексуальных преступлениях. Но его терпение однажды закончилось, и он изменил свою политику на прямо противоположную, вынудив целый ряд чилийских епископов подать в отставку в связи с «тяжкими проступками» и «небрежением в разборе свидетельств» о преступлениях. Папа также обвинил их в сокрытии и уничтожении доказательств, в попытках препятствовать расследованиям, в неумении или нежелании оградить беззащитных детей от педофилов.

Фактически, Ватикан впервые в своей истории сделал решительный шаг в привлечении к ответственности епископов, причастных к сокрытию сексуальных преступлений в лоне церкви, и сделал его открыто и публично. «Папа Франциск обратился с глубоким, чистосердечным покаянием, заявив «Я был неправ и должен измениться» – подчеркивает Гибсон. – До него никто из пап ни разу не отстранял ни одного епископа». Скандалы вокруг подобных фактов, которые вдруг одновременно стали всплывать на поверхность – результат «наследия, накапливавшегося за последние 60 лет», хотя это ссылки на тяжкое наследие более не могут служить оправданием для дальнейших промедлений в реагировании, ибо Папа теперь несет теперь всю ответственность за искоренение этих преступлений, по словам Гибсона.

Сами жертвы преступлений и их защитники обвиняют церковь в том, что она десятилетиями закрывала глаза на преступления, предпочитая охранять честь церкви и «заметать мусор под ковер» - вместо того, чтобы защищать детей от педофилов среди духовенства. «Папа Франциск во время своего пребывания в Ирландии в который раз упустил возможность четко и конкретно сказать миру, что он собирается делать, чтобы положить конец сексуальным насилиям на детьми и сокрытию этих преступлений в церкви, – говорит Петер Айсли (Peter Isely), один из основателей организации Ending Clergy Abuse (ECA), объединяющей в своих рядах активистов-правозащитников и жертв преступлений в лоне Католической Церкви. – Это всемирный кризис. Он затронул не только Ирландию, видевшую столь много преступлений и страданий, он дошел в каждый уголок мира, где есть Католическая Церковь».

«В речах Папы важней всего не то, что он сказал, а то, о чем умолчал, – продолжает Айсли. – Он не сказал, что собирается изменить церковные законы таким образом, чтобы каждый священник, замеченный в сексуальном посягательстве на ребенка, навсегда лишался сана. Он не сказал, что каждый епископ, уличенный в сокрытии сексуальных преступлений, будет лишаться сана. До тех пор, пока он это не скажет и не сделает, никакие другие его слова и деяния никоим образом не смогут положить конец этому кризису».

Активисты «Фонда свободы от религии», американской организации, объединяющей в своих рядах агностиков и атеистов (в том числе бывших католиков), с недавних пор публикует на целом развороте в газете The New York Times воззвание, призывающее католиков выходить из Церкви. «Священники насиловали девочек и мальчиков, а Святой Отец, ответственный за их защиту, не просто бездействовал – он прятал и покрывал преступников, – говорится в воззвании. – В шести епархиях свободно действовали три сотни хищников среди духовенства, их жертвами пали более тысячи беззащитных детей, и что же? Ни единый епископ не осужден. Каков ответ папы? Одни пустые слова, ни одного реального действия – за исключением призывов к верующим молиться и поститься».

 

Форумы