Иконография, посвященная прп. Евфросинии Суздальской

Кнж. Феодулия просит принять ее в обитель. Миниатюра. XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 233. Л. 31)
Фрагмент статьи из т. 17 «Православной энциклопедии». Москва, 2008 г.

Сохранилось немало икон, монументальных росписей, миниатюр, произведений декоративно-прикладного искусства, на к-рых представлена Е. Их создание и бытование в основном связаны с Суздалем и главным центром почитания святой - суздальским Ризоположенским мон-рем, хотя ее изображения встречаются и в др. регионах России. В текстах иконописных подлинников XVII-XVIII вв. об изображении Е. сказано под 25 сент.: «...подобием аки преподобная жена» (БАН. Дружин. № 975. Л. 36 об., посл. четв. XVII в.); «около главы клобук, риза преподобническая, дичь санкирь, испод лазорь дикая» (БАН. Строг. № 64. Л. 69 об., кон. XVIII в.; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 159); «подобием аки Евфросиния Александрийская, риза лазорь, ряска дымчата, около главы клобук дичь» (БАН. Двинск. № 51. Л. 91, кон. XVIII в.; ср.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 33). В соответствии с указаниями подлинников она изображалась, как правило, в монашеском облачении. Эта традиция отразилась и в руководстве для иконописцев 1910 г., где Е. описана как «очень худая от поста, лицом красивая; одежда ее - подрясник, мантия, на голове - куколь с апостольником; в левой руке лестовка и хартия со словами Пресвятой Богородицы к ней: Скверна не примесится телеси твоему» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 26).

Наиболее ранним изображением Е. принято считать шитый покров на гробницу преподобной 2-й четв. XVI в., созданный, вероятно, в мастерской вел. кнг. Соломонии Сабуровой. Е. представлена прямолично в рост, в монашеской мантии, рясе и клобуке, с крестом в деснице и со свитком в левой руке (ГВСМЗ, см.: Георгиевский. 1900. С. 96-98; Рус. прикладное искусство. 1982. С. 150-151. Ил. 37). Подобную иконографию имеет и др. покров, датированный кон. XVII в., также происходящий из Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ, см.: Георгиевский. 1900. С. 98. Ил. на форзаце; Рус. прикладное искусство. 1982. С. 164. Ил. 49). Образ Е. вышит на пелене 70-х - 80-х гг. XVI в. (?) с иконой Божией Матери «Моление о народе» и припадающими святыми (ГВСМЗ, см.: Спасо-Евфимиев мон-рь в Суздале: Путев. / Сост.: С. П. Гордеев. М., 2007. С. 83. Ил.), к-рая находилась в погребении свт. Арсения Элассонского в суздальском соборе Рождества Пресв. Богородицы.

На большом киоте Корсунской иконы Божией Матери 1-й пол. XVI в. из Преображенского собора Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале (вклад Д. И. Черемисинова, ГВСМЗ, см.: Иконы Владимира и Суздаля. 2006. С. 156-161. Кат. 24) на нижнем клейме левой серебряной пластины 1590 г. помещен образ Е. (боковые пластины с черневыми фигурами святых перенесены со старого киота при его реставрации А. Жилиным в 1877). Святая изображена в рост, вполоборота к центру, в молении иконе Божией Матери в среднике, одета в платье, плащ, на голове плат и корона в виде стеммы - уникальный вариант княжеской иконографии Е. На прориси с иконы XVII в. предположительно строгановского письма фигура преподобной, к-рую определяют как Е., с поднятой для крестного знамения десницей расположена в правой части композиции, обращена к Богородице с Младенцем на престоле в окружении сонма ангельских сил в небесном сегменте слева, на архитектурном фоне - сюжеты Жития преподобной, в частности раздача милостыни (РГИА. Ф. 835. Оп. 4. Д. 96. Л. 104; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 236-237, 613).

Незадолго до обретения мощей Е. мастерами Оружейной палаты было создано неск. икон преподобной: небольшой (86´ 33 см) деисусный образ из иконостаса придела во имя мц. Софии Смоленского собора Новодевичьего мон-ря, написанный в 1685 г. под рук. Ф. Е. Зубова (ГИМ),- святая представлена в рост, в монашеском одеянии, вполоборота влево, с протянутыми в молитве руками (в том же ряду помещены изображения других преподобных жен), а также икона-пядница 1692 г. с фигурами Е. и неизвестной преподобной (прмц. Евдокия?) в среднике и избранных святых на полях (ГИМ, см.: «Обитель пресветлая и дивно украшенная...»: К 480-летию основания Новодевичьего мон-ря: Путев. по экспозиции. М., 2004. С. 15-17, 47).

