Иконография преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие
 
(Фрагмент статьи XX тома "Православной энциклопедии")

Образы З. и С. тесно связаны, их иконография развивалась параллельно, как и традиция изображения преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Иоанна и Логгина Яренгских, Вассиана и Ионы Пертоминских и др. На Соловецких о-вах сохранилось много мест, связанных с З. и С., где находились их иконы. На берегу моря (в 2 км от мон-ря) была поставлена часовня в память о первоначальном месте жительства З. К северу от церкви Савватиевского скита существо-вала часовня в память о 1-м поселении на о-ве С. В Преображенском соборе Соловецкого мон-ря был устроен придел во имя З. и С., в подклети собора - усыпальницы преподобных, в Архангельске - посвященная им церковь на Соловецком подво-рье. Чудотворцы почитались повсеместно, но самое большое число храмов, освя-щенных во имя преподобных, было на Рус. Севере и особенно в Поморье: в Кеми, Вирме, Варзуге, Керети, Лямце и др.

В мон-ре хранилось неск. реликвий преподобных: в Троицком соборе - 4-конечный келейный крест С. из белого камня (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 40. Л. 172), в ризнице - каменный колокол «строения» З., а также, по преданию, принадлежавшие ему деревянные потир, дискос и тарель (Виды Соловецкого мон-ря. Ризница. Альбом литографий, отпечатанных в Архангельске в литографии В. А. Черепанова в кон. ХIХ в., АОКМ).

Началом иконографии преподобных принято считать образ С., привезенный купцом Иваном и его братом Федором из Новгорода после перенесения мощей святого с р. Сороки на Соловки. К иконе-пяднице «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие», к-рая датируется в наст. время 1-й пол. XVI в. (ГММК, см.: Сохраненные святыни. 2001. С. 56-57. Кат. 1, - икона названа «одним из ранних списков с первописанного образа», закрыта серебряным чеканным окладом кон. XVI в.), прикреплена на обороте серебряная пластина XIX в. с надписью: «Икона первописанная по пре-ставлении преподобнаго отца Зосимы в 5 лето учеником его бывшим игуменом Досифеом 3-м 1478 года». Святые представлены в рост, в монашеских одеждах (у З. серая ряса и красно-коричневая мантия, у С. - охристая ряса и черно-коричневая мантия), куколи на плечах, в молении образу Спаса Еммануила в небесном сегменте. З. изображен справа, с волосами на прямой пробор и с небольшой бородой средней величины, раздвоенной на конце, в его левой руке развернутый свиток с традиц. текстом: «Не скорбите братие...», С. - слева, с более длинной бородой и залысинами. Монастырская опись нач. ХХ в. зафиксировала этот образ в Троицком соборе (с воспроизведением надписи): «Преподобных Зосимы и Савватия, длиною 7 1/2 вершков; три венца и три цаты, свет и поля серебряные золоченые чеканной работы, во всех цатах и двух венцах по три, а в третьем четыре жемчужины в оправе, в подножии накладка серебряная белая...» (ГААО. Ф. 848. Оп. 1. Д. 40. 170 об.). В Житии З. и С. одно из чудес свидетельствует о почитании вскоре после кончины святых их изображений в домах окрестных жителей и даже в церквах, хотя в мон-ре не смели «дерзати образов их написати даж и до тридесяти лет по преставлении преподобных» (Хотеенкова. 2002. С. 155; Минеева С. В. Рукописная традиция Жития прп. Зо-симы и Савватия Соловецких (XVI-XVIII вв.). М., 2001. Т. 2. С. 44).

Иконография З. и С. стала активно развиваться после их канонизации на Соборе 1547 г. В текстах иконописных подлинников под 17 или 19 апр. облик З. уподоблялся внешности прп. Сергия Радонежского или сщмч. Власия Севастийского: «Сед, брада Сергиевы поуже, на конце остра, схима на плечах» (посл. четв. XVII в.,- ИР-ЛИ (ПД). Бобк. № 4. Л. 99 об.); «Надсед, брада Власиева, не раздвоилась». Текст на свитке: «Не скорбите, братия, но по сему разумейте, аще угодно суть пред Богом дела моя будут, то не оскудеет обитель наша» (30-е гг. XIX в.,- ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 148). О С. под 17 апр. или 27 сент. в подлинниках сказано: «Сед аки Вла-сий, брада на конец поуже (посл. четв. XVII в.,- ИРЛИ (ПД). Бобк. № 4. Л. 14, см. также: БАН. Собр. Архангельской ДС № 205. Л. 73; БАН. Дружин. № 975. Л. 37 об.); «Подобием сед, аки Власий, брада на концы поуже, на плечах схима, риза преподобническая, испод вохра» (1848 (?),- БАН. Дружин. № 981. Л. 87); «Сед, брада до персей, пошире Власиевой» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 67). Под 8 авг. основатели Соловецкой обители описаны таким образом: «Зосим сед, брада Власиева, Савватий сед, [брада] поуже Власиевой, Герман сед, брада Александра Свирскаго» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 202 об.; см. также: БАН. Строг. № 66. Л. 134 об.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 127). Сийский подлинник 2-й пол. ХVII в. (РГБ. F-88) предлагает новый вариант образа З.: «Преп. Зосима стоит на молитве, в пустынном месте, обозначенном деревьями и горами» (Покровский. 1895. С. 104), святой изображен в рост, руки в жесте моления.

В сводном иконописном подлиннике XVIII в., принадлежавшем Г. Д. Филимонову, описание более подробное: «Зосима, подобием стар, власы на главе просты и надседы, брада аки Власиева и надседа, а не раздвоилась, ризы преподобническия, схима на плечах, в руке свиток, а в нем написано: «Не скорбите убо братие, но по сему разумейте, аще угодна суть пред Богом дела моя будут, то не оскудеет обитель наша и по моем отшествии умножится паче, и соберется братии множество о любве Христовой»; «Савватий, подобием стар и сед, брада до персей, пошире Власиевой, власы на главе просты, ризы преподобническия, мантия и кукул». Там же описано преставление святого: «Церковь стоит и палата, а с другую сторону гора празелень, братия плачут, стары два, един млад, поп в ризах черных, на нем клобук, в руке ка-дило, а в другой книга, диакона несть, старец средний доскою покрывает гроб» (Фи-лимонов. Иконописный подлинник. С. 160-161, 323-324; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 34, 89).

В академическом пособии для иконописцев 1910 г., составленном В. Д. Фартусовым, З. предстает как «старец русскаго типа, новгородский урожденец, лицом худощавый от поста, волосы на голове просты, с сединой, борода более средней величины, также с проседью, одежды монашеския, и как у пресвитера, епитрахиль, на плечах схима», С. - как «глубокий старец русскаго типа, очень худой лицом, с большой седой бородой, в убогой ряске, мантии и куколе на голове», приводятся варианты текстов изречений на свитках (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 252, 27).

При игум. св. Филиппе (Колычеве) в Соловецком мон-ре сложился извод с изображением Соловецких чудотворцев в молении Спасителю или Богоматери. Соглас-но описи нач. XX в., в ц. в честь иконы Божией Матери Одигитрии в Савватиевском скиту был чтимый Смоленский образ Богородицы в серебряном окладе «длиною 5 1/2, шириною 4 3/4 вершка, а с полями длиною 9 1/4, шириною 8 вершков; на полях написаны: вверху Святая Троица, по сторонам: апостол Филипп [небесный покровитель свт. Филиппа - Авт.], святитель Николай и преподобные Зосима и Савватий, а внизу подпись: «В 1543 году сей образ Пресвятыя Богородицы обретен игуменом Филиппом и привезен первый на остров Савватием Чудотворцем»». В часовне Чуда о просфоре на сев. стене стоял образ «Пресвятыя Богородицы, пред нею преподобные Зосима и Савватий с ликом монахов в молении и вокруг с чудесами, длиною 48, шириною 31 вершок. Икона сия писана 7053 при игумене Филиппе» (ГААО. Ф. 848. Оп. 1. Д. 40. Л. 331, 362-363). При нем же в обитель поступил воздвизальный крест, вложенный старцами Исааком Шаховым и Даниилом Жданьским в 1560/1561 г., на обороте к-рого вырезаны фигуры З. и С., припадающих к стопам Спасителя (Сохра-неные святыни. 2001. С. 150-153. Кат. 40). «Древние» образы преподобных, без уточнения времени их создания, упомянуты в монастырских док-тах. Такие иконы, поясные и прямоличные, стояли на Соловецком подворье в Архангельске и около рак З. и С. в Троицком соборе мон-ря (ГААО. Ф. 848. Оп. 1. Д. 40. Л. 216, 454). Ран-ними примерами единоличной иконографии святых являются ростовые иконы-пядницы в окладах из алтаря Преображенского собора обители, кон. XVI в. (ГММК) - святые представлены с разведенными руками, с развернутыми свитками в левой руке (текст у С.: «Владыко человеколюбче Господи Иисусе Христе, сподоби мя одесную Тебе стати...», у З.: «Не скорбите братие...»), различен рисунок благословляющей десницы, борода З. немного короче (Сохраненные святыни. 2001. С. 90-93. Кат. 21, 22).

