К открытию выставки «Иконы из Болгарии XIII-XIX веков»

«Иконы из Болгарии XIII-XIX веков» - под таким названием 2 сентября в Государственном историческом музее открылась выставка, которая является одним из самых ярких событий в серии мероприятий, посвященных Году Болгарии в России.

Христос Пантократор. XIII в. Несебр

Мария Розинская -
специально для Седмица.Ru

«Иконы из Болгарии XIII-XIX веков» - под таким названием 2 сентября в Государственном историческом музее открылась выставка, которая является одним из самых ярких событий в серии мероприятий, посвященных Году Болгарии в России.

Два месяца в небольшом зале Исторического музея в Москве, под арками, так напоминающими арки внешней галереи знаменитого болгарского Рильского монастыря, будут выставлены духовные сокровища Болгарии - уникальные шедевры иконописи и памятники духовной культуры. На выставке представлены 57 экспонатов, которые являются яркими памятниками церковного иконописного искусства и представляющих Болгарию как один из важнейших центров христианской культуры. Авторы выставки подбирали экспонаты с большой тщательностью и безграничной любовью, надеясь продемонстрировать посетителям практически всю историческую ретроспективу развития болгарской иконописи, богатство ее тематического и стилистического многообразия, самобытность.

Иконопись возникла в Болгарии во второй половине IX века, после принятия государством Христианства, и поначалу развивалась в русле византийских иконографических традиций. Поэтому ранние из представленных на выставке иконописных произведений являются великолепными образцами византийского палеологовского стиля. Самая ранняя из икон, Христос Пантократор (XIII в.), сочетает в себе элементы как палеологовского стиля, так и стиля, характерного уже для последующей эпохе Комнинов, и по своей монументальности близка распространенным изображениям Христа Пантократора в куполах византийских храмов.

Св. Гергий. Двустроняя икона XIII в. Из церкви св. Георгия в Несебре


Одним из замечательных образцов палеологовского стиля является и двусторонняя икона конца XIII века  с поновлениями высокого уровня XVI-XVII веков: на одной стороне представлен великомученик Георгий Победоносец, на другой - его родители, святые Геронтий и Полихрония. Изображения родителей одного из самых почитаемых православными христианами великомученика крайне редко встречается в иконографии, а их совместное изображение с сыном является единственным из известных. Эта икона отличается также изящным моделированием и глубокой выразительностью ликов святых, особенно св. Геронтия, достигнутой благодаря тонкой игре светотеней и бликов, что относит ее к числу выдающихся шедевров эпохи Палеологов.

Свв. Геронтий и Полихрония. Двустороняя икона XIII в. Из церкви св. Георгия в Несебре

Отношение с Византией демонстрируют и несколько икон Константинопольской школы XIV в. - Богородица Милующая, святитель Николай Чудотворец, а также более поздние иконы Критской школы.

Завоевание Балкан Османской империей в конце XIV в. принесло болгарскому народу неисчислимые беды и негативно отразилось на развитии болгарской культуры и искусства, но, несмотря на тяжести порабощения, они сумели сохранить свою жизнеспособность и впоследствии возродились, укрепив свой высокий уровень.

Помимо хронологической ретроспективы экспозиция отражает и географическое богатство болгарской иконописи.

Выставлены произведения из таких крупных центров как Константинополь и Афон, последний представлен иконой «Распятие и Пресвятая Богородица с предстоящими святыми Афанасием Афонским и Георгием». На выставке также присутствуют иконы из Софии, Пловдива, крупных приморских городов Созопля и Бургаса, известных монастырей, а также из небольших городков и сел - например, 4 фрагмента со святыми из иконостаса XVI века из небольшой общины Пештере.

Благодаря подбору икон посетители могут познакомиться как с парадной иконописью столичных центров, так и с произведениями, отражающих «народные» влияния художественного и эмоционального примитивизма.

Пресв. Богоматерь Кику (Киккская). XVIII в.

Также на выставке представлены необычные для русской иконописной традиции иконы, в которых яркая живопись сочетается с филигранной позолоченной резьбой по дереву - например, икона XVII века почитаемой в Болгарии святой мученицы Марины из Пловдива и Пресвятая Богородица Кику (Киккская) из Бобошева (XVIII в.).

