• Источник:
  • Павел Лебедев - специально для Седмицы.Ru

В Литве прошла научная конференция «Библейские исследования в секулярном и постсекулярном обществе»

С докладами на конференции выступили библеисты, теологи, религиоведы и политологи

КЛАЙПЕДА. В Международном университете LCC, базирующемся в литовской Клайпеде, состоялась международная научная конференция, посвященная состоянию и перспективам развития библеистики в XXI веке. Организаторами форума выступили Теологический факультет университета и Центр веры и человеческого развития, аффилированный с университетом.

Основная цель конференции определяется в пресс-релизе следующим образом – осмысление интеллектуальной ситуации, в которой сегодня находятся научные и церковные организации, специализирующиеся по библиистике, исследователи и преподаватели библейских дисциплин. Какую роль должны они выполнять в условиях, когда кажется, что Библия и знания о ней теряют свою актуальность для жизни современного общества? Как библеистика может и должна быть наиболее плодотворно интегрирована в сферу высшего образования?

С докладами на конференции выступили библеисты, теологи, религиоведы и политологи из Литвы, Польши, Нидерландов, Великобритании, ЮАР, США.

На пленарном заседании было представлено два доклада. С первым выступил профессор библеистики LCC Международного университета Бенджамин Джиффон. В своём выступления на тему «(Не)актуальность библейских исследований» докладчик попытался разобраться в вызовах и угрозах, перед которыми стоит библеистика как область гуманитарного знания. Он поделился своим видением будущего вузов и журналов, занимающихся библейской тематикой и указал на значительную разницу в той роли, которую играет библеистика в секулярных и постсекулярных обществах, с одной стороны, и в традиционных или полутрадиционных, с другой.

Второй доклад профессора теологии Университета Фри-Стейт (ЮАР) Питера де Вийе касался центральной темы форума – «Оживление теологии в секуляризованные времена: поворот к эстетике». В нём докладчик, во-первых, критически оценил преобладающий до сих пор акцент в теологической эпистемологии на концептуальном знании и маргинализации эстетического элемента как слишком субъективного. Во-вторых, он засвидетельствовал фиаско такого рода теологии в современном общественном дискурсе и рост интереса к эстетике в рамках этого дискурса. Эстетику, по мысли Вийе, «можно считать вполне самостоятельным видом познания», который стоит взять на вооружение теологии, чтобы получить новый импульс актуализации и привлекательности, особенно при артикуляции своего мистического измерения.

Несколько докладов было посвящено состоянию библеистики, а также библейской проблематике в современной общественной жизни Польши.

Так, в сообщении «Не Иисус, а торговля! Библия и многорелигиозное пространство в современной польской литературе» его автор, философ и литературовед Матеуш Кучаб (Жешувский университет), выявляет и анализирует библейские мотивы в современной польской литературе. На примерах из поэтических, драматургических и прозаических произведений докладчик указывает на напряжённость, существующую между заповедями и смыслами Евангелия и современными политическими и экономическими принципами жизни польского общества как они отражены в сочинениях авторов.

Профессор политологии, специалист по церковно-государственным отношениям Петр Мусиевич (Университет Игнациум, Краков) с сообщением «Проблемы и перспективы развития библейской науки в современной Польше». Докладчик дал три модели изучения библейских дисциплин: 1) аналитическая, где превалирует научный подход; 2) актуализированная, направленная на приложение истин Библии к жизни; и 3) смешанная, объединяющая обе из вышеуказанных.

По данным Муциевича, в польских католических университетах и семинариях преобладала первая модель, в католических общинах – вторая. Впрочем, в последние годы в Польше появилось несколько католических библейских школ, где практикуется вторая модель. Но пока распространению в вузах как актуализированной, так и смешанной модели изучения библейских текстов препятствует неверная, по мнению докладчика, образовательная программа, а также засилье либерализма.

Прозвучали доклады, касающиеся статуса библеистики как научной области и способов и условий её преподавания в вузах разных стран мира, в частности: «Переосмысление контекста библейских исследований: трактовка М. Полани секулярного и постсекулярного общества» (Джон Хесс, Мидлсекский университет, Лондон); «Незаинтересованная аудитория: преподавание библеистики для студентов, выросших в секулярном и постсекулярном обществе» (Мэттью Хаффман, LCC Международный университет); «Разноаспектное чтение и изучение Нового Завета на закате периода пост-апартеида» Мариус Нел (Стелленбосский университет, ЮАР).

Ряд сообщений был посвящён педагогико-методической и общетеологической тематике, которые связаны с библеистикой. Выпускник Сербской православной семинарии св. Василия Острожского (штат Иллинойс), аспирант Тринитарный Международного Университета (США) Димитрие Станоевич выступил с докладом «Ветхозаветная экзегетика в светском и постсекулярном обществах»; профессор Ветхого Завета Стелленбосского университета (ЮАР) Луи Йонкер с докладом «Пересекая границы: трансформационный потенциал межкультурного прочтения библейских текстов»; д-р теологии Амстердамского свободного университета Хенрикас Жукаускас «“Дух и невеста говорят: "Приди"”: драматическая плодотворность теологии Святого Духа».

Форумы