Каждый сев. мон-рь имел свои «раздаточные» или «променные» образа - изо-бражения чудотворцев, мощи к-рых хранились в обители, такие иконы дарили, продавали, ими благословляли богомольцев. Соловецкий мон-рь постоянно заказывал иконописцам поморских вотчин и мастерам крупных художественных центров «чудотворцовы иконы» с изображениями Соловецких преподобных - З., С., Германа, Елеазара Анзерского. Образы писали в обители и закупали целыми партиями в Москве, Костроме, Мстёре, Холуе, Суме (ныне Сумский Посад) и др. Иконография раздаточных икон развивалась на протяжении столетий.

Ранним типом монастырской иконы стал образ «Обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких», возникший, вероятно, после перенесения мощей Соловецких чудотворцев. Он получил распространение в XVII в., известно ок. 20 таких икон, как правило, пядничного размера, близкого к квадрату (Мильчик. 1999. С. 52-55; Бузыкина Ю. Н. Иконы XVII в. с изображением Соловецкого мон-ря как образа рус. свя-тости // Наследие Соловецкого мон-ря. 2007. С. 152-161). В центре - Преображенский собор с образом Спасителя или иконой Преображения Господня на фасаде, перед ним - З. и С. в молении. Слева от него или по сторонам святые изображены в гробницах. В левой части композиции - Успенская и Никольская церкви, представлена также колокольня (или 2 звонницы) с монахами. Обитель окружена стеной, вокруг острова - Белое м. Стены вокруг обители могут быть деревянными (построены ок. 1578), что является признаком более раннего иконографического извода (образ из ГММК), или каменными (1582-1594), как на иконах из собр. ГИМ, ЯХМ, АОКМ (Наследие Соловецкого мон-ря. 2006. С. 22-23. Кат. 1). На иконе кон. XVII в. (ГМЗК) стены показаны каменными в нижней части и деревянными вверху (Полякова. 2006. С. 172-175, 248. Кат. 34). Впервые 2 произведения под названием «Обитель Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия» упоминаются в описи мон-ря 1597 г. (Описи Соловецкого мон-ря XVI в. СПб., 2003. С. 133, 157). К этому изводу относят-ся, в частности, иконы кон. XVI в. (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 220-221. № 642), кон. XVI - нач. XVII в. (?) (ЦМиАР), 1-й пол. XVII в. (ГТГ, ЦАК МДА, см.: Антонова, Мнева. Т. 2. С. 351. № 834. Ил. 125; «Угодно в очах Божиих дело сие...»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 110-111), икона нач. XVIII в. из собр. В. А. Бондаренко (Иконы из частных собр.: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст. / ЦМиАР. М., 2004. С. 49, 201. № 22), 2 образа 1-й трети XVII в. и 2-й тре-ти XVIII в. из Частного музея рус. иконы (Возвращенное достояние: Рус. иконы в частных собр.: Кат. / Сост.: И. А. Шалина. М., 2008. С. 78-81, 164-167. Кат. 18, 51), прорись с иконы ХVII в. (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 270-271).

Самый распространенный иконографический вариант раздаточных образов Соловецкой обители, особенно характерный для ХVII в.,- «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с видом монастыря». Святые, обращенные в молении к образу Божией Матери «Знамение» (этот образ покровительствовал Новгородскому архие-рейскому дому, под управлением к-рого Соловецкий мон-рь находился в ХVI-ХVII вв.), держат модель обители в руках на уровне груди, как, напр., на иконах сер. XVII в. (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 286. № 744), 2-й пол. XVII в. из с. Ковда Мурманской обл. (ЦМиАР), из ц. Рождества Христова дер. Б. Шалга Каргопольского р-на Архангельской обл. (на полях - чтимые северные святые и сщмч. Антипа Пергамский, АМИИ, см.: Иконы Рус. Севера. 2007. С. 154-161. Кат. 134), на иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМИР - З. рус, С. сед и с необычной надписью на свитке: «Чадо Иоанне пребуди зде нощь сию и узриши благодать Божию...»), на поморской иконе нач. XVIII в. из Вознесенской ц. дер. Кушерека Онежского р-на Ар-хангельской обл. (АМИИ), на иконе 1-й пол. XVIII в. (Галерея Я. Морсинка в Амстердаме, см.: Бенчев. 2007. С. 312), на мн. иконах кон. XVII в. - нач. XIX в. (ГЭ, ГМЗК, см.: Косцова, Побединская. 1996. С. 69-74. Кат. 70-73, 75-79; Полякова. 2006. С. 176-193, 248. Кат. 35-38). З. почти всегда изображается в левой части композиции вполоборота вправо, С.- напротив (прориси с икон XVII в.- Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 244-245, 248-253, 256-257). Данная иконография была востребована старообрядцами в кон. XVII-XIX в.

Встречаются разночтения в написании имен святых - «Зосима», «Изосим», «Зосим» и «Саватий», «Савватий», «Саватей». Варианты текстов на свитке З.: «Не скор-бите, братие, но по сему разумеите», «Братия, подвизайтеся тесным и прискорбным путем идти нужно». Тексты на свитке С. встречаются редко, с вариантами: «Братие, подвизайтеся тесным и прискорбным путем...», «Сице глаголете не целых вод» и др. Иногда святые изображались на фоне мон-ря (прорись с иконы XVII в., ГРМ; икона сер. XVIII в. из Соловецкого мон-ря, АМИИ, см.: Иконы Рус. Севера. 2007. С. 436-438. Кат. 206) или без него (икона 2-й пол. XVII в., АОКМ; перевод В. П. Гурьянова с иконы XVII в.- Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 244-245, 266-269).

В 1683 г. изографу Оружейной палаты Симону Ушакову мон-рь заказал икону (не сохр.), с к-рой была сделана прорись (Там же. С. 272-273). В нижней части листа имеется подпись: «7191 го(д) писма, Симон(ъ) Ушаковъ в Соловецкую обитель». Этот образ упоминается в монастырских док-тах кон. ХVII в. как икона «нового об-разца». З. и С. представлены в рост, вполоборота к центру, в молении образу Божией Матери «Знамение» в облачном сегменте. Мон-рь представлен в нижней части ком-позиции между фигурами у ног святых, топографически точно, панорама дана с элементами прямой перспективы. На заднем плане - Святое оз. и деревья, на переднем - морской залив с часовней. Этот образец часто использовался в кон. XVII-ХVIII вв. (икона-пядница кон. XVII - нач. ХVIII в. с необычным образом Богородицы в облачном сегменте, из собрания ГВСМЗ, см.: Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006 / ГВСМЗ. С. 460-463. Кат. 103), был неоднократно повторен соловецкими иконо-писцами (АМИИ) и вологодским иконописцем И. Г. Марковым в 1709 г. (икона из ц. равноап. царей Константина и Елены в Вологде, ВГИАХМЗ). В. Андреев выполнил аналогичную гравюру, что было отмечено Д. А. Ровинским: «В московском музеуме находится рисунок пером... с подписью: «Изобразил Симон Ушаков 194 г. резал Ва-силий Андреев» (Ровинский Д. А. Рус. граверы и их произведения с 1564 г. до осно-вания АХ. М., 1870. С. 152).

В XVII в. живописные иконы, складни и кресты, созданные на Соловках и в мона-стырских вотчинах, имеют в навершии («в сиянии») образ Спаса Нерукотворного, Св. Троицы или Божией Матери «Знамение». В ХVIII-ХIХ вв. композиция «Преображение Господне» (главный праздник Соловецкого мон-ря) осеняет многие икон-ные и гравированные «раздаточные» образы. После бомбардировки мон-ря англичанами в 1854 г. «в сиянии» вновь стал изображаться образ Божией Матери «Знамение», чудесно спасший обитель от вражеского нападения. Сохранился серебряный чеканный оклад на икону «Спас Вседержитель, с припадающими преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими» 1700 г. работы мастера А. И. Первова, вклад рез-чика мон-ря мон. Антония (ГММК, см.: Сохраненные святыни. 2001. С. 190-191. Кат. 63).