XIX век также представляют нехарактерные для русской традиции экспонаты-  это два живописных полотна большого формата под названием «Иерусалимии». Как правило эти произведения имеют сложные многовариативные сюжетные композиции: в центре изображались главные святые места Иерусалима (Голгофа, Храм Гроба Господня), а вокруг ветхо- и новозаветные сюжеты и палестинские святые. Подобные полотна создавались по заказу болгар, совершивших паломничества на Святую землю, и играли роль своеобразных  свидетельств о совершенном подвиге. Как правило «Иерусалимии» хранились не в церквях, а в домах паломников и часто служили домашним иконостасом. Особое распространение они получили в XIX в., когда паломничества болгар в Палестину приобрели массовый характер, но, несмотря на их популярность, они представлены в музейных собраниях единичными  экспонатами.

Иерусалимия, 1873 г.

Специально в Москву была привезена «Иерусалимия» 1873 г., которая происходит из села Ореше близ г. Видин и отличается несколько упрощенной программой сюжетов, но при этом имеет любопытную деталь. Под фигурой спящего пророка Варуха, увидевшего, согласно библейским апокрифам, сон о восстановлении Иерусалима, стилизованно изображен город в виде трех красных домов в окружении красной стены, и стоит подпись «о построении России», хотя должно быть «о построении Иерусалима». По мнению специалистов, эта подпись является отголоском популярного в тот период эсхатологического восприятия России как Третьего Рима, и надежд болгар на их скорее освобождении русскими от турецкого ига.

Одним из главных экспонатов на выставке является великолепная плащаница XV в. из знаменитого Бачковского монастыря. Она занимает второе по старшинству место среди памятников болгарского церковного шитья, и, учитывая сложность хранения и транспортировки подобных текстильных ценностей, ее присутствие на выставке можно назвать сенсацией. Плащаница отличается высочайшим уровнем вышивки шелком и серебром, объемностью фигуры Спасителя и выразительностью Его лика. Памятник выставляется впервые после реставрации, в процессе которой были сделано уникальное для Балкан открытие: под подкладкой были обнаружены подшитые к ткани фрагменты трех разных греческих рукописей. Хорошая сохранность фрагментов позволила исследователям прочитать тексты, которые оказались отрывками аскетического и дидактического содержания, датируемые второй половиной XIV в., а также выдержками из тропарей, составленных в начале XV в.

Плащаница-Эпитафия. Бачковский м-рь, XV в.

Для экспонирования в Москве иконы предоставили фонды самых крупных болгарских музеев: Национальный исторический музей (София), Национальный церковно-археологический музей (София), Исторический музей (Варна) и частная коллекция академика Светлина Русева. Некоторые из привезенных в Москву икон попали в Национальный исторический музей Болгарии из специального фонда, сформированного из трофеев болгарских солдат, собранных в Северной Греции и Македонии во время Балканских войн и Первой мировой войны. Многие из экспонатов выставляются впервые.

В торжественном открытии выставки приняли участие посол Болгарии в России Пламен Грозданов, заместитель министра культуры Болгарии Тодор Чобанов, заместитель министра культуры РФ Андрей Бусыгин, директор ГИМ Александр Шкурко.

Ветхозаветная Троица. Иконописец Недялко из Ловеча, 1598 г.

Куратор и автор выставки, старший научный сотрудник Национального исторического музея Болгарии, доктор Ралица Русева рассказала о том, что она стремилась показать московским зрителям не только самые лучшие образцы болгарского иконописания, но и продемонстрировать свободу и высокую вариативность тем и художественных приемов болгарских иконописцев, которые в тоже время оставались верны и строгим иконографическим канонам, поэтому второе название экспозиции - «Свобода канона».

Все выступавшие отметили уникальность представленных икон и поделились своими впечатлениями о выставке. В своем выступлении Директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Геннадий Попов заметил, что выставка ошеломляет специалистов и своими шедеврами и большим числом открытий, сделанных в последнее время болгарскими искусствоведами и реставраторами. Заведующий сектором Древнерусского искусства Государственного института искусствознания Лев Лифшиц подчеркнул, что представленные экспонаты наглядно демонстрируют, как реально существовала икона в болгарской культуре, не отчуждаясь от  зрителя, а собеседуя с ним и выражая его слезы и надежды.

Выставка продлится до 2 ноября 2009 г.

Архангел Михаил. Иконописец поп Никола из Тетевена, 1703 г.
Форумы