Икона 1700 г. (ГВСМЗ) в нач. XX в., очевидно, находилась над ракой Е. в Ризоположенском мон-ре. Преподобная представлена в молении поясному образу Богородицы с Младенцем в облаках, с поднятой в крестном знамении десницей, с четками в левой руке, на фоне панорамы Суздаля с Ризоположенским, Троицким и Спасо-Евфимиевым мон-рями, Рождественским собором и архиерейскими палатами в кремле; в среднике крупная надпись: «Обра(з) преп(д)бныя кн(ж)ы Евфросинии Су(ж)далскиа». В соответствии с текстом Жития она изображена изможденной аскетическими подвигами, согбенной, с морщинами на лице. Образ выполнен одним из работавших в Суздале при митр. Иларионе мастеров - последователей Симона Ушакова (Иконы Владимира и Суздаля. 2006. С. 429-431. Кат. 98). Единоличная поясная миниатюрная иконка нач. XX в. в серебряной рамке с.-петербургской фирмы Грачёвых (ГМИР - Серебряная кладовая ГМИР: [Альбом] / Сост.: И. А. Павлова. СПб., 2004. С. 26) связана с царской семьей (Е.- с крестом в руках).

В XVII-XVIII вв. иконы Е. в суздальских храмах были широко распространены. В 1674 г. вязниковский иконописец М. И. Пономарёв для местного ряда иконостаса собора Покровского мон-ря должен был написать «за южными дверьми образ преподобные Евфросинии Суждальской, а при нем два древа рябиновые» (Кочетков. Словарь иконописцев. С. 495). В 1683 г. в соборе Рождества Пресв. Богородицы находился местный образ Е., предстоящей Богоматери с Младенцем (Иконы Владимира и Суздаля. 2006. С. 429).

В описи Ризоположенского мон-ря 1771 г. только в соборе упомянуто 11 икон Е., украшенных серебряной басмой, окладами, венцами и цатами, в т. ч. образ молящейся Е. «в житии, на нем два венца и две цаты серебреные вызолочены, ожерельцо жемчужное с каменьем, тот образ обложен вокруг серебром, на немже по житию ее сорок три венчиков небольших серебрены вызолочены»; над ракой в иконостасе образ Е. в житии; икона молящейся Е. «в окладе серебреном, венцы и поля вызолочены, подложен камкою тусинною»; «за правым крылосом иконостас, в коем тринадцать образов... седмой образ преподобной Ефросинии, на нем два венца и поля серебрены вызолочены»; «стоящих по разным местам образов... десятый образ положения ризы Пресвятыя Богородицы и преподобныя Ефросинии»; «на раке мощей преподобныя благоверныя княжны Ефросинии образ ея» и др. (Георгиевский. 1900. Прил. С. 28-31).

Кроме икон в соборе хранилось 2 покрова: «Пелена шитая в шелку, на ней вышит образ благоверныя княжны Ефросинии Суздальские, венец шит золотом, около венца подпись, низано жемчугом крупным, а вкруг та пелена обложена камкою зеленою, по той камке слова шиты золотом, в руку ея крест обнизан по краям жемчугом»; «на мощах преподобныя княжны Ефросинии покров вышит шелком, на том покрове образ ея вышит шелком же, а венец вышит золотом, около венца подпись низано жемчугом крупным, крест празументовой золотой, вкруг того покрова подпись, слова шиты по зеленой камке золотом» (Там же. С. 32).

В кон. XIX - нач. XX в. в Ризоположенской ц. древних икон Е. обнаружено не было. В. Т. Георгиевский указал «не древнюю» икону Е. «с деянием» в серебряном окладе (оклад поздний, «даже с пробой») в местном ряду иконостаса справа от царских врат, слева во 2-м праздничном ярусе икону-пядницу с ее изображением в золоченом окладе и киоте, попавшую туда из старого иконостаса, за клиросами переписанные в позднейшее время 2 иконы святой (Там же. С. 53-55). На фотографии кон. XIX в. части интерьера храма с ракой Е. запечатлена ее большая ростовая икона в окладе (Там же. Вкл.).

Поздние иконы Е. находились также в храмах Ризоположенского монастыря. В Троицкой ц. за жертвенником в киоте было установлено 5 икон, на одной из к-рых среди Суздальских святых написана Е. В новой ц. Сретения Господня около столпов помещено «несколько старых икон» в киотах «не ранее... начала XVIII в.», в числе к-рых есть образ Е., на стенах приделов в киотах - 2 иконы Е. из старой Сретенской ц. В часовне на входных воротах стоял иконостас (иконы были взяты из старых иконостасов Сретенской и Ризоположенской церквей) с изображением Е., имевшим «следы древнего письма». Согласно описи 1771 г., на одной из икон в ц. Сретения Господня Е. была представлена вместе с преподобными Сергием Радонежским и Евфимием Суздальским (Там же. С. 69, 74, 75, 81. Прил. С. 46).

В XVII-XVIII вв. в рус. искусстве получили распространение изображения Соборов местных чудотворцев, в Суздале они появились не позднее 2-й пол. XVII в. Известна икона Суздальских святителей Иоанна, Феодора, преподобного Евфимия и Е. в молении Спасителю письма А. И. Татаринова (1791, частное собрание, см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 230). На иконе «Святители Иоанн и Феодор, преподобные Евфимий и Евфросиния Суздальские» (1792, ГВСМЗ, см.: Иконы Владимира и Суздаля. 2006. С. 498-501. Кат. 113; на обороте владельческая надпись: «Суждалскаго купца Андрея Чернова. Писан [1792] года») святые предстоят Владимирскому образу Божией Матери (в зеркальном переводе), Е.- справа вполоборота к центру, со сложенными перед грудью руками; надпись: «с. п. ефросиния». Др. аналогичная икона представляет 4 Суздальских святых вместе со свт. Петром, митр. Московским, под образом Спаса Нерукотворного (нач. XIX в., иконописец Д. Мешков, ГВСМЗ), Е.- 2-я справа, с четками в поднятой к груди правой руке. На левой створке небольшого складня-триптиха с композицией «Введение Пресв. Богородицы во храм» в среднике изображены прп. Евфимий Суздальский и Е., предстоящие Тихвинскому образу Божией Матери (кон. XVIII в., ГВСМЗ).