Из описей нач. ХХ в. известно, какие образы З. и С. хранились в Соловецком мон-ре. Наибольшее число иконографических вариантов - в Преображенском соборе и в приделе во имя З. и С.: иконы «Зосимы и Савватия, над ними Знамение Богородицы, внизу монастырь», «Спасителя во весь рост с припадающими Зосимою и Саввати-ем», «Богородицы, изображена в рост, перед нею в молении преподобные Зосима и Савватий, а вокруг чудеса», «Собор Соловецких чудотворцев». В соборе были редкие самостоятельные иконы, изображающие сюжеты жития З., «каждая длиною 44, шириною по 31 вершку... преподобные Зосима, Савватий и Герман водружают крест... Преподобный Зосима видит церковь на воздусе, ангелы принесоша преподобному Зосиме пищу». З. и С. на иконах предстоят в молении не только образу Богоматери «Знамение», но и Тихвинской иконе Божией Матери, и образу Богоматери «Одигитрия».

В церкви на горе Голгофа на о-ве Анзер находился образ, на к-ром преподобные предстояли св. Иоанну Предтече, вероятно, как тезоименитому святому в миру прп. Иова (Иисуса) Анзерского (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 41. Л. 878-879, 881 об; Д. 40. Л. 31, 36 об., 65 об., 191 об., 374 об.- 375, 454). Изображения подобной иконографии - икона сер. XVII в., с избранными святыми на полях (Галерея Я. Морсинка в Ам-стердаме, см.: Бенчев. 2007. С. 145), образ нач. XVIII в.- св. Иоанн Предтеча в молении, поодаль З. и С. внутри обители (происходит из Дмитрова, ЦМиАР). Образы З. и С. были изображены на серебряных пластинах, украшавших престолы Преобра-женского собора: «...святый престол деревянный... с трех сторон доски серебряные на них изображено... Пресвятая Богородица в облаках, пред нею в молении Преподобные Зосима, Савватий, Герман и святитель Филипп... освящен 1860 года мая 1 дня» (ГААО. Ф. 848. Оп. 1. Д. 40. Л. 157).

Достаточно рано З. и С. стали изображаться среди избранных святых, преимуще-ственно в северной иконописи. На иконе редкого извода «Положение ризы Божией Матери, с избранными святыми» 1-й пол. XVI в. собора Рождества Христова в Кар-гополе (ВГИАХМЗ, см.: Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. С. 356-363. Кат. 56) святые представлены на левом и правом полях среди визант. святых, с узкой боро-дой и свитком в левой руке. Фронтальные фигуры З., С. и прор. Давида в центре по-мещены на иконе нач. XVI в. (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 370. № 323), З. и С. и прп. Александра Свирского - на двусторонней таблетке 2-й пол. XVI в., с «Преполовением» на лицевой стороне (ГВСМЗ, см.: Иконы Владимира и Суздаля. 2006. С. 275, 291. Кат. 57). На иконе кон. XVI - нач. XVII в. (ЦМиАР) ростовые прямоличные изображения преподобных дополнены фигурой прав. Прокопия Ус-тюжского. На иконе избранных святых 1560 г. (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 26-27. № 366. Ил. 7) поясные образы Соловецких чудотворцев написаны справа от иконы Божией Матери «Знамение» (З. с русыми волосами, С. с проседью). З. и С. в числе избранных святых - на 4-рядной каргопольской иконе XVI в. (ГРМ, см.: Рус. мон-ри. 1997. С. 126). В группе рус. святых З. и С. писались на нек-рых строгановских иконах, напр. на правой створке 3-частного складня с евангелистами, избранными праздниками и святыми, с перламутровой иконой в среднике (кон. XVI - нач. XVII в., СПГИАХМЗ).

К древним иконографическим изводам восходит, очевидно, образ Богоматери на престоле с предстоящими З. и С. посл. трети XVI в. из ц. во имя свт. Леонтия Рос-товского в Вологде (ВГИАХМЗ, см.: Там же. С. 701-707). Подобное изображение с расширенным составом предстоящих - на иконе нач. XVII в. письма строгановского мастера Н. Савина (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 321. № 795). Изо-бражения З. и С. дополняют на боковых полях Ярославскую икону Божией Матери кон. XV в. (?) (Sotheby's: Russian Pictures, Icons and Works of Art. L., 1991. P. 108), Корсунскую икону Божией Матери 2-й пол. XVI в. (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Ка-талог. Т. 2. С. 29-30. № 372), Шуйскую икону Божией Матери 2-й пол. XVI в. (ГТГ, см.: Там же. № 388), Донскую икону Божией Матери с шестодневом и избранными святыми кон. XVI - нач. XVII в. (ГЭ, см.: Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст. [СПб.], 2000. С. 283. Кат. R-35). В группе припа-дающих святых З. и С. представлены на иконе «Моление о народе» кон. XVII в. работы А. Фёдорова из Донского мон-ря в Москве (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 421. № 922. Ил. 149).

Вместе с прп. Елеазаром Анзерским З. представлен (в 1-м ряду) на ростовской иконе избранных святых 2-й четв. XVII в. из Борисоглебского на Устье муж. мон-ря, за ними - блж. Иоанн Большой Колпак и прор. Илия (ГТГ, см.: Icфnes russes. 2000. P. 92-93. Cat. 27). Поморская икона сер.- 2-й пол. XVII в. (СГИАПМЗ, см.: Насле-дие Соловецкого мон-ря. 2006. С. 29. Кат. 17) представляет основателей Соловецкого мон-ря вместе с прп. Антонием Сийским и св. Марией Египетской перед образом обретения главы св. Иоанна Предтечи; северная икона XVII в. (?) (ГЭ) - вместе с прп. Александром Ошевенским (в центре). На складне-кузове 2-й пол. XVII в. из Преображенского собора Соловецкого мон-ря (АМИИ, см.: Иконы Рус. Севера. 2007. С. 242-249. Кат. 156) в среднике помещена икона «Деисус (Седмица), с припадающими преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими» (на створках - праздни-ки); на 3-створчатом складне 1671 г. (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 298-299. № 767) Соловецкие преподобные находятся на левой створке, напротив Устюжских юродивых. В северном варианте извода «Спас Смоленский, с предстоящими и припадающими святыми» возле ног Спасителя З. и С. написаны вместе с преподобными Александром Ошевенским и Никодимом Кожеозерским (икона 1728 г. из Благовещенской ц. дер. Турчасово Онежского р-на Архангельской обл., АМИИ).

На иконе кон. XVIII в. (ЦМиАР, см.: Из новых поступлений: Кат. выст. / ЦМиАР. М., 1995. С. 37. Кат. 54. Ил. 60) наиболее почитаемые Соловецкие святые вместе со свт. Стефаном Сурожским предстоят Спасителю в облаках на фоне обители. Существовал извод «Преподобные отцы, почивающие в Соловецкой обители» (возможно, возник на основе эстампов), как на иконе 1874 г. из Соловецкого мон-ря (ГМЗК, см.: Полякова. 2006. С. 248, 194-199. Кат. 39). Вместе с преподобными Германом и Елеазаром З. и С. изображены на поморской иконе нач. XIX в. из ц. Сретения Господня дер. Малошуйка Онежского р-на Архангельской обл. (СГИАПМЗ), вместе с прп. Германом и свт. Филиппом - на иконе 1-й пол. XIX в. из собрания А. Н. Муравьёва (впосл. в музее КДА, НКПИКЗ, см.: Каталог збережених пам'яток Київського ЦАМ: 1872-1922 рр. / НКПИКЗ. К., 2002. С. 26, 135. Кат. 8), вместе со свт. Андреем Крит-ским и прмц. Евдокией - на иконе 1820 г. И. А. Богданова-Карбатовского (из ц. сщмч. Климента, папы Римского, дер. Макарьино Онежского р-на Архангельской обл., АМИИ).

