• Источник:
  • Павел Лебедев - специально для Седмицы.Ru

В США проходит выставка буддийского искусства Гималаев XV-XXI века

Своей целью организаторы выставки ставили ввести посетителей в мир религиозного искусства стран Гималайского региона

НЬЮ-ЙОРК. В Художественном музее Рубина проходит выставка «Врата в искусство Гималаев», сообщается на сайте музея.

Своей целью организаторы выставки ставили ввести посетителей в мир художественных форм, идей и смыслов религиозного искусства стран Гималайского региона. Большие мультимедийные карты дают возможность ознакомиться с подробной историей, религиозными и культурными традициями той или иной страны, включающей в себя ту или иную часть горной системы Гималаев, говорится в пресс-релизе экспозиции.

На выставке представлено почти два десятка скульптур из различных металлов и сплавов, и живописных изображений на ткани. Из экспонатов самые древние и известные:

– «Мандала Гухьясамаджа» (Тибет, XIV в.), символическое изображение «карты Вселенной», созданное в период Средневековья анонимным адептом тибетского тантризма. На ней он иллюстрирует некоторые сюжеты и образы одного из самых авторитетных текстов этого направления буддизма «Гухьясамаджа-Тантра» (переводится с санскрита как «Учение тайной общины»);

– Живописное полотно на ткани «Будда Шакьямуни и 16 архатов» (Тибет, XV в.), где основатель буддизма изображён в окружении шестнадцати подвижников, освободившихся от аффектов сознания и вышедших из «колеса перерождений». Сказания о шестнадцати легендарных архатах и их почитание пришло в Тибет из Индии. В Тибете они известны ещё под именем «старцев» (ставиры), и в богослужебной практике их образы связаны с празднованием рождения Будды.

Ещё один значимый памятник тибетского искусства – живописный культовый образ XV века, созданный в Тибете, – «Амитабха Будда», посвящен одному из так называемых «Пяти Будд мудрости». Согласно Ваджраяне (одно из распространённых среди тибетцев направлений в буддизме), эти пять Будд соответствуют пяти скандхам (чувства, ощущения, воля, знание и представление; с этим последним и соотносится Амитабха Будда). Все они происходят от первоначального Ади-будды, олицетворения всех будд и бодхисаттв, их вневременного единства.

Из скульптур особенно выделяются две наиболее старинные – «Махасиддхи Верупа» (Тибет, XVII в., медь) и «Жёлтый Джамбала» (Китай, XVII в., глина). Также здесь экспонируются такие атрибуты буддийского культа как ступа, молитвенное колесо и другие предметы богослужебного инвентаря.

На инсталляциях демонстрируется, в частности, древне-непальская технология литья по модели из металла различных изделий религиозного искусства; показаны этапы создания традиционных тибетских изображений тхангка, создаваемых с применением клеевых красок на шелке или хлопчатобумажной ткани, предварительно загрунтованной смесью из мела и животного клея. Кроме того, посетители могут видеть фото-репродукции фрески из тибетского храма Луханг в натуральную величину.

Произведения религиозного искусства, представленные на выставке, призваны продемонстрировать широкий спектр живописных стилей и огромное региональное разнообразие, выраженное и в разных сюжетах и портретных композициях буддийских мастеров прежних веков и нашего времени.

Одновременно с выставкой «Врата в искусство Гималаев» в Художественном музее Рубина демонстрируется буддийское святилище домового типа в натуральную величину, воссозданное из оригинальных строительных материалов и убранное реальными предметами культа. Посетив его, гости музея могут познакомиться с богослужебными и медитативными традициями тибетского буддизма, и в то же время увидеть ряд произведений искусства в их изначальном контексте.

Форумы