В Нью-Йорке открывается выставка, посвященная влиянию католицизма на моду

Выставку «Небесные тела: мода и католическое воображение» представит музей Метрополитен

НЬЮ-ЙОРК. «Небесные тела: мода и католическое воображение» («Heavenly Bodies: Fashion and the Catholic Imagination») — экспозиция под таким названием откроется 10 мая 2018 года в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке, сообщает «The Wall Street Journal».

В своем фильме 1972 года «Рим» знаменитый итальянский режиссер Федерико Феллини представил фантастический сюжет: показ мод в Ватикане с моделями, раскачивающимися на велосипеде, и даже катанием на роликовых коньках по подиуму. Все они представали в невероятных церковных одеждах. Выставка в музее Метрополитен по своему замыслу в некоторой мере напоминает фантасмагорию Феллини.

Экспозиция выставка будет состоять из почти 200 произведений. Сорок из них — из папской ризницы в Ватикане. Многие бесценные предметы никогда ранее не выставлялись. Экспозиция включает несколько папских тиар — трехуровневых корон, которые Римские Папы носили до 1960-х годов.

Цель выставки, как ее формулирует заместитель директора музея Метрополитен Кэрри Ребора Баррат (Carrie Rebora Barratt), — показать «сложные и великолепные отношения» между католицизмом и модой. «Мы хотим, чтобы это было как паломничество», — сказал куратор выставки Эндрю Болтон (Andrew Bolton).

Посетители могут войти на выставку, где захотят, но в идеале, как сказал Болтон, они будут следовать по маршруту, начинающемуся с экспозиции папских сокровищ. Ватикан специально предусмотрел, что эти произведения будут экспонироваться отдельно от остальной части выставки.

Ободренный сильными ценами, заплаченными в прошлом году за высококлассные произведения искусства, вроде того, что 450 миллионов долларов, коллекционеры Леонардо да Винчи все чаще желают выхватить свои шедевры со своих стен и поставить их на аукционный блок.

Чтобы подготовить выставку, Эндрю Болтон и его коллеги совершили восемь визитов в Ватикан. Болтон полагает, что самая ценная часть экспозиции — это папская тиара, подаренная королевой Испании Изабеллой II Папе Римскому Пию IX в 19 веке. «В ней 19 000 драгоценных камней, из которых 18 000 — это бриллианты», — сказал Болтон.

Затем посетители смогут продолжить осмотр, пройдя галереи, в которых религиозные произведения из коллекции музея Метрополитен будут сопоставлены с современной одеждой. Мерцающее вечернее платье от Versace с крестом, идущим от шеи к нижнему краю, будет соответствовать исторической реликвии — кресту 11-го века; платье от Valentino с украшающим его пышным Эдемским садом повторяет обложку Библии 17-го века.

Многие знаменитые французские, итальянские и испанские кутюрье имеют католические корни. Кристобаль Балансиага оставался глубоко религиозным человеком на протяжении всей своей жизни. Менее известно, что некоторые крупные дизайнеры работали для Католической Церкви. В экспозиции будут представлены одежды для статуи Мадонны, созданные по модели Ив Сен-Лорана для парижской церкви, и облачение для Папы Иоанна Павла II, сделанное для Всемирного дня католической молодежи 1997 года по эскизам Жана-Шарля де Кастельбажака.

Название выставки предопределила книга «Католическое воображение», изданная в 2000 году Эндрю Грили (Andrew Greeley),католическим священником, романистом и социологом. Грили писал, что его единоверцы жили в заколдованном мире «из статуй и святой воды, витражей и обетных свечей, святых и религиозных медалей, четки и святых картин». Нетрудно понять, как все это проникло в подсознание творческих людей, в том числе модельеров.

«Я думаю, что существует связь между католицизмом и творчеством», - сказал Эндрю Болтон, который и сам получил образование у иезуитов. По его словам, те, кто последуют предложенному устроителями экспозиции маршруту, далее увидят более строгий облик католицизма на примере отдела выставки, цель которого — проиллюстрировать влияние монашества на дизайнеров. Но все же, покидая выставку, посетители увидят, тем не менее, роскошный экспонат: золотой свадебный ансамбль от Dolce and Gabbana, вдохновленный Мадонниной, позолоченной статуей Девы Марии на вершине кафедрального собора в столице итальянской моды — Милане.

Организаторы указывает на самый примечательный аспект выставки: она проводится во время понтификата аскетичного Папы Франциска. Пышные ткани, драгоценные камни и металлы; платья, которые могут позволить себе только миллиардеры и знаменитости, — это все сегодня очень далеко от «Церкви бедных», за которую ратует Папа Франциск.

«Я думаю, что это элемент, который также необходимо учитывать», — сказал представитель Ватикана кардинал Джанфранко Равази. «Конечно, мода — тоже лишняя роскошь. Это, несомненно, фактор, который следует оценивать с моральной и религиозной точки зрения», — подчеркнул прелат.

На вопрос, знает ли Папа Римский о предстоящей выставке, Эндрю Болтон ответил: «Он должен знать». Он сделал мину и добавил: «Надеюсь, это так».

Форумы