Значительную группу составляют иконы с житийным циклом З. и С. Известно неск. редакций Жития преподобных, с разным количеством чудес. Первые 2 житийные иконы Соловецких чудотворцев написаны для мон-ря в Москве в 1545 г. при игум. св. Филиппе: «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие с братией монастыря в молении Богоматери, с клеймами жития преподобных», на одной иконе 32 клейма, на др.- 28 клейм с событиями жизни святых, прижизненными и посмертными деяниями и чудесами (ГММК, см.: Маясова. 1970; Сохраненные святыни. 2001. С. 66-69. Кат. 9). Композиция предстояния преподобных и монахов Богородице изображена на фоне острова, окаймленного морскими водами. Развернутый житийный цикл из 55 клейм показан на иконе З. и С. (ок. 1549), происходящей из Преображенского собора Соловецкого мон-ря (ГИМ, см.: Овчинникова Е. С. Икона «Зосима и Савватий Соловецкие» с 56 житийными клеймами из собр. ГИМ // Архит.-худож. памятники. 1980. С. 293-307); Щенникова. 1989. С. 261-275; Хотеенкова. 2002. С. 154-169). З. и С. изображены в рост, в монашеском облачении, в молении Святой Троице, в левой руке З. развернутый свиток с текстом: «Не скорбите братия но посему разумейте аще угодна пред Богом дела наша то умножи»; клейма распо-ложены вокруг средника 2 рядами. 9 композиций верхнего ряда посвящены С.: крат-ко изложена история прихода святого на р. Выг и на о-в Валаам, вместе с прп. Гер-маном они выбирают место для основания обители. Остальные 47 клейм иллюстри-руют деятельность З., 26 из них повествуют об основании и устроении З. Соловецко-го мон-ря. 20 клейм рассказывают о посмертных чудесах З. и С. (чудеса на море, ис-целение больных).

Житийные образы Соловецких чудотворцев получили распространение с кон. ХVI в. Их писали не только для северной обители, но и для др. рус. храмов и мон-рей: «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с 16 клеймами жития» из старооб-рядческой Андрониевской пуст. в Ярославле (ЯХМ, см.: Иконы Ярославля XIII-XVI вв. М., 2002. С. 156-161. Кат. 54); икона преподобных с 22 клеймами жития кон. ХVI в. из Белозерска (ГРМ); «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие в молении Богоматери, с клеймами их жития» 1-й четв. ХVII в. (КХМ), икона святых в молении Богоматери, с видом обители и сюжетами их жития 2-й пол. XVII в. из Николо-Угрешского мон-ря (ГМЗК); икона преподобных с 26 клеймами жития 2-й пол. XVII в. (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 502-503. № 1049); икона с изобра-жением Соловецкой обители в среднике и 18 житийными клеймами XVII в. (?) из Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве (Древности и духовные свя-тыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церк. убранства Архие-рейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005. С. 136-137. Кат. 90), «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, c 22 клей-мами жития» нач. ХVIII в. из Преображенской ц. на о-ве Кижи (Гос. ист.-архит. и этногр. музей-заповедник «Кижи»), икона с 14 клеймами жития нач. XVIII в. из собрания Успенских (ГЭ, см.: Косцова, Побединская. 1996. С. 68-69, 144. Кат. 68), икона с 12 клеймами жития сер. XVIII в. из часовни Собора Богородицы дер. Кургеницы Медвежьегорского р-на Карелии (МИИРК).


Особенностью северной иконографии XVII в. является включение в состав клейм сюжетов, к-рые составляют местную специфику. В поморских храмах предпочитали сцены на море, напр. «Чудо преподобных Зосимы и Савватия об избавлении человека, плывшего по морю на црене» показано на иконе 1-й пол. XVII в. с 18 клеймами жития из Троицкой ц. с. Нёнокса на побережье Белого м. (АМИИ, см.: Иконы Рус. Севера. 2007. С. 54-67. Кат. 115). В 1788 г. иконописец соловецкой обители В. Чалков (см. ст. Чалковы) написал 2 парные иконы З. и С. (стояли у столбов Преображенского собора Соловецкого мон-ря, ГМЗК), к-рые содержат наиболее подробные житийные циклы. В средниках - прямоличные изображения святых в рост, вокруг 68 клейм, заключенных в барочные картуши (Полякова. 2003. С. 200). Происхождение др. близкого по стилю барочного образа «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с видом монастыря и 20 клеймами жития» также связано с Соловецкой обите-лью (после 1711, АМИИ, см.: Вешнякова. 1992. С. 195-207). Икона с сюжетами жития З. и С. посл. трети XVIII в. из юж. придела ниж. церкви Николо-Богоявленского (Морского) собора в С.-Петербурге написана, по-видимому, на основе гравюры 1768 г. М. И. Махаева с 8 клеймами чудес (ГМИИ). К поздним иконографическим вариантам принадлежит икона с 10 клеймами жития чудотворцев кон. XVIII - нач. XIX в. (АМИИ, см.: Иконы Рус. Севера. 2007. С. 468-473. Кат. 216) - над и под средником помещены горизонтальные клейма с перенесением их св. мощей.

Образы З. и С. встречаются в составе деисусных чинов соловецких церквей, а также многих храмов Рус. Севера: иконы З. и С. кон. ХVI в. из ц. ап. Петра и Павла с. Вирма в Поморье (МИИРК); образ С. XVII в. из г. Кемь (ГЭ); образ З. ХVII в. из Успенского собора г. Кемь. (МИИРК); икона З. кон. XVII в. из Никольской ц. в с. Койнас Лешуконского р-на Архангельской обл. (ГЭ) - со свитком в руках, иконы преподобных 1-й четв. ХVIII в. из Преображенской ц. на о-ве Кижи (Гос. ист.-архит. и этнографический музей-заповедник «Кижи»), XVII в. (ГМИР), ХVIII в. из часовни дер. Леликозеро в Заонежье (Гос. ист.-архит. и этнографический музей-заповедник «Кижи»), икона С. XVIII в. (ГМИР, см.: Рус. искусство из собр. ГМИР. М., 2006. С. 28, 75. Кат. 11, 15, 93).

Интересным примером изображения З. и С. в академической живописи является полотно худож. Г. И. Угрюмова, созданное между 1806 и 1811 г. для Казанского со-бора С.-Петербурга (ГМИР) - С. в схиме и куколе, с седой раздвоенной бородой, правой рукой поддерживает модель 5-главого собора за крепостной стеной, З. в про-филь, в мантии, с непокрытой головой (волосы русые, борода с проседью), левой рукой придерживает модель; в облаках - полуфигура Спасителя (ГМИР). В главном иконостасе храма Христа Спасителя в Москве находился образ З. (70-е г. XIX в.), т. к. в день его памяти родился имп. Александр II; образы З. и С. (худож. Я. С. Башилов, П. Ф. Плешанов) были включены в программу росписи придела во имя блгв. кн. Александра Невского (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 62, 81, 85). В мастерской иконописцев Пешехоновых в С.-Петербурге выполнена икона З. и С. 1866 г. (ГМИР, см.: Там же. С. 122-123, 178. Кат. 174, 268) «в память чудесного спасения драгоценной жизни Государя Импера-тора Александра II... от верноподданных крестьян Архангельской губ. Онежскаго уезда Посадной волости», где святые представлены в молении Иисусу Христу на фоне мон-ря, на орнаментированном золотом фоне. Единоличные иконы святых писа-лись и в ведущих иконописных мастерских кон. XIX - нач. XX в., напр. икона З. письма М. И. Дикарёва (1892, ГМИР, см.: Там же. С. 202-203. Кат. 301) и икона С. работы И. С. Чирикова (Косцова, Побединская. 1996. С. 76, 158. Кат. 85) из годовой Минеи, включавшей 366 образов, написанной для домовой ц. Введения во храм Пресв. Богородицы великокняжеского Мраморного дворца в С.-Петербурге. Изображения З. и С. вводились в состав икон-святцев на апр., авг. и сент. (Минея на апр. кон. XVI - нач. XVII в., иконы XIX. из частных собраний, см.: Иконы из частных собраний. 2004. С. 157, 231; Бенчев. 2007. С. 126-127, 286-287).

