• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Американский фотограф провел 10 лет в Тибете, документируя осыпающиеся фрески

Создан уникальный альбом фресок, каждая из которых подписана Далай-ламой

 

НЬЮ-ЙОРК. Американский фотограф посвятил 10 лет жизни, фиксируя и документируя осыпающиеся фрески в Тибете, и в результате подготовил уникальную коллекцию изображений, каждое из которых подписано Далай-ламой, сообщает theguardian.

Писатель и фотограф Томас Лэйрд ( Thomas Laird) благоговейно и добросовестно изучил и зафиксировал множество фресок, этих уникальных свидетельств тибетской культуры с образами Будды и тайнами медитации, сокрытых в отдаленных, ветшающих и частью заброшенных монастырях и храмах, рассеянных по всему Тибету и зачастую быстро разрушающихся. Он провел десять лет жизни среди тибетских погонщиков яков, пастухов, монахов и бедных селян. Благодаря этому подвижническому труду, бесценные фрески удалось сохранить для будущих поколений искусствоведом, исследователей и последователей древней религии – прежде чем многие из них исчезнут навеки.

В результате этого труда издано роскошное двухтомное издание «Фрески Тибета», в котором явлены миру 998 копий древних фресок, каждая из которых подписана и благословленаДалай-ламой, духовным лидером последователей тибетского буддизма (они верят, что Далай-лама является земным воплощением Бодхисаттвы Сострадания, рожденным для службы людям) . Далай-лама признается, что сам познал духовные первоосновы буддизма еще ребенком, рассматривая фрески – еще до того, как научился читать. Многие из этих фресок вообще впервые удалось полностью разглядеть и сохранить благодаря труду Лэйрда. Фрески сплошь и рядом украшают темные помещения, лишенные окон, причем часто расположены столь высоко, под самым потолком, где даже самый внимательный посетитель (если ему еще каким-то чудом удастся до них добраться) может видеть лишь отдельные их фрагменты при неверном свете фонаря, а то и через бинокль.

Томас Лэйрд стремился в полной мере передать духовное и эмоциональное содержание древних фресок, и с этой целью даже разработал так называемую «систему сшивки» фотографий, позволившую воспроизвести примерно 300 отборных фресок в мельчайших деталях. «Эти фрески можно считать целым большим пластом всемирного исторического наследия, который, тем не менее, практически не известен и не задокументирован, – отмечает Лэйрд. – Меня некогда ужаснула сама мысль о том, что тысячелетняя культура этих фресок вот-вот будет навсегда утрачена для будущих поколений. Их ведь всегда было почти невозможно увидеть. Даже если вы каким-то образом доберетесь до отдаленных монастырей в горах, вам совсем не обязательно удастся их рассмотреть. Некоторые из них полностью закрыты толстыми колоннами, а другие лепятся под самым сводом, на высоте 6-7 метров. Даже если они отчасти видны, вы все же смотрите на них снизу, и потому они предстают пред вами искаженными, да еще и в потемках. А теперь представьте, что вы впервые видите великие фрески европейской культуры. Вот точно такое же ошеломляющее впечатление производят и тибетские фрески на первый взгляд – благодаря нашему труду. Это удивительное, неповторимое впечатление – и оно стало теперь возможным благодаря настоящему технологическому прорыву».

Разработанная Лэйрдом техника съемки состоит в кропотливом отображении мелких участков фрески, после чего снимки «сшиваются» в общее полотно. «Это даже не фотографии в привычном смысле, – говорит их создатель. – Я накапливаю кусочки основы и проявляю сокрытое в них изображение, но на месте его даже не всегда можно разглядеть. Моя задача в том, чтобы проявить сокрытое изображение. Благодаря такой технике, можно впервые видеть каждую фреску в целом – так как она была создана ее творцом».

Многие фрески, представленные в альбоме, уже утрачены – в частности, великолепная фреска 15 века из монастыря Гонкар Чоде, изображающая Будду в миг просветления в окружении радужной ауры. «Я могу показать вам реально сохранившиеся фрагменты этой фрески на стене – а потом ее же в виде кучи мусора на полу, – с горечью говорит фотограф. – Она была создана великим мастером Хыенци Ченмо в 15 веке. Его кисть и художественная техника близка к технике великого Леонардо да Винчи в передаче мельчайших деталей». К сожалению, дождевая вода веками просачивалась через кровлю монастыря, и фреска со временем местами потрескалась и размылась, а затем окончательно осыпалась вместе с частью стены. Часть лика Будды можно теперь видеть прямо на полу, собранную монахами по кусочкам.

«По всему Тибетскому плато сейчас рассеяны тысячи квадратных метров фресок самых разных возрастов, – отмечает Лэйрд. – К сожалению, в мире сегодня нет сил и средств, чтобы всех их предохранить от разрушения». В предисловии к своему двухтомному альбому он отмечает, что «эти фрески стали важнейшим учебным пособием для будущего Далай-ламы, когда он еще не умел читать». Кроме того, он сообщает, что среди тибетцев распространено убеждение, что фрески обладают «созидательной силой». Если паломнику удается ее уловить, то достигается состояние «шонгдрол», то есть «освобождение духа через созерцание».

Томас Лэйрд , после своего обращения в буддизм, проработал в Непале около 35 лет в качестве фотожурналиста. Его фотоработы публиковали многие всемирно известные издания, включая журнал Time . За это время он издал несколько документальных книг, и в том числе историю Тибета. Работая над одной из своих книг в 1990е годы, он даже записал почти 50 часов интервью с Далай-ламой, и тот даже прозвал его «нарушителем спокойствия».

Говоря об издании «Фресок Тибета», фотохудожник с гордостью подчеркивает: «Еще не было такого случая, чтобы Далай-лама лично подписал почти 1000 изображений для какой-то книги. Это был потрясающий и волнующий момент для меня». Двухтомное издание насчитывает примерно 1200 страниц огромного формата (порядка 60см в высоту), и, помимо самих фресок, представляет читателю статьи всемирно известных ученых о философском и религиозном содержании фресок и их истории. Двухтомник будет издан уже в этом месяце издательским домом Taschen.

Форумы