Среди рус. святых, рядом с Суздальскими чудотворцами, образ Е. присутствует на подоле XVIII в., пришитом к саккосу Казанского митр. Лаврентия 60-х гг. XVII в. (ГОМРТ; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 294-296. Кат. 95). На иконе с расширенным составом местных святых «Святители Иоанн, Феодор, Дионисий и Симон, преподобные Евфимий и Евфросиния Суздальские» из Рождественского собора Суздаля (сер. XIX в., ГВСМЗ) Е. представлена крайней справа, с четками в левой руке, десница прижата к груди; надпись: «Прп. Евфросинии Сужд.» (Иконы Владимира и Суздаля. 2006. С. 518- 521. Кат. 118). Подобный образ с добавлением изображения свт. Димитрия Ростовского (создан не ранее 1757) хранился в нач. XX в. во Флорищевой пуст. (Георгиевский В. Т. Флорищева пуст.: Ист.-археол. описание с рис. Вязники, 1896. С. 127). На иконе «Собор Суздальских святых» (2-я пол. XIX в., см.: ПЦК, 1984. М., 1983. Вкл.) из храма равноапостольных Константина и Елены в Суздале Е. написана в академической манере. В числе преподобных жен в медальонах на нижнем поле святая представлена со свитком в левой руке на иконе «Прор. Илия с избранными святыми» 1-й пол. XVIII в. (галерея икон Я. Морсинка в Амстердаме, см.: Бенчев. Иконы св. покровителей. 2007. С. 248).

Житийные циклы, посвященные Е., сохранились в иконописи, в монументальной живописи, на миниатюрах рукописей. Лицевые рукописи Жития получили распространение во 2-й пол. XVII - XVIII в. Георгиевский опубликовал 15 из 57 миниатюр Жития XVII в. из б-ки Ризоположенского мон-ря, сравнив их с иллюстрациями рукописи XVIII в. из древлехранилища Владимирского Александро-Невского братства (куда она поступила из Ризоположенского монастыря), списков 1785 г. из б-ки того же мон-ря и кон. XVIII в. из собрания ОЛДрП (Житие пр. Евфросинии Суздальской по списку XVII в. и описание миниатюр // Георгиевский В. Т. Суздальский Ризоположенский жен. мон-рь. Владимир, 1900. Прил. С. 1-100). Последнее Житие с 58 миниатюрами издано полностью (Житие и жизнь блгв. вел. кнж. Евфросинии Суздальские, списано иноком Григорием / Изд. ОЛДрП. СПб., 1888. (ПДП; 91)).

Известно около 30 лицевых списков Жития Е. (26 указаны В. А. Колобановым, 4 - Ю. А. Грибовым; 10 из них датируются XVII в. и 20 - XVIII-XIX вв.). Среди них: РНБ. ОЛДП. F. 233, XVII в. (56 миниатюр); собрания Н. М. Михайловского. F. 228, кон. XVII в. (54 миниатюры); собрания Ф. И. Буслаева. F. I. 728, нач. XVIII в. (55 миниатюр); Тит. № 3112, XVIII в. (56 миниатюр); ОСРК. F. I. 146, кон. XVIII в. (56 миниатюр); Вяз. F. 25, кон. XVIII в. (57 миниатюр); РГБ. Больш. № 7, XVIII в.; ИРЛИ (ПД). Оп. 23. № 205, сер. XVIII в. (64 миниатюры); ГИМ. Щук. № 416, 70-е гг. XVII в. (56 миниатюр); Син. № 869, XVII в. (1 миниатюра), и др. Ю. А. Грибов на основе сравнительного анализа 10 иллюминированных рукописей XVII в. выделил 5 разновидностей цикла иллюстраций, различающихся количеством миниатюр в тексте, составом сюжетов, иконографией отдельных сцен, стилем их исполнения (см.: Грибов. 1993, 1995, 1998).

Большинство композиций идентичны по иконографии (хотя отдельные сюжеты имеют своеобразные детали), различия между миниатюрами преимущественно стилистические. Иллюстрации отличаются по уровню профессионализма художников. Так, правильным и четким рисунком, ясностью композиционного строя, аккуратностью исполнения, тщательной отделкой деталей, богатством и продуманностью цветового решения с колористическими нюансами выделяются рукописи из собрания кн. П. П. Вяземского и Основного собрания рукописных книг в РНБ (на миниатюрах последней рукописи нимбы золотые, а не охристые). Кроме того, в нек-рых списках нарушен порядок сюжетов, увеличено число иллюстраций. Комплекс миниатюр (расширенного состава) в рукописи из древлехранилища ИРЛИ (ПД) исполнен в изысканной графической манере (см.: Белоброва. 2005. С. 81-82).