Среди икон, написанных в живописной палате Соловецкого мон-ря в кон. ХIХ - нач. ХХ в., наиболее популярны были заказные «семейные» иконы в масляной тех-нике. На них изображали св. покровителей заказчиков иконы, предстоящих Соло-вецким чудотворцам, как на иконах-пядницах «Святые Пелагия, Прокопий Устюжский, Зосима и Савватий Соловецкие» 1904 г., «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, св. отрок Константин» 1915 г. (худож. В. Носов, М. Кичин, В. Чуев, АМИИ). Святые изображены в рост, на фоне панорамы Соловецкого мон-ря (Наследие Соловецкого мон-ря. 2006. С. 61-62. Кат. 89, 90). Мон-рь активно сотрудничал с иконописными селами Владимирской губ., особенно с Холуем и Мстёрой. Ассорти-мент икон с изображением Соловецких святых, привезенных из с. Холуй на Солов-ки, был широк: «иконы фольговые», «иконы кипарисовые с чеканкой и без чеканки», «в серебряных ризах», «в медных ризах», «образки никелевые». Эти дешевые иконки небольшого размера широко бытовали на Севере (Там же. С. 70. Кат. 112-114).

В ХIХ в. в Центр. России З. и С. почитались как покровители пчеловодства, что связано с тем, что 27 сент. (день памяти С.), согласно народным приметам, «должно убирать улья в омшаник» (Щуров И. Календарь примет, обычаев и поверий на Руси // ЧОИДР. 1867. Кн. 4. С. 196). Известны иконы, где преподобные изображаются с пчелиными сотами (СГИАПМЗ) а также иконы и цв. литографии, на к-рых они представлены с пчелиными домиками (АМИИ, ГМИР, ГЭ, см.: Тарасов. 1995. Ил. [15]; Косцова, Побединская. 1996. С. 75, 156. Кат. 82). В этом качестве они иногда включались в целебники с предписанием молиться «о умножении пчел» (как на ико-не 2-й пол. XIX в. из ГМИР, см.: Тарасов. 1995. Ил. [40]).

В композиции «Собор Новгородских чудотворцев» З. и С. изображены на иконе кон. XVII в. (СПГИАХМЗ, см.: Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат. Серг. П., 1996. Кат. 26,- в правой группе преподобных вверху), на иконе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. из собрания Успенских (ГЭ, см.: Косцова, Побединская. 1996. С. 59, 136. Кат. 54,- во 2 ряду правой группы), на образе 1728 г. письма свящ. Георгия Алексеева (ГТГ), на прориси с иконы XVIII в. (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 618-619,- во 2 ряду крайними слева), на иконах «Собор всех святых Нов-городских угодников» XIX в. (с поновлениями XX в.) из алтаря и 60-х гг. XX в. из местного ряда нижнего иконостаса ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде. Его образ был воспроизведен в 3-м ряду на «старинном» образе Новгородских чудотворцев, пред-стоящих Софии Премудрости Божией, к-рый находился «в ризнице черниговской кафедры» (Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97).

Образы З. и С. присутствуют на иконе «Собор святых, в земле Карельской просиявших» 1876 г. мастерской В. М. Пешехонова из местного ряда ц. во имя преподобных, в посте просиявших, на кладбище Валаамского Преображенского мон-ря (в наст. время в домовой церкви Церк. управления Финляндской Правосл. Церкви в Куопио, Финляндия, см.: Русак В. Икона преподобных отцев, в Земле Карельской просиявших // ЖМП. 1974. № 12. С. 16-21), а также в 3-м ряду (З. с жезлом и четка-ми в руках, С. с четками) на 2 идентичных иконах-пядницах с этим сюжетом, напи-санных в 1876 г. валаамскими иноками (Нововалаамский мон-рь, Музей Православ-ной Церкви в Куопио, Финляндия, см.: Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. № 16). Кроме того. З. и С. иногда изображались в группе предстоящих на нек-рых иконах Спаса Вседержителя с предстоящими и при-падающими Вологодскими чудотворцами - образы XVIII в. из вологодских церквей (ВГИАХМЗ, см.: Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 91, 95. № 35, 40).

Будучи особо чтимыми старообрядцами, З. и С. представлены на почетном месте (в 1-м ряду слева) в составе Собора рус. святых поморского извода: на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК); на образе 1814 г. письма П. Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 448-449); на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ, см.: Icфnes russes. 2000. P. 142-143. Cat. 52). На иконе 1-й пол. XIX в. из старо-обрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) Соловецкие святые - в 3 ряду правой группы преподобных (порознь: З. во главе ряда, С. в цен-тральной части), на иконе рус. чудотворцев нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) - во 2 ряду. На иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ,- Ibid. P. 144-147. Cat. 53) Соловецкие святые показаны крайними справа во 2 ряду, рядом со святителями (напротив - преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские).

З. и С. неоднократно изображались в книжной миниатюре. Известны лицевые Жития преподобных кон. 70 - 80-х гг. XVI в. (РГБ. Егор. 352. Ф. 98.), кон. ХVI - нач. ХVII в. из б-ки И. А. Вахромеева (ГИМ. Вахром. № 71). Аналогичные миниатю-ры иллюстрируют Сказание о З. и С. 1623 г., вклад Александра (Булатникова) в Соловецкий мон-рь (РНБ. Солов. 556/175), а также в рукописи «Сад спасения» 1709-1711 гг. (ГММК, до 1922 г.- в ризнице Соловецкого мон-ря). Миниатюра «Перене-сение мощей прп. Зосимы Соловецкого» украшает рукописное Житие преподобных ХIХ в. (РГИА. Ф. 834. Т. 2. Д. 1235).

Образы З. и С. встречаются в монументальной живописи, преимущественно ХIХ в., напр. в росписи Петропавловской ц. дер. Заостровье (Рикасово) под Архангельском (изображены в рост, фронтально, в схиме и мантии). История посещения З. Новгорода была отражена в серии фресок, размещенных на столпе Св. Софии Новгородской. Одна из сцен - о видении преподобного, «Пир у Марфы Борецкой» (Краткое ист. описание мон-рей Архангельской еп.: Сб. ст. Архангельск, 1902. С. 11; Соловецкий мон-рь и его святыни. СПб., 1884. С. 59). В составе Собора рус. святых ростовые изображения З. и С. (в академической манере) имеются среди подвижни-ков XV в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.).

Редкие сохранившиеся памятники резьбы ХVI в. с изображениями Соловецких чудотворцев - раки З. и С., созданные новгородскими резчиками в 1566 г. по веле-нию игум. св. Филиппа (ГТГ, ГММК). Раки представляли собой большие саркофаги (200Ч70Ч70 см) с крышкой, выполненной из липовой доски (сохранились только крышки и боковая стенка от каждой раки). На крышке раки З.- его изображение в высоком рельефе, на боковой (лицевой) стороне - резные изображения его жития в прямоугольных клеймах. С. на крышке раки представлен в рост в монашеском облачении, в невысоком рельефе, лик и руки исполнены живописно, в левой руке свиток, на боковой стенке - 16 клейм его жития, от встречи С. и прп. Германа на р. Выг до погребения С. (Соколова И. М. Деревянные резные иконы и раки Соловецких чудотворцев // Сохраненные святыни. 2001. С. 116-122).

Раки переделывалась, после завершения строительства Троицкого собора в 1859 г. мощи Соловецких святых были переложены в новые саркофаги, старые раки храни-лись в ризнице. В описи нач. ХХ в. значится рака, выполненная мастером Ф. А. Верховцевым: «У южной стены [Троицкого собора - Авт.] в арке полукруглой рака, вышиною 20, длиною 39 1/2, шириною 19 вершков, деревянная столярной работы... Верхняя часть двойная; на лицевой дске ее, по травчатому матовому фону вычекане-но изображение преподобнаго Зосимы во весь рост, в схиме и мантии с четками; ве-нец накладной с резною подписью, возглавие чеканное с кистями... На барельефе по белому матовому фону матовое же изображение преподобнаго Зосимы, в последние минуты жизни благословляющего ученика своего Арсения вместо себя на игуменст-во; над ним небольшая Казанская икона Божией Матери резная золоченая в чекан-ной раме; на боковых сторонах барельефа две чеканные колонки с золочеными вен-ками; на карнизах барельефа резными буквами изображена надпись: «Сооружено в царствование государя императора Александра Николаевича в 1864-1872 годах в Санкт-Петербурге, на приношения усердствующих разных мест России, стараниями Пульхерии Бюгер, урожденной Чернягиной, фабрикантом Верховцевым... В арке, на южной стене икона преподобного Зосимы, вышиною 23 1/2, шириною 17 вершков, поясное изображение древнего письма; верхний край иконы полукруглый; на ней одежда и цата сребропозлащенные чеканной работы... Над ракою серебряная 84-й пробы вызолоченная с эмалевыми украшениями арка... 1893 года на монастырские средства... На западной стороне арки, над главою преподобного Зосимы изображено чеканною барельефною работою видение церкви на воздусе с эмалевым вокруг его венцом...» (ГААО. Ф. 848. Оп. 1. Д. 40. Л. 206 об.- 210).

