• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Камень, выпавший из Стены Плача в Иерусалиме, углубил трещины старых религиозных распрей

Многие иудеи сочли это падение символичным

 

ИЕРУСАЛИМ. Камень, выпавший из Стены Плача в Иерусалиме, углубил трещины старых религиозных распрей, и многие иудеи сочли это падение символичным, сообщает theguardian.

Случись это где-то в другом месте, событие прошло бы не замеченным: тесаный блок известняка примерно в метр высотой и весом порядка 100 кг, частично подточенный, по всей видимости, многовековой эрозией, выскользнул из кладки Стены Плача и рухнул вниз, едва не задев одного из молящихся и с грохотом сокрушив деревянный помост. Этот помост был сооружен на особом участке по требованию либеральных иудеев, долго боровшихся с ортодоксами за право на совместную молитву мужчин и женщин. На основной площади близ Стены, как известно, ортодоксальная иудейская администрация строго делит людской поток по полам, и запрещает женщинам молиться вслух.

Своим падением этот камень вызвал разлет обломков и многочисленные трещины не только и не столько в помосте. От него пошли новые и углубились старые болезненные трещины в иудейских общинах. Вновь ожил давний конфликт между ортодоксальными иудеями, которым принадлежит вся полнота власти в этом святом месте, и прогрессистскими течениями иудаизма. Многие известные общественные и духовные деятели не замедлили заметить, что место падения было далеко не случайным, тут наверняка не обошлось без божественного вмешательства, и событие следует считать знаком. Так, Дов Калманович (Dov Kalmanovich) заместитель градоначальника Иерусалима, воспользовался случаем, чтобы лишний раз обвинить поборников совместных молитв в греховности, заявив, что им следует опомниться и «заглянуть внутрь себя». Эту точку зрения поддержал и раввин Шмуль Рабинович (Shmuel Rabinowitz), главный попечитель Стены Плача. Он сначала смиренно заметил «кто я такой, чтобы толковать знаки», но тут же предположил, что это событие свидетельствует о том, что «каждому из нас необходимо провести личный самоанализ».

Те же, кто не столь склонен усматривать в событии сверхъестественное вмешательство, призывают провести научные исследования и испытания устойчивости 2000-летней стены. По данным научного отчета за 2014 год, в отдельных участках стены наблюдаются активные процессы эрозии. Джо Узиель (Joe Uziel), археолог Израильской службы древностей, настаивает на необходимости тщательного обследования сооружения с установкой строительных лесов и помостов. «Мы в нашей службе рассматриваем такое обследование как стартовую площадку для дальнейших масштабных работ по изучению надежности всего комплекса древних сооружений на Храмовой горе», подчеркнул археолог.

Однако проект такого рода чреват дальнейшей напряженностью в местных религиозных отношениях – и без того далеко не простых. Стена Плача входит в комплекс священных сооружений, почитаемых также мусульманами. Мусульмане зовут всю эту прямоугольную площадь, обнесенную высокими стенами и вознесенную над остальными частями Старого города Иерусалима на высоту в 770 метров над уровнем моря, аль-Харам аль-Кудс аш-Шариф (или «благородное святилище»). Высота стены достигает здесь кое-где 45 метров, а общий объем каменной кладки составляет порядка 200 тысяч кубометров – что почти не уступает, к примеру, объему кладки третьей по величине пирамиды Менкаура в Египте на плато Гиза. Это третье по святости место для ислама и первое для иудаизма. На территории Храмовой горы находился Первый, а затем и Второй Иерусалимский Храм; и здесь же, согласно еврейской традиции, в будущем будет стоять Третий Храм. В настоящее время на территории Храмовой горы расположены мусульманские культовые сооружения – мечеть Аль-Акса и Купол Скалы.

Административное управление на территории «благородного святилища» со стороны мусульман осуществляет благотворительная служба «вакф», руководствуясь чрезвычайно деликатным соглашением о «статус-кво», достигнутым с властями Израиля. Любые работы и раскопки в этих святых местах нередко воспринимаются одной из сторон соглашения как возможное посягательство на святость и неприкосновенность святилища. Так, в 1996 году, когда власти Израиля одобрили работы по вскрытию подземных туннелей близ Стены Плача, это решение вызвало бурю возмущения среди мусульман, и в столкновениях было убито несколько десятков человек. Беспорядки возникли после того, как премьер-министр Беньямин Нетаньяху торжественно открыл вход из мусульманского квартала в древний подземный комплекс, где посетители могут видеть фундамент Стены, древние катакомбы и погребальные камеры.

В этот раз раввин Рабинович на вопрос о том, следует ли властям провести консультации с мусульманской администрацией «вакф», прежде чем начинать работы по обследованию и консервации Стены, ответил: «Западная стена принадлежит иудейскому народу… мы не делаем никакой тайны из наших работ в этом святом месте, и нам не требуется ни с кем советоваться по этим вопросам».

 

Форумы