• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Государственная программа по спасению лесов в Кении внесла раскол в среду местного духовенства

Полиция изгоняет из лесов незаконных поселенцев, они ищут приют в храмах

 

НАЙРОБИ. Государственная программа по спасению лесов в Кении внесла раскол в местное духовенство: полиция изгоняет из лесов незаконных поселенцев, а они ищут приют в храмах, сообщает religionnews.

Когда подразделения военизированной лесной охраны прибыли в лесной массив Массаи Мау в июне, чтобы изгнать из него тысячи незаконных поселенцев, те бросились искать приют в церквях, школах и торговых центрах, оставляя свои поселки с их храмами, школами и засеянными полями. Все их жилые и хозяйственные постройки подверглись сносу и сожжению по распоряжению правительства – поскольку поселенцы сводят леса и тем самым ставят под угрозу существование основных источников водоснабжения в стране.

Церкви страны раскололись во мнениях о массовых выселениях и зачистках заповедной территории. Некоторые религиозные лидеры поддержали программу выселений, считая ее жестким, но необходимым шагом в деле сбережения богоданного природного наследия страны и ее основных экосистем. Но в среде национального духовенства звучат и противоположные мнения со стороны тех, кто считает подобные меры бесчеловечными.

Жертвами программы массовых выселений стали более 40 тысяч земледельцев и скотоводов. Они успели захватить примерно 146 тысяч гектаров лесных угодий в заповедном лесном массиве Массаи Мау, общая площадь которого достигает 400 тысяч гектаров. Некоторые поселенцы даже успели купить участки земли в этом массиве, хотя многие представители духовенства и общественные активисты заявляют, что подобные незаконные продажи прикрывались влиятельными политиками, искавшими поддержку местного электората.

Пионеры среди местных поселенцев успели прожить в заповедных угодьях более 30 лет. Но рост населения с неизбежным расширением площади посевов и выпасов нанесли тяжелый ущерб заповедным лесам и водосборам крупнейших рек, а потому правительство пошло на это непопулярное решение. Согласно экологическим исследованиям, массовые вырубки деревьев и кустарников и потравы лесных насаждений козами и коровами привели к усиленной эрозии почв, накоплению отложений и наносов в речных поймах и руслах и, в результате, к серьезной угрозе опустынивания этих земель. Приречные поселки ниже по течению полностью зависят от рек в своей жизнедеятельности, поскольку вода используется для питья, орошения, животноводства и, кроме того, от полноводности рек зависит жизнь диких животных в заповедниках.

В ходе процесса принудительного выселения, по распоряжению властей были заброшены огромные чайные плантации в этих местах, и теперь они зарастают деревьями и кустарниками. Примерно 7 тысяч местных жителей были выселены с чайных плантаций этим летом, а освобожденные от хозяйственной деятельности площади в 12 тысяч гектаров отданы во власть дикой природе.

«Если мы сегодня не сохраним эти заповедные леса, питающие источники рек, завтра население страны столкнется с серьезной нехваткой воды, и при этом пострадает животноводство, начнут вымирать дикие животные, – говорит Джексон Оле Сапут (Jackson Ole Sapit), архиепископ Англиканской церкви Кении, в своем интервью службе Religion News Service. – Леса являются нашим богоданным наследием, и их экосистемы нужно сохранить любой ценой. Меры по их спасению давно назрели».

По словам архиепископа, леса питают многие реки страны, а те, в свою очередь, наполняют крупнейшие водоемы и водотоки – озеро Виктории, озеро Натрон в Танзании и великую реку Нил. «Лес поддерживает жизнь реки Мара, вдоль которой идут пути миграции многих животных, а ведь эти массовые переселения диких стад ныне считаются одним из чудес света, – напоминает архиепископ Сапут. – Если мы дадим погибнуть лесам, погибнут и стада антилоп». Он имеет в виду массовые миграции диких табунов, насчитывающих примерно 1.5 миллиона антилоп гну, зебр и прочих видов антилоп, которые обычно текут по дуге от заповедника Серенгети и лесного массива Массаи Мара в Кении в поисках зеленых пастбищ.

Многие другие представители духовенства согласны с архиепископом. «Я считаю, что выселение незаконных поселенцев – это беспроигрышное решение для народа Кении – говорит отец Чарльз Одира (Charles Odira), католический священник и защитник природы. – На восстановление леса уйдет немало времени, но в долгосрочной перспективе это решение принесет огромную пользу для страны».

Правительство Кении отвергает предложения о выплате компенсаций выселяемым лесным жителям, заявляя, что их поселения были незаконными. Жителям рекомендуют подыскать себе другие места для поселений, либо вернуться в те земли, из которых они некогда прибыли в лес. Никому из них не помогли разнообразные грамоты и свидетельства о покупке участков, поскольку правительственные чиновники объявили все подобные сделки незаконными. По словам Хассана Оле Наадо (Hassan Ole Naado), заместителя генерального секретаря Верховного совета мусульман Кении, большинство поселенцев – это наивные и добросовестные покупатели лесных угодий, введенные в обман мошенниками. «Эти мошенники использовали свои связи, а нередко и государственные должности, с целью обмана и наживы, – говорит Наадо. – Властям следует в первую очередь преследовать этих аферистов, а не поселенцев».

Несмотря на то, что программа выселений поддерживается многими в Кении, некоторые церковные иерархи выступают против них, считая, что применяемые меры чрезмерно жестоки, хотя и вызваны вполне понятным стремлением защитить природу и источники вод. Так, Пол Лелейто (Paul Leleito), епископ африканской Евангельской церкви, считает, что правительственные чиновники не только не выполнили рекомендации надзорной комиссии по наведению порядка на этой территории, но не исполнили и свои прямые обязанности. Они не провели четкие границы лесных угодий, не определили права собственности на землю, и не озаботились поддержкой местных жителей, вынужденных теперь бросать родные места.

«Меня тревожит и возмущает тот факт, что этих несчастных выкинули из их домов без всякого предварительного предупреждения, – говорит Лелейто. – Многих из них выселили в никуда, и теперь они лишены приюта, многие из них живут под открытым небом, страдают от ночного холода и заболевают, а их дети лишились школьного образования». Епископ считает, что правительство должно было предоставить местным жителям хоть какое-то время на подготовку к переселению. «Бесчеловечно и возмутительно то, что этим людям даже не дали возможность собрать урожай и их тяжелый труд пропал даром, – подчеркивает Лелейто. – Никто этим не озаботился, и в результате урожай просто погиб».

В то же время, церковные деятели предупреждают, что политики не должны использовать тему переселений для набора политических очков в противостоянии со своими оппонентами, поскольку эта тема лишь вносит ненужные раздоры в местные общины. Архиепископ Сапут считает, что было бы разумно даже обнести леса ограждениями, чтобы помешать дальнейшим попыткам захвата заповедных земель нелегальными поселенцами. «Нам всем следует видеть великое добро, которые несут эти меры в долгосрочной перспективе, и поддерживать правительство в его стремлении защитить природу», говорит архиепископ.

 

Форумы