У юж. стены Троицкого собора, близ раки З. в полукруглой арке стояла аналогичная рака С. «вышиною 20, длиною 40 1/4, шириною 19 вершков, деревянная столярной работы». Крышка была двойной, «на лицевой дске ее, по травчатому гладкому фону вычеканено изображение преподобного Савватия во весь рост, в схиме и ман-тии с четками; венец накладной с резною надписью». Лицевую сторону украшал ба-рельеф, представляющий собой «по белому гладкому фону матовое изображение перенесения святых мощей преподобного Савватия... На западной стороне арки, над главою преподобнаго Савватия изображены чеканной барельефной работой препо-добные Савватий и Герман, водружающие крест... с восточной стороны у ног пре-подобного такою же работою изображена кончина преподобного Савватия с пред-стоящим пред ним новгородским купцом Иоанном» (Там же. Л. 213, 216).

Под алтарем Преображенского собора были устроены усыпальницы на месте пер-воначального погребения З. и С. В нач. ХХ в. в одной из них находилась гробница, обитая досками, «сверх икона преподобного Зосимы, длиной 32, шириною 16 вершков, на ней свет и поля медные, басменной работы... Над нею икона Перенесения мощей преподобного Зосимы. Над гробницею преподобного Зосимы устроена на деревянных столпах таковая же сень... При гробнице с западной стороны: икона Пресвятой Богородицы Страстно€й, с северной стороны: икона преподобного Зосимы Соловецкаго» (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 40. Л. 98-99). Сохранилась фотография усы-пальницы нач. ХХ в. (АОКМ).

В мон-ре и его вотчинах, начиная с ХVII в., резчики по дереву создавали разнооб-разные кресты, иконы, складни (Мальцев. 1988. С. 69-83; Кондратьева. 2006. С. 193-204). Ко 2-й пол. ХVII в. относится группа деревянных поклонных раскрашенных крестов, на к-рых в нижней части изображены основатели Соловецкой обители (ГТГ, ГММК, АОКМ, ГИМ). Серия резных пядничных икон З. и С. ХVII-XVIII в. также связывается с Соловецким мон-рем (ГММК, АМИИ). В описях ризницы мон-ря упоминается вариант данной композиции («...Зосимы и Савватия с монастырем, над ними коронование Богородицы, длиною 7 вершков, резная из дерева» - ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 41. Л. 878-879). В часовне в память чуда З. над просфорою был ус-тановлен деревянный 8-конечный крест «мерою во весь иконостас... на нем Распя-тие, сверху Святая Троица, в подножии преподобные Зосима и Савватий - изображены резьбою и раскрашены масляными красками» (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 40. Л. 62-363). Сохранилась аналогичная по иконографии резная икона «Поклонение кре-сту преподобных Зосимы и Савватия Соловецких» посл. трети ХVII в. (АМИИ). Со-хранились резные створки складней XVII-XVIII вв. с изображениями З. и С. (ГММК, ГИМ, см.: Соловецкий мон-рь. 2000. С. 248, 254). Примером академической скульптуры является горельеф с оглавным изображением З. и С. (скульптор М. А. Чижов) в группе просветителей в нижнем ярусе памятника 1000-летию России, возведенного в 1862 г. в Новгороде по проекту М. О. Микешина.

Образы З. и С. встречаются на шитых покровах с XVI в.- покровы З. (1583) и С. (1585), исполненные в мастерской Новодевичьего мон-ря в Москве (ГММК, З. дер-жит свиток двумя руками, у С. десница на груди), покров З. кон. 90-х гг. XVI в., ши-тый в мастерской царицы И. Ф. Годуновой (ГММК), пелена ХVI в. из Соловецкого мон-ря (ГРМ, см.: Древнерус. шитье. 1980. Кат. 90; Сохраненные святыни. 2001. С. 226-227. Кат. 79; Маясова. 2004. С. 156-160, 208-209. Кат. 35, 36, 58). 2 покрова 1660 и 1661 г. (ГРМ) выполнены в мастерской А. И. Строгановой в Соли Вычегодской для Соловецкой обители (вклад Д. А. Строганова и его детей, см.: Древнерус. шитье. 1980. Кат. 170, 171; Рус. мон-ри. 1997. С. 100-101). На покровах - прямоличные ростовые изображения З. и С. с куколем на плечах, с благословляющей дес-ницей и свитком в левой руке. В строгановской мастерской в Соли Вычегодской для обители изготовлены палица и пелена (ГРМ, см.: Рус. мон-ри. 1997. С. 103). На па-лице 1658 г. (вклад А. И. Строгановой) З. и С. представлены в рост, в молении, по сторонам от образа Преображения Господня. На пелене святые изображены в тради-ционной иконописной композиции, с храмом на руках. Др. палица сохранила изо-бражения Соловецких чудотворцев, предстоящих Успению Богоматери (АОКМ, см.: Древнерус. шитье. 1980. Кат. 172, 173; Соломина В. П. Древнерус. шитье в собр. АОКМ: Кат. Архангельск, 1982. Кат. 20).

Известны покровы преподобных кон. XVII - нач. XVIII в. (поновлены в XIX в.), созданные в московской мастерской А. П. Бутурлиной (вклад стольника И. И. Бутурлина, ГММК, см.: Маясова. 2004. С. 416-419. Кат. 157, 158). Последний покров на раку З. был устроен мон-рем во 2-й пол. ХIХ в.: «Покров на раку бархата пунцового (свет) и малинового (поля); в средине образ преподобного Зосимы, лицо и руки, писаные красками, а венец из желтой парчи, шитый бусами, мантия и епитрахиль бархата малинового, последняя обшита лентой желтой аплике, на полях тропарь «Яко светильницы»... вышит шерстями; подкладка шелковая» (ГААО. 878. Оп. 1. Д. 41. Л. 614 об.). Известны изображения З. и С. на др. предметах облачения, напр. в числе рус. святых на подольнике саккоса Патриарха Никона 1655 г. (ГММК, см.: Маясова. 2004. С. 318-321. Кат. 108), на вставном подоле XVIII в. к саккосу митр. Казанского Лаврентия 60-х гг. XVII в. (ГОМРТ; см.: Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. Кат. 95. С. 296), шитые фигуры святых на оплечье фелони 2-й пол. XVII в. (ГММК, см.: Маясова. 2004. С. 374-375. Кат. 133), гравированные дробницы на мит-рах 1656 и 1682 г., на оплечье фелони 1633 г. (ГММК).

Описи зафиксировали изображения З. и С. вместе с др. Соловецкими чудотворцами на хоругвях. Самая раняя из них - односторонняя, шитая золотом, серебром и шелком - исполнена в 1562 г., на ней изображено «Отечество» с предстоящими Богородицей, ап. Иоанном Богословом и припадающими З. и С. (вклад соловецкого старца устюжанина Шахова, ГММК, см.: Маясова. 2004. С. 131-133. Кат. 23). В ХIХ в. большинство хоругвей были написаны на холсте масляными красками. В частно-сти, по описи нач. XX в. в Преображенском соборе - «на хоругви... Святая Троица, а на другой стороне святитель Филипп, преподобные Зосима, Савватий и Герман»; в ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери в Савватьеве - «хоругвь полотняная раскрашенная с образами: на одной стороне Спасителя, а на другой святителя Николая и преподобных Зосимы и Савватия, писаны красками, хоругвь таковая же... Богородицы Смоленской, а на другой - святителя Филиппа и преподобных Савватия и Германа Соловецких»; в ц. во имя З. и С. на монастырском подворье в Архангельске - «Хоругвь на холсте, раскрашена, на одной стороне образ Воскресения Христова, а на другой - собор святых угодников Соловецких и над ними Знамения Божией Матери» (ГААО. Ф. 848. Оп. 1. Д. 40. Л. 206, 336, 362-363, 516 об.).

