• Источник:
  • Павел Лебедев - специально для Седмицы.Ru

Недавние находки археологов в Иерусалиме уточняют и дополняют «Иудейскую войну» Иосифа Флавия

Археологи рассказали о находке в Иерусалиме монет, датируемых временем Первой иудео-римской войны 66-73 г. г.

ИЕРУСАЛИМ. В конце марта известная археолог Эйлат Мазар из Еврейского университета анонсировала находку нескольких десятков монет в Иерусалиме, датируемых временем Первой иудео-римской войны 66-73 г. г. Редкие монеты, отчеканенные за несколько лет до взятия столицы Иудеи римлянами в 70 году, были найдены в пещере в археологическом парке Офель, который находится в Старом городе Иерусалима, сообщается в видео-репортаже о раскопках на сайте христианского новостного агентства Philadelphia Trumpet.

По мнению Мазар, возглавляющей раскопки и её коллег, пещера в глубину от 7 до 15 метров использовалась местными жителями первые два года Иудейско-римской войны (или Великого восстания, как ещё называют эту войну) в качестве жилища, и как убежище в последующие два года, уже во время римской осады Иерусалима, вплоть до разрушения храмового комплекса и всего города.

Обнаруженные в пещере бронзовые монеты диаметром 1,5 сантиметра сохранились очень хорошо. На них видны надписи на иврите, а также еврейские символы: четыре вида библейских растений (пальма, мирт, цитрон и верба) и изображение кубка, которые использовались при жертвоприношениях и в различных праздничных ритуалах. При этом лишь немногие из найденных монет относятся к начальному периоду войны, основная же часть клада датируется 69-70 годами – этот короткий период известен как «четвертый год» войны.

Как отмечает д-р Мазар, «на монетах последнего года обороны надпись на монетах «За свободу Сиона» была изменена на «Во искупление Сиона». (Термин «Сион», согласно библейским текстам, например, Пс 76: 3, Зах 9:9, является синонимом Иерусалима.) «Явно, эта небольшая деталь, видимо, может отражать изменения в настроениях повстанцев незадолго до их гибели. Оба типа надписей и изображения на монетах тесно связаны со столицей Иудеи и с Храмом как главной святыней еврейского народа, что подтверждает строго национально-религиозный пафос восстания против Рима», – добавляет учёный.

Факт существования оборота монет одного типа, по мнению видного специалиста по иудаизму Второго Храма д-ра Давида Гуревича (Еврейский университет в Иерусалиме), указывает на единство власти в Иерусалиме в годы Великого восстания, благодаря чему и мог осуществляться выпуск денег с единым дизайном и весом. Монеты использовались и в пропагандистских целях – с их помощью провозглашалась новая эра независимости в истории Израиля, а израильский народ вдохновлялся на борьбу с захватчиками.

«Но что более важно, – отмечает учёный, – именно единство власти выступало гарантом платёжеспособности монет. При этом на монетах не упоминается ни один из тогдашних лидеров восстания, что контрастирует с монетами периода восстания под предводительством Симона Бар-Кохбы (132 -135 г. г.), на которых значилось «Симон, князь Израиля».

При сравнении этих фактов с повествованием Иосифа Флавия в его книге «Иудейская война» возникает ряд вопросов. Дело в том, что Иосиф подробно описывает постоянную ожесточённую борьбу между повстанческими фракциями, продолжавшуюся до самого падения города. Каждая из фракций возглавлялась харизматическими вождями: Симоном бар Гиорой, Иоанном из Гисхалы и др. Однако монеты последнего года свидетельствуют скорее о стремлении властей, которые их чеканили, о стремлении поддерживать единую фискальную систему, а значит и единство управления, даже несмотря на поражения повстанцев повсюду в Палестине и на нависшую над Иерусалимом угрозу штурма.

То есть, по данным этих археологических находок, подкрепляемых подобными находками за пределами столицы Иудеи, можно сделать вывод, что описание Иосифом ситуации в Иерусалиме за год до его разрушения римлянами не совсем соответствует реальному положению дел. В столице в тот момент было определенное стремление всех фракций к единству, что, в частности, выразилось в чеканке и использовании единой монеты, а «Иосиф, видимо, преувеличивает масштабы конфликта в угоду своим римским читателям», считает Давид Гуревич.

Вместе с тем, археологи обнаруживают и многочисленные совпадения между археологическими артефактами и описанием событий, представленным в книге «Иудейская война», хотя эти совпадения и не полные. Так, в результате раскопок в «Городе Давида», произведённых проф. Ронни Рейхом и Эли Шукроном, под одной мощеной улицей близ Храмовой горы была обнаружена дренажная система высотой не более 1 метра, прикрытая плитами. Она послужила убежищем для повстанцев в уже захваченном римлянами Иерусалиме. На дне дренажного желоба учёные нашли сосуды с монетами 2, 3 и 4 года (то есть 66-70 г. г.).

Учёные предполагают, что эта находка может служить археологическим подтверждением одного свидетельства Иосифа, где говорится, что повстанцы после захвата города скрывались в подземных ходах (Иуд. война, 5.370), а римляне, после окончания уличных боев, «искали в шахтах, и перерывали землю, убивая всех, кого находили» (Там же 5.430)

Об этом красноречиво говорят, покрывавшие дренаж плиты, которые были, видимо, опрокинуты или частично разбиты с целью поймать беглецов. Впрочем, по мнению Гуревича, «нельзя исключать и того, что обнаруженное археологами повреждение каменных плит тротуаров было произведено в ходе внутренних конфликтов и столкновений враждующих партий повстанцев, ещё до взятия города; это тоже описано у Иосифа». «У исследователей ещё остаётся много вопросов и к находкам и к описаниям Иосифа», – заключает учёный.

Форумы