• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Коптская православная церковь Египта отмечает столетие воскресных школ

Церковь считает их «движущей силой духовного пробуждения» христианских общин

КАИР. Коптская православная церковь Египта отмечает столетие воскресных школ, считая их «движущей силой духовного пробуждения» своих христианских общин, сообщает fides.

Воскресенье 13 мая – дата празднования столетнего юбилея так называемого «движения воскресных школ», отмечавшегося в Каирском соборе Коптской Православной церкви при участии первоиерарха Коптской Православной церкви патриархаАлександрийского и всей Африки Феодора (Тавадроса) II, а такжеглавы Коптской Католической церкви Ибрагима Исаака Сидрака. Коптский Православный Патриарх также участвовал в торжественной государственной церемонии светских властей по этому случаю.

В этот день в 1918 году архидьякон Коптской Православной церкви Хабиб Гиргис (Habib Girgis) основал сеть воскресных школ в Египте по примеру протестантской традиции воскресных школ. Он был деканом теологической школы в Александрии и считается великим просветителем и духовным наставником церкви. В июне 2013 года был канонизирован и причислен к лику святых Святым Синодом Коптской Православной церкви.

Сеть воскресных школ оказала значительное влияние на духовное и теологическое воспитание мирян, на возрождение коптского монашества, и сыграла значительную роль в так называемом «духовном пробуждении» коптских общин в прошлом веке. Воскресные школы способствовали возрождению и расцвету института духовенства Коптской Православной церкви, и в том числе монашества. Благодаря им сформировалось целое новое поколение священников и монахов в период между двух мировых войн – это поколение и сделало основной вклад в возрождение теологических и духовных традиций и вдохнуло в них новую жизнь.

Копты – потомки коренного доарабского населения Египта, на сегодня составляют примерно десятую часть жителей страны. Они долгое время сохраняли собственный язык и донесли до наших дней многое из духовных сокровищ великой древней цивилизации. По преданию, основателем Коптской церкви считается евангелист Марк, который якобы проповедовал в Александрии в царствование Нерона (середина I в.), был схвачен язычниками и подвергнут мучительной казни. К IV веку в Египте уже действовали многочисленные храмы и монастыри. Коптские епископы не подписались под решениями Халкидонского собора (451 г.), осудившего александрийского патриарха Диоскора, последователя константинопольского архимандрита Евтихия, который учил, что Христу присуща только одна природа – Божественная, а не две – Божественная и человеческая, как утверждали тогдашние христианские богословы. Взгляды Евтихия были объявлены монофизитской ересью (от греч. монос «один» и физис «природа»). По возвращении с собора египетские епископы избрали патриархом монофизита Тимофея Элура, а патриарха Протерия, присланного из Константинополя, подвергли в 457 году жестоким истязаниям и убили. С тех пор Коптская монофизитская церковь совершенно обособилась, а резиденцией Коптского патриарха была сначала Александрия, а начиная с XI века Каир.

Как и в других ортодоксальных христианских конфессиях, в Коптской церкви существует культ святых и блаженных, почитание икон и мощей, соблюдаются семь таинств (крещение, причащение и др.), действует институт духовенства, в том числе монашества. Крестятся копты слева направо указательным пальцем. Есть у Коптской церкви и ряд особенностей. Внутренний интерьер ее храмов, например, отчасти напоминает убранство мечетей: здесь можно видеть ажурные перегородки, ковры, а молящиеся должны снимать обувь у входа, но оставаться с покрытой головой, при этом прихожане и прихожанки разделены перегородкой. Богослужение ведется главным образом на арабском языке, хотя цитаты из Библии зачитываются сначала на коптском языке и лишь затем дублируются на арабском. Как и приверженцы другой монофизитской церкви, эфиопской, копты не едят свинину, практикуют обрезание, празднуют субботу и, подобно раннехристианским общинам, соблюдают еще некоторые предписания иудаизма

В социальном плане коптская община далеко не монолитна. Большинство ее до сих пор составляют крестьяне. Они живут в долине Нила этнически однородными деревнями. В основном коптами населены и такие города, как Луксор, Абу-Куркас, Манхари, Ахмим; немало их и в Эль-Минье, Асьюте, Сохаге, а также в некоторых районах Каира и Александрии, хотя здесь они уже в меньшинстве. Для коптов, как и для египетских христиан в целом, характерен более высокий уровень грамотности и технических познаний, чем у мусульман.

 

Форумы