С кон. XVII в. в Соловецком мон-ре начали заказывать и печатать иконы-эстампы с изображениями местных чудотворцев (офорты, литографии, цинкографии). Единоличные изображения З. и С. в графике не известны, но их образы присутствуют сре-ди предстоящих или припадающих святых на мн. гравюрах с видами Соловецкого мон-ря (Вереш. 1980. С. 205-229). Первые гравюры были выполнены в ХVII в. в тех-нике ксилографии, иногда с раскраской («Господь Вседержитель с Соловецкими чу-дотворцами», см.: Ранняя рус. гравюра: 2-я пол. ХVII - нач. ХVIII в.: Новые откры-тия: [Кат.]. Л., 1979. С. 16). До 1688 г. датируется гравюра З. и С. с обителью в руках (ГРМ, см.: Рус. мон-ри. 1997. С. 144), к-рая, очевидно, использовалась иконописцами (гравюры этого извода существовали впосл. в неск. вариантах, РНБ). Позже мон-рь часто заказывал гравированные медные доски, нек-рые из них, в частности гравюра круга В. Андреева 1686-1688 гг. стала образцом для иконописцев ХVIII в., неоднократно повторявших данный извод (Кузнецова О. Б. «Преподобные Зосима и Савва-тий Соловецкие» из собр. ЯХМ: Проблема датировки и атрибуции // Наследие Соло-вецкого мон-ря. 2007. С. 163). Медные доски (самые ранние - нач. ХVIII в.) были обнаружены Д. А. Ровинским в 1876 г. в ризнице Соловецкого мон-ря, вывезены в С.-Петербург и изданы (Ровинский. 1884). К тому времени на первоначальные доски были внесены поправки в соответствии с изменившимся к ХIХ в. архитектурным об-ликом мон-ря (нек-рые оригинальные доски хранятся в ГМЗК).

Рядом с мон-рем на гравюрах изображены его основатели и святые, подвизавшиеся на Соловках - З., С., преподобные Герман, Елеазар Анзерский, Иринарх и свт. Филипп Московский. Произведения исполнены как признанными мастерами, так и малоизвестными северными авторами. К 1-й группе принадлежат листы Л. Бунина (1705), И. Ф. и А. Ф. Зубовых, Махаева. На гравюре Махаева 1768 г. (экземпляры в ГМИИ, СГИАПМЗ) в среднике помещен вид Соловецкого мон-ря, вверху образ Преображения с Соловецкими чудотворцами по сторонам (слева - С. и свт. Фи-липп, справа - З. и прп. Герман), внизу картуш с кратким жизнеописанием святых. По сторонам от средника - композиции из жития Соловецких чудотворцев, в т. ч. «Чудо прп. Зосимы об умершей жене», «Исцеление у гроба прп. Зосимы больного Никона», «Прп. Зосима видит церковь, «простерту на воздусе и прекрасну»», «Чудо преподобных Зосимы и Савватия о двух полоненных братиях», «Чудо об исцелении монаха Макария» и др. (Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 492). На гравюре Зубовых 1744 г. (ГМИИ) обозначены все постройки мон-ря, наглядно передана га-вань с большим количеством кораблей, включены детали реального пейзажа. На облаках - фигуры Соловецких чудотворцев, среди них З. и С., справа внизу подпись: «Грыдоровали в Москве Иван и Алексей Зубовы. 1744 г.» (оттиск 1884 г. в собрании СГИАПМЗ). Существует гравюра Д. Пастухова 1765 г. с сюжетами жития и чудес преподобных (ГМИИ, фрагмент доски в АМИИ, оттиск 1884 в СГИАПМЗ, см.: Наследие Соловецкого мон-ря. 2006. С. 90-92. Кат. 125, 127).

В гравюрах местных мастеров Л. Е. Зубкова (родом из Кеми), С. Никифорова (родом из Сумы, иконописец) и мон. А. Заливского (автор подготовительных рисунков) традиц. представления о панораме мон-ря сочетаются с натурными наблюдениями, вниманием к деталям архит. пейзажа (см.: Вереш. 1980. С. 205-229; Кольцова Т. М. Гравюры с изображениями Соловецкого мон-ря и его святых // Наследие Соловецко-го мон-ря. 2006. С. 83-88). Одна из ранних гравюр - «Вид Соловецкого монастыря с преподобными Зосимой, Савватием, Германом и свт. Филиппом» 1710 г. с подпи-сью: «Грыдоровал в Соловецком монастыре Савва Никифоров иконописец 1710». Неск. видов мон-ря с молящимися в небесах чудотворцами были награвированы Зубковым в 1772-1802 гг. (оттиски в АОКМ, СИХМ), он же является автором листа с изображением Богоматери на престоле с предстоящими З. и С., видом мон-ря и 10 житийными клеймами (1791). В 1827 г. гравером А. М. Шелковниковым выполнен вид обители с чудотворцами (ЦАК МДА, ГРМ, см.: Рус. мон-ри. 1997. С. 200) - З. в фелони с непокрытой головой, С. в схиме и в куколе. Иногда З. изображался в епит-рахили, С. со сложенными крестообразно руками, как на гравюре И. Саблина 1818-1825 гг. (оттиски 1837 г. с поправками - ЦАК МДА). Изображение мон-ря с крест-ным ходом запечатлено на гравюре А. Г. Афанасьева 1850 г. (оттиск 1884 г. в СГИ-АПМЗ). В 1850 г. на Соловках работал бывш. послушник Анзерского скита мон. Александр (о доске «Соловецкие чудотворцы», гравированной им в 1852 г., Ровин-скому сообщил казначей мон-ря - Ровинский. Виды Соловецкого монастыря. 1884. С. 10). По-видимому, он является автором и гравюры 1859 г. «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, в молении образу Божией Матери «Знамение»», на к-рой святые изображены коленопреклоненными (СГИАПМЗ).

В 60-х гг. XIX в. мон-рь наладил собственное производство лубков «для печата-ния священных изображений и местных видов, поступающих в раздачу и продажу богомольцам, посещающим обитель в летнее время» (РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1 Д. 116. Л. 1; Попов А. Н.  Периодическая печать в Архангельске // Изв. Архангельского об-ва изучения Рус. Севера. 1914. № 8. С. 225-232; № 9. С. 257-263; Кольцова. Первые литографии. 1985. С. 204-212.). В 1892 г. архим. Мелетий обратился в Московскую синодальную контору с просьбой рассмотреть 10 литографий, которые предполага-лось печатать в Соловецком мон-ре, в т. ч. «Вид ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря большого размера», «Вид ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря малого размера», «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие чудотворцы», «Раки преподобных Зосимы и Савватия» и др. Первые листы, выпущенные мон-рем, являлись литографиями с чудотв. образов (напр. копия чу-дотв. Запечной иконы Божией Матери с предстоящими З. и С. на хромолитографии 1892 г. из собраний АМИИ, СГИАПМЗ, см.: Наследие Соловецкого мон-ря. 2006. С. 100-101. Кат. 142, 143). В обители также были созданы образы святых для иллюст-рации изданий Соловецкого патерика (СПб., 1895; М.,1906), хотя тираж их был от-печатан не в монастырской литографии. Все они были одобрены Моск. духовно-цензурным к-том (цензурные экземпляры: РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 121.). Известны панорамы мон-ря с Соловецкими чудотворцами, напечатанные в технике литографии на белом шелке, а также с медных досок на хлопчатобумажной ткани (СГИ-АПМЗ).

Во 2-й пол. ХIХ - нач. ХХ в. Соловецкий мон-рь пользовался также услугами ча-стных литографий И. И. Пашкова и И. А. Морозова в Москве, Веферс в С.-Петербурге, Е. И. Фесенко в Одессе, к-рые выпустили неск. изображений обители и ее святынь. В 1876 г. от Пашкова поступили картины «в красках»: З. и С., Соловец-кий мон-рь (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5589. Л. 100, 124). В нач. ХХ в. мон-рь при-обретал небольшие цв. литографии у Фесенко (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 920. Л. 108).

Образы З. и С. были практически в каждой северной старообрядческой моленной или часовне, предпочтительно одного иконографического извода, сложившегося в ХVII в.: святые представлены в рост, в развороте к центру, в молении образу Божией Матери «Знамение» на облаках. Между ними вверху - панорама мон-ря с характер-ным «дореформенным» видом обители: с 3-шатровой звонницей (икона «Преподоб-ные Зосима и Савватий Соловецкие, с видом монастыря» кон. ХVIII - нач. ХIХ в. из Никольской ц. с. Нижмозеро в Поморье, СГИАПМЗ). Образцами выговского иконо-писания являются иконы кон. XVIII - нач. XIX в. (ГЭ), нач. XIX в. (ЦМиАР, см.: Чугреева Н. Н. Группа поморских икон в собр. Музея им. Андрея Рублёва // Мир старообрядчества: Сб. науч. тр. М., 1998. Вып. 4: Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исслед. рус. старообрядчества: Мат-лы междунар. науч. конф. / Отв. ред: И. В. Поздеева. С. 393, 395. Ил.). Имя «Саватий» или «Саватей» пи-сали, как правило, с одной буквой «в», что также было принято в ХVII в.