Все рукописи начинаются с традиц. композиции с фигурой Е., предстоящей Пресв. Богородице с Младенцем в небесном сегменте (в списке из собрания Михайловского лист с этим изображением, вероятно, не сохр.). Как правило, преподобная представлена в правой части миниатюры в рост, вполоборота к центру, в монашеском облачении. В 3 списках (Тит. № 3112. Л. 1 об. (часть листа утрачена); ОСРК. F. I. 146. Л. 9 об.; Муз. № 3437. Л. 1 об.- Клосс. 2001. С. 350) рядом с фигурой Е. изображен Ризоположенский мон-рь. В основе иконографии ряда миниатюр лежат давно сложившиеся композиционные схемы. Так, извод сюжета «Рождество кнж. Феодулии» аналогичен иконографии «Рождество Пресв. Богородицы», «Крещение кнж. Феодулии» - «Сретению Господню», «Преставление великой черноризицы» - «Успению Пресв. Богородицы». Композиции «Обучение грамоте кнж. Феодулии», «Пострижение кнж. Феодулии в монашество с именем Евфросиния», «Преставление прп. Евфросинии», «Погребение прп. Евфросинии» являются типовыми для житийных икон преподобных.

Миниатюры «Рождество кнж. Феодулии» во всех списках сходны в иконографии. На фоне палат в центре - ложе с возлежащей княгиней, к-рая держит на руках спеленатого младенца, к ней подходят женщины с дарами. В нижней части композиции - 2 сцены: служанки омывают младенца и служанка качает колыбель. Наиболее кратким является извод из Основного собрания рукописных книг (F. I. 146. Л. 17 об.), где отсутствуют нижние сюжеты, 1-я женщина в группе несет новорожденную на плате. Младенца на руках княгини нет и в списке из собрания А. А. Титова (№ 3112. Л. 20 об.), он только в нижней части миниатюры. На миниатюре «Крещение кнж. Феодулии» действие происходит на фоне храма, в центре - купель, по сторонам - 2 муж. фигуры (священник с книгой и диакон) и 2 женские, одна из женщин держит на руках младенца. В рукописи ОЛДрП (F. 233. Л. 20) нет купели, в списке из собрания Буслаева (F. I. 728. Л. 10 об.) младенец на руках у мужчины (кн. блгв. Михаила?), в рукописи из собрания Михайловского (F. 228. Л. 7 об.) изображено 2 монаха. Миниатюра «Обучение грамоте кнж. Феодулии» представляет сидящего кн. блгв. Михаила (иногда со свитком в руке, за ним группа людей - ОЛДП. F. 233. Л. 24) и группу людей (или человека в богатой шубе - возможно, св. боярин Феодор, напр.: Тит. № 3112. Л. 23), впереди маленькая фигура кнж. Феодулии со свитком или с книгой.

Своеобразны изводы миниатюр «Явление кнж. Феодулии Пресв. Богородицы, показавшей ей рай и ад» и «Видение кнж. Феодулии мужа в белых ризах». В 1-м случае Богородица перстом десницы указывает на образ Бога в сегменте, за Ней - маленькая кнж. Феодулия в княжеской шубе; внизу, в черной адской пропасти, иногда с адским пламенем,- человеческие фигуры. В нек-рых списках Бог изображен в виде 3 фигур: средовека с книгой в руке, старца и юноши (собрание Ф. И. Буслаева. F. I. 728. Л. 14; Вяз. F. 25. Л. 14), в других - рядом избранные святые (ОЛДП. F. 233. Л. 26), в отдельных случаях это фигуры Иисуса Христа, св. Иоанна Предтечи, др. святых (собрание Н. М. Михайловского. F. 228. Л. 10 об.; Тит. № 3112. Л. 25; ОСРК. F. I. 146. Л. 22), фон сегмента представляет райский сад с разноцветными «травами» (собрание Ф. И. Буслаева. F. I. 728. Л. 14, и др.) и райскими птицами (ОЛДП. F. 233. Л. 26). На 2-й композиции изображены 2 монаха, лежащие в гробах, слева кнж. Феодулия обращена в сторону ангела в сегменте, справа повернута к группе монахов, стоящих за гробами. Ангел изображен в белых ризах или в зеленой тунике и красном плаще (Вяз. F. 25. Л. 15; Тит. № 3112. Л. 26; ОЛДП. F. 233. Л. 27). В нек-рых рукописях (собрание Н. М. Михайловского. F. 228. Л. 11 об.; ОСРК. F. I. 146. Л. 23) др. вариант композиции: на заднем плане церковь, откуда выходят монахи, колокольня, палаты с башенками. Внизу дважды повторяется фигурка кнж. Феодулии: обращенная к ангелу, указывающему ей перстом на небо, и к монахам.

Неск. миниатюр посвящено событиям, предшествовавшим поступлению кнж. Феодулии в мон-рь. На миниатюре «Явление преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских игумении Ризоположенского монастыря» на ложе - жен. фигура в монашеском одеянии (игумения), 2 преподобные подводят к ней девочку в богатой одежде. Иллюстрации из списка собрания Михайловского (F. 228. Л. 12 об.) дополнена фигуркой кнж. Феодулии в монашеской мантии, к-рая парит в небе на уровне куполов храма. Сюжет «Кнж. Феодулия приходит в Ризоположенский монастырь Суздаля» разворачивается на фоне архитектурных сооружений с Богородичной иконой на стене, под ней или над престолом - «риза Богородицы». Кнж. Феодулия и рядом стоящие люди протягивают руки в сторону группы монахинь, изображенных на фоне храмов. Центром миниатюры «Кнж. Феодулия просит принять ее в обитель» являются фигуры игумении с жезлом и княжны, павшей ниц перед «великой черноризицей», за ними - монахини и мирянки.

Рассказ о пребывании Е. в мон-ре начинается с миниатюры «Пострижение кнж. Феодулии в монашество с именем Евфросиния», построенной по традиц. иконографической схеме. В композиции «Явление Иисуса Христа прп. Евфросинии» на фоне храма - фигура Е. со склоненной головой, протягивающей руки к благословляющему Спасу Еммануилу. В списке из собрания ОСРК (F. I. 146. Л. 30) руки Е. прижаты к груди, а Спас «распростер руце крестообразно», показывая раны на ладонях. В списке из собрания Михайловского (F. 228. Л. 16 об.) изображен Иисус Христос. На миниатюре «Явление прп. Евфросинии бесовских полков» Е. осеняет себя крестным знамением перед иконой Божией Матери, бесы с сосудами, оглядываясь, убегают прочь. Аналогичная композиция на миниатюре «Явление диавола прп. Евфросинии». В списке из собрания Михайловского (F. 228. Л. 20) сюжет трактован несколько иначе: Е. на коленях на ложе простирает руки к Богородичной иконе, внизу - темно-коричневая пропасть, куда бегут бесы с копьями, косой, секирой.

В рукописях содержится еще неск. миниатюр с явлениями молящейся Е. диавола в разных обличьях, напр., в композиции «Явление прп. Евфросинии диавола в образе отца» преподобная смотрит на юношу, протягивающего руку в ее сторону, «хотя смутить». В некоторых списках диавол «во образе отца» представлен в виде средовека в короне, одетого в богатую княжескую одежду (собрание Ф. И. Буслаева. F. I. 728. Л. 27; собрание Н. М. Михайловского. F. 228. Л. 21), из-под к-рой выглядывают когтистые звериные лапы (ОСРК. F. I. 146. Л. 35), или он изображен с зелеными лицом и руками (ОЛДП. F. 233. Л. 39). В ряде миниатюр (Тит. № 3112. Л. 38; Вяз. F. 25. Л. 26, и др.) он выглядывает из-за столба или колонны. На миниатюре «Явление прп. Евфросинии диавола в образе юношей» Е. показана на фоне «палат» с иконой Иисуса Христа, напротив «юноши» в короткой одежде и с сосудами, стоящие рядом с пещерой или над ней, ведущей под землю, в глубине видны неск. человек. В списке из собрания Михайловского (F. 228. Л. 22) один из «юношей» вниз головой проваливается в пропасть. В композиции «Явление прп. Евфросинии диавола с бесами» Е. в коленопреклоненном молении перед иконой, в нижней части - адская пропасть с бесами; в рукописи из собрания Михайловского (F. 228. Л. 23 об.) бесы падают вниз.

Группа миниатюр посвящена наставлениям и чудесам преподобной. Так, на иллюстрации «Жены старейшин, боярыни с дочерьми приходят к прп. Евфросинии, чтобы насладиться ее речами» представлены игумения с жезлом и женщины в богатых одеждах с детьми. В композиции «Смиренные поучения прп. Евфросинии» святая проповедует перед игуменией и группой сидящих инокинь. На миниатюре «Игумения видит во сне прп. Евфросинию, держащую «мед сотен» в деснице» спящая настоятельница зрит в облаках восседающую на престоле Е. с медом; вверху в сегменте - благословляющая десница или треугольник с надписью: «Бгъ» (ОСРК. F. I. 146. Л. 43). На иллюстрации «Восхищение на небо прп. Евфросинии» 2 фигуры беседующих монахинь и ангела, возносящего Е. на небо. На миниатюре в списке из собрания Михайловского (F. 228. Л. 28 об.) инокини написаны в окнах, слева на облаке - молящаяся Е. (без ангела). Действие сюжета «Моление прп. Евфросинии и девиц-постниц об устроении церкви Пресвятой Троицы» происходит на фоне храма с иконой Св. Троицы Ветхозаветной, изображены 2 группы инокинь, некоторые пали ниц, впереди Е. и игумения с нимбами. Миниатюра «Преставление великой черноризицы» соответствует распространенной иконографии «Преставление святого»: на ложе - умирающая игумения, возле нее - группа монахинь во главе с Е., скорбящие «девицы-постницы».

В ряде миниатюр показано, как молитвы Е. сохранили город и мон-рь от разрушения. В частности, в композиции «Видение Животворящего Креста» Е. и группа инокинь молятся о спасении города, обращаясь к явленному образу Голгофы. Иногда (собрание Н. М. Михайловского. F. 228. Л. 36) этот сюжет объединен со следующим сюжетом - «Явление юношей с луками», где на фоне крепостных стен со стоящими внутри воинами за Е. и монахинями двигаются всадники («неверные и безбожные агаряне»). Над храмом с иконой Иисуса Христа 2 ангела в сегменте в воинских доспехах целятся из луков в «агарян». На миниатюре из списка ОСРК (F. I. 146. Л. 53 об.) инокини изображены внутри храма. Миниатюра «Прп. Евфросиния молитвами спасает обитель от разрушения» представляет Е. с монахинями в коленопреклоненном молении (в нек-рых рукописях пала ниц только преподобная) на фоне храма с иконой, в большинстве списков - это образ Спаса Нерукотворного. Враги в страхе убегают от огня, сходящего с небес. В изводе «По молитве прп. Евфросинии мрак скрывает град Суждал от вражеского разорения» на фоне церкви с иконой Иисуса Христа представлена фигура павшей на колени Е., по ее молитве «сниде мрак во облаце», вражеские всадники не нашли мон-рь. Е. и «неверные» разделены темной широкой полосой облаков, обозначающей тьму. В нек-рых списках (ОСРК. F. I. 146. Л. 57 об.; Вяз. F. 25. Л. 45 об.) Е., осеняющая себя крестным знамением, молится вместе с монахинями.

На миниатюре «Молитва прп. Евфросинии о помиловании Суздаля «от смертоносныя язвы, труса, пленения и всякого навета вражия»» изображена Е. с поднятой для крестного знамения десницей перед иконой Божией Матери. На миниатюре в списке из собрания Михайловского (F. 228. Л. 52) Е. пала ниц, вверху внимающая ей Богородица в окружении ангелов. Извод миниатюры «Спасение Суздаля по молитве прп. Евфросинии «от труса»» имеет 2-ярусную композицию: внизу монахини молятся Богородице и святым (вверху), к-рые в свою очередь обращаются ко Иисусу Христу; слева представлена группа мужчин перед стеной города, выше - ангел на темном фоне, слетающий на землю. На миниатюре в рукописи из собрания Титова (№ 3112. Л. 80) на 2-м плане - вид охваченного пламенем города. Извод этого сюжета в рукописи из собрания Михайловского (F. 228. Л. 59) иной: Е. в молитвенном обращении к небесам, где в окружении облаков виден ростовой Деисус со святыми.

Неск. сюжетов связано с Житием отца преподобной, блгв. кн. Михаила Черниговского, в т. ч. миниатюры «Прп. Евфросиния послала «книги» своему отцу и «укрепи его на мучение от царя Батыя»» (святая подает письмо мужчинам), «Явление прп. Евфросинии блгв. кн. Михаила и боярина Феодора после смерти» (Е. на ложе, за к-рым двое мужчин, в богатых одеждах и венцах, с нимбами, обращаются к преподобной). В списке из собрания Михайловского (F. 228. Л. 50 об.) есть миниатюра «Явление прп. Евфросинии отца и его боярина «во облацех»»: Е. возле группы монахинь протягивает руки в сторону небесного сегмента, где на фоне райских кущ стоят, склонившись, блгв. кн. Михаил и боярин его Феодор.

В рукописях также содержатся миниатюры «Прп. Евфросиния исцеляет страждущих от различных недуг», «Богатый человек приносит прп. Евфросинии новую ризу, но святая отказывается ее принять» (на миниатюре в списке из собрания Титова (№ 3112. Л. 74 об.) мужчина держит 2 «ризы» - черную и белую), «Прп. Евфросиния поучает богатого» (на миниатюре в списке из собрания Михайловского (F. 228. Л. 55) в руках у мужчины ящик «сребра на подание нищим»), «Жена старейшины града у прп. Евфросинии», «Прп. Евфросиния исцеляет девицу от нечистого беса» (на миниатюре в списке из собрания Михайловского (F. 228. Л. 56 об.) девочка изображена дважды - с вылетающим бесом и в коленопреклоненном поклоне Е.).

Последний ряд миниатюр иллюстрирует «Видение прп. Евфросинии отца и боярина его Феодора «в славе велицей и светлости»», к-рые обращаются к преподобной («Гряди, чадо, Христос зовет тебя»), «Преставление прп. Евфросинии» (возле ложа Е. священник или монах с книгой, диакон, скорбящие инокини), «Погребение прп. Евфросинии» (на 1-м плане гроб с Е., за к-рым духовенство и монахини, мужчина держит крышку гроба). На миниатюре в рукописи из собрания Титова (№ 3112. Л. 83) гроб установлен на фоне храма с раскрытыми дверями, в к-рых видны царские врата с иконами, в рукописи ОСРК (F. I. 146. Л. 81) в центре помещена икона Деисуса со Спасом Еммануилом. Чудо от гроба Е.- сцена «Исцеление расслабленного» - обычно помещается в конце текста рукописи, на фоне 3-главого храма. Однако в одном из списков (Тит. № 3112. Л. 5) эта миниатюра находится в начале рукописи. Как правило, гроб преподобной закрыт, но в списке из собрания Михайловского (F. 228. Л. 64) видна жен. фигура в монашеском облачении, двое мужчин держат под руки расслабленного, за ними - симметрично расположенные группы монахинь.

Известны житийные иконы Е.: напр., ее образ «с деянием» в окладе, «не ранее второй половины XVIII в.» находился в местном ряду иконостаса Ризоположенской ц., икона над ракой (Георгиевский. 1900. С. 53-54. Вкл. Прил. С. 28). В посл. четв. XIX в. в Палехе была написана большая икона Е. с 20 клеймами жития (происходит из Суздаля; ныне в частном собрании). Святая представлена в рост, вполоборота влево, в монашеском одеянии и куколе, с четками на левой руке, в молении образу Божией Матери с Младенцем в облачном сегменте в левом верхнем углу средника, внизу - вид Ризоположенского мон-ря, окруженного стеной с высокой надвратной колокольней. Вокруг средника - 20 клейм с сюжетами Жития Е.: 1) «Блгв. кн. Михаил Черниговский и боярин Феодор направляются из Чернигова в Киево-Печерский монастырь»; 2) «Блгв. кн. Михаил приходит в Киево-Печерский монастырь и молится преподобным Антонию и Феодосию о даровании чада»; 3) «Явление блгв. кн. Михаилу Пресв. Богородицы, возвестившей о зачатии кнж. Феодулии»; 4) «Рождение кнж. Феодулии»; 5) «Крещение кнж. Феодулии»; 6) «Обучение грамоте кнж. Феодулии»; 7) «Явление кнж. Феодулии Пресв. Богородицы, показавшей ей рай и ад»; 8) «Видение кнж. Феодулии мужа в белых ризах»; 9) «Кнж. Феодулия приходит в Суздаль в монастырь Пресв. Богородицы»; 10) «Пострижение кнж. Феодулии в монашество с именем Евфросиния»; 11) «Явление Иисуса Христа прп. Евфросинии»; 12) «Явление прп. Евфросинии диавола в образе отца»; 13) «Явление прп. Евфросинии бесов в образе юношей»; 14) «Нашествие хана Батыя на Суздаль и моление прп. Евфросинии»; 15) «Прп. Евфросиния посылает книги отцу для укрепления его духа перед мученической кончиной»; 16) «Явление блгв. кн. Михаила с боярином Феодором прп. Евфросинии после их смерти»; 17) «Прп. Евфросиния исцеляет девицу от нечистого духа»; 18) «Молитва прп. Евфросинии избавляет Суздаль от землетрясения (труса)»; 19) «Преставление прп. Евфросинии»; 20) «Погребение прп. Евфросинии». В соответствии с Житием святая изображена от младенчества до зрелости, в княжеских или монашеских одеждах, всегда с нимбом. В композициях заметно влияние миниатюр из рукописи Жития кон. XVIII в., изданных ОЛДрП в 1888 г., но иконописец придал фигурам и архитектурному фону более монументальный характер.

Образ Е. встречается в росписях храмов XVII-XIX вв., напр. ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле 1640 г.- в галерее придела Благовещения Пресв. Богородицы вместе с прп. Евфимием Суздальским. Изображения Е. входят в состав росписи Преображенского собора Евфимиева мон-ря в Суздале, выполненной в 1689 г. под рук. Гурия Никитина: в юж. галерее рядом с фигурами преподобных Евфимия и Софии Суздальских, на сев. стене жертвенника в композиции «Что Тя наречем, Благодатная...», в числе молящихся Пресв. Богородице Суздальских чудотворцев. На юж. и зап. папертях собора Ризоположенского мон-ря в 40-х гг. XIX в. в 4-угольных клеймах были написаны сюжеты Жития Е., в клейме на зап. стене обозначена дата обретения ее мощей.

Образ Е. в медальоне был помещен среди рус. святых в росписи 70-х гг. XIX в. худож. М. Н. Васильева в приделе кн. блгв. Александра Невского в храме Христа Спасителя (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 78), а также в группе подвижников XIII в. в стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В мозаичном убранстве интерьера храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в С.-Петербурге (1883-1907) на сев. стене в верхнем ярусе - ростовое фронтальное изображение Е. в монашеском одеянии (худож. Ф. С. Журавлёв). Скульптурный образ Е. в ряду рус. святых находится в Исаакиевском соборе в С.-Петербурге, на юж. бронзовых дверях 1846-1850 гг. работы И. П. Витали.

Образ Е. с датой памяти 25 сент. присутствует на иконе «Собор всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского» 60-х гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) на одном клейме с кн. блгв. Михаилом Черниговским. Во 2-й пол. XIX в. возникла иконография «Собор святых жен, просиявших в Русской земле». Она воспроизведена на хромолитографии из ц. ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского мон-ря в С.-Петербурге (в 2002 обретена в дер. Дмитриево Череповецкого р-на Вологодской обл. на берегу Рыбинского водохранилища, возможно происходит из Леушинского мон-ря), где представлено шествие св. жен (справа налево), во главе к-рого - кнг. равноап. Ольга, за ней среди рус. подвижниц - Е. (см.: Рус. жены-мироносицы: Обретение уникальной иконы // Леушино: Газ. 2004. № 8/85. 25 апр. С. 1-2).

В составе Соборов русских святых поморского извода Е. показана в правой группе мучеников, благоверных князей и св. жен в верхнем ряду 5-й справа: на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК); на образе 1814 г. письма Петра Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463); на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ - Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). На иконе «Русские чудотворцы» нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) есть редкое изображение Е. в княжеских одеждах (плаще и шапке), с длинными русыми волосами, лежащими на плечах, с крестом в левой руке, в центральной части 7-го ряда (недалеко от преподобных Петра и Февронии Муромских), под образом Новозаветной Троицы в облачном сегменте, с надписью: «С[вятая] Ефросиния Сужда(л), Кня(ж).». На иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ - Ibid. P. 144-147. Cat. 53) она написана в правом верхнем ряду среди преподобных жен.

Образ Е. встречается в произведениях XX в., в частности в группе Суздальских чудотворцев (во 2-м ряду справа) на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ, СДМ) и на совр. повторениях, напр. в московских храмах свт. Николая в Клённиках (1997, Н. Е. Алдошина), Воскресения Христова в Сокольниках (2002, М. В. Пыжов), равноап. кн. Владимира (2001, М. Проскурова), в вологодской ц. свт. Николая Чудотворца на Глинках (2004-2005, Н. В. Масюкова, см.: Совр. иконопись: Москва / Авт.-сост.: А. Л. Николаева. М., 2006. С. 43, 52-53, 110-111) и др. На иконе «Собор святых града Владимира и области его» (кон. 50-х гг. XX в., мон. Иулиания), являющейся вкладом свт. Афанасия (Сахарова) в Успенский собор Владимира к 800-летию его возведения, полуфигура Е. с поднятой в крестном знамении десницей - крайняя слева в верхнем ряду правой группы святых. Ее совр. изображения находятся в основном в храмах Владимира и Суздаля, в частности на иконах Соборов Владимирских и Суздальских чудотворцев в Княгинином и Покровском мон-рях. Е. написана в числе рус. святых на зап. стене ц. Покрова Пресв. Богородицы МДА (стенопись восстановлена после пожара в 1987-1988). Ок. 1998 г. создан комплекс фресок собора Казанской иконы Божией Матери в Оптиной пуст., где в числе жен-подвижниц в медальонах встречается образ Е. (худож. М. А. Кашина).

Рисунок Е. в рост, с крестом и со свитком в руках выполнен для Миней МП прот. Вячеславом Савиных и его супругой Н. Шелягиной в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в. (Изображения Божией Матери и святых правосл. Церкви. М., 2001. С. 26). Изображения Е. вводились и в минейные циклы, напр., в Святцах на сент. кон. XX в. представлены 2 соименные святые - прп. Евфросиния Александрийская и Е. Их иконографии сходны, Е.- в охристой рясе, темно-вишневой мантии, темно-зеленом клобуке и парамане, руки прижаты к груди, надпись: «Прп Еуфросiния Суждальская» (ПЦК, 2003. М., 2002. Вкл.).

Литература: Георгиевский В. Т. Суздальский Ризположенский жен. мон-рь: Ист.-археол. описание. Владимир, 1900; Неск. слов о лицевых списках Жития прп. Евфросинии Суздальской // ИОРЯС. 1910. Т. 15. Кн. 1. С. 258-269; Рус. прикладное искусство XIII - нач. XX в.: Из собр. ГВСМЗ. М., 1982. С. 150-151, 164, 184. Ил. 37, 49; Колобанов В. А. Владимиро-Суздальские лит. памятники XIV-XVI вв. М., 1982. С. 69-73; Грибов Ю. А. О неизвестном комплексе лицевых рукописей 70-80-х гг. XVII в. // Рус. книжность: Вопросы источниковедения и палеографии. М., 1993. С. 140-164. (Тр. ГИМ; 78); он же. Образ Ивана Грозного в трактовке посадских художников посл. четв. XVII в. // Народное искусство России: традиция и стиль. М., 1995. С. 24. Примеч. 1. (Тр. ГИМ; 86); он же. Классификация лицевых списков жития Евфросинии Суздальской XVII в. // Ист. музей - энциклопедия отеч. истории и культуры. М., 1995. С. 155-157. (Тр. ГИМ; 87); он же. Лицевые списки жития Евфросинии Суздальской XVII в.: Сравн. анализ миниатюр // Рус. книжность: Вопросы источниковедения и палеографии. М., 1998. С. 78-141. (Тр. ГИМ; 95); Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 236-237, 462-463; Т. 2. С. 106; Быкова М. А. Иконогр. образ св. Евфросиньи Суздальской в произведениях искусства XVI-XIX вв. из собр. Владимиро-Суздальского музея // ГВСМЗ: Мат-лы и исслед. Владимир, 1999. Сб. 5. С. 122-128; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 229, 231-239; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 2001. Т. 2. С. 350. Ил.; Искусство земли Владимирской: Кат. выст. / ГВСМЗ. М., 2002. С. 41, 81-82. Кат. 13-16; Красилин М. М. Икона «Преподобная Евфросиния Суздальская с житием» // И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко. М., 2003. С. 527-532. Кат. [61]; Белоброва О. А. Изображение рус. писателя XVI в. в Житии Евфросинии Суздальской // Она же. Очерки рус. худож. культуры XVI-XX вв. М., 2005. С. 81-85; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. С. 156-161, 429-431, 498-501, 518-521. Кат. 24, 98, 113, 118.

М. В. Басова

Форумы