У старообрядцев Поморья получил распространение и др. образ: «Седмица, с припадающими Зосимой и Савватием» (Бусева-Давыдова И. Л. Припадающие Соло-вецкие святые: Генезис и смысл иконографии // Наследие Соловецкого мон-ря. 2007. С. 124-137), один из ранних примеров извода - на прориси с иконы XVII в. (Марке-лов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 274-275). Известен поморский вариант Печерской иконы Божией Матери, с предстоящими З. и С. (результат поновления иконы?) XVIII в., З. слева в куколе (Древности и духовные святыни старообрядчества. М., 2005. С. 138. Кат. 91). Старообрядцы Выговской пуст. создали новые формы в меднолитой мелкой пластике: З. и С. были включены в состав ряда литых изделий - икон, складней, образков (ГИМ, ЦМиАР, МИИРК). В число иллюстраций к моск. варианту изд. книги Семена Денисова «История об отцех и страдальцех Соловецких» (1914) включены сюжеты «Построение монастыря прп. Зосимою», «Некий старец виде прп. Германа, вошедша в церковь, и преподобных отец Зосимы и Саватия, воставших в раках».

В XVIII-XIX в. по заказам обители и частных лиц холмогорские косторезы созда-вали иконы с изображением Соловецких чудотворцев из кости (ГЭ, ГИМ, ЦАК МДА, Елецкий краевед. музей, КИАМЗ, см.: Наследие Соловецкого мон-ря. 2006. С. 69. Кат. 108, 109). В док-тах упоминается и более сложная икона З. и С.: «10,5 верш-ков, резная из перламутра, а вокруг чудеса их из белой кости» (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 41. Л. 281 об.). З. и С. представлены в левом нижнем клейме костяного образа с 14 храмовыми праздниками Соловецкой обители 70-х гг. XVIII в., изготовленного в С.-Петербурге предположительно мастером О. Х. Дудиным (находился в Преображен-ском соборе у раки свт. Филиппа, затем в ризнице, ГММК, см.: Сохраненные святы-ни. 2001. С. 200-201. Кат. 68).

В 60-90-е гг. XIX в. обитель покупала кресты и финифтяные образки Соловецких чудотворцев в Ростове: «размером в один вершок, одну вторую вершка, с монасты-рем, без монастыря, в овале, в меди, в серебряной и медной оправе» (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3189. Л. 32 об.; РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Т. 2. Д. 5563. Л. 18; Д. 5579. Л. 19-24; Ф. 1183. Оп. 1. Д. 116. Л. 109, эмалевые иконы хранятся в собраниях ГМЗРК, ЦМиАР, СГИАПМЗ). В известном центре художественных изделий из серебра - с. Красном Костромской губ. - мон-рь неоднократно приобретал серебряные образки, кресты, металлические цепи. На маленьких тельных крестах изображали поясные фигуры З. и С. Ростовые фигуры святых в помещены на кожаной обложке помянни-ка, тисненой в Соловецком мон-ре, на форме для печати просфор, на колоколе (Оло-вянишников Н. И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 19122. С. 147; Наследие Соловецкого мон-ря. 2006. С. 118, 275-276. Кат. 176, 498-501). Рель-ефные изображения З. и С. на фоне мон-ря представлены на стеклянных бутылочках для св. воды и масла разных форм и размеров (АОКМ, СГИАПМЗ).

В иконописи XX в. З. и С. возглавляют группу Соловецких чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. письма мон. Иулиании (Соколо-вой), нач. 50-х гг. XX в., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ) и на иконах этого извода кон. XX - нач. XXI в. в храме Христа Спасителя, ц. Воскресения Христова в Сокольниках, ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве. Под рук-вом мон. Иулиании 1952-1953 гг. исполнена икона «Всея России чудотворцы в молении Бо-жией Матери» с изображением наиболее почитаемых рус. преподобных, в т. ч. З. и С., из ц. св. Илии Пророка во 2-м Обыденском пер. Москвы. Фигуры З. и. С. включе-ны в стенопись братской трапезной Нововалаамского мон-ря в Финляндии (1992, худож. архим. Зинон (Теодор)).

Примерами совр. иконографии преподобных являются рисунки для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных и Н. Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 27, 215, 305); иконы 90-х гг. XX в. москов-ского худож. В. В. Близнюка и др., находящиеся в Соловецком мон-ре, иконы из ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове в Москве - подворья Соловецкого мон-ря (бри-гада иконописцев под рук-вом С. В. Леванского, А. В. Масленникова и др.). Образы З. и С. занимают центральное место в совр. композиции «Собор Соловецких чудо-творцев» (см., напр.: Соловецкий мон-рь. 2000. С. 2,- З. в епитрахили в центре 1-го ряда, С. крайний справа), а также на иконе «Собор Карельских святых» (собор блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске, см.: Правосл. Карелия: Изд. посвящ. 15-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии. Петрозаводск, 2005. С. 2). На иконе «Соловецкие чудотворцы» (2005, ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендо-ве) святые предстоят Смоленской иконе Божией Матери и поклонному кресту, на 1-м плане вид обители, З. изображен в 1-м ряду 2-м справа с игуменским жезлом.

Ист.: ГААО. Ф. 848. Оп. 1. Д. 40; Ф. 878. Оп. 1. Д. 40, 41.

Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник; Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. С. 305-307. № 621-628; Кн. 3. С. 606-608. №. 1455-1460; Кн. 4. С. 491-494, 754-756. № 621-629,1455-1559; он же. Виды Соловецкого мон-ря, отпечатанные с древ-них досок, хранящихся в тамошней ризнице. СПб., 1884; он же. Словарь граверов. Т. 1. С. 352-253; Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. М., 1895. Вып. 1; Маясова Н. А. Памятник с Соловецких о-вов: Икона «Богоматерь Боголюбская с житиями Зосимы и Савватия», 1575 г. [Л., 1970]; она же. Древнерус. лицевое шитье: Кат. / ГММК. М., 2004; Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Рус. Севера. Л., 1977. С. 161-162; Архит.-худож. памятники Соловецких о-вов: [Сб.]. М., 1980; Древнерус. шитье ХV - нач. ХVIII в. в собр. ГРМ: Кат. выст. / Сост., вступ. ст. : Л. Д. Лихачёва. Л., 1980. Кат. 90, 170-173; Скопин В. В., Щенникова Л. А. Архит.-худож. ансамбль Соловецкого мон-ря. М., 1982; Кольцова Т. М. Первые литографии // Патриот Севе-ра: Ист.-краевед. сб. Архангельск, 1985. С. 204-212; она же. Сев. иконописцы: Опыт биобиблиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 99-100; Вереш С. В. Эволюция облика Соловецкого мон-ря по его изображенииям // Архит.-худож. памятники. 1980; По-весть о Зосиме и Савватии: Факс. вопроизв. М., 1986; Мальцев Н. В. Центры и мас-терские деревянной скульптуры Рус. Севера ХVII в. // Проблемы каталогизации про-изведений искусства в худож. музее: [Сб. науч. тр.]. Л., 1988. С. 69-83; он же. Раки Зосимы и Савватия в док-тах Соловецкого мон-ря XVI-XVIII вв. // Рус. культура на пороге 3-го тыс.: Христианство и культура. Вологда, 2001. С. 135-144; Скопин В. В. Иконописцы на Соловках в ХVI - сер. ХVIII в. // ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. па-мятники Рус. Севера. С. 303-304; Щенникова Л. А. Вопр. изучения Соловецких икон ХVI - ХVII вв. // Там же. С. 261-275; Соколова И. М. О резных раках Соловецких чудотворцев // Древнерус. скульптура: Проблемы и атрибуции. Сб. ст. М., 1991. [Вып. 1]. С. 66-90; Вешнякова О. Н. Икона «Зосима и Савватий Соловецкие» 1711 (?) г. из собр. АМИИ // Чт. по исслед. и реставрации памятников худож. культуры Сев. Руси, посвящ. памяти худож.-реставратора Н. В. Перцева: Сб. ст. Архангельск, 1992. С. 195-207; Культура староверов Выга: Кат. Петрозаводск, 1994. Ил. 16, 19, 30; Не-известная Россия: К 300-летию Выговской старообр. пуст.: Кат. выст. / ГИМ; авт.-сост.: Э. П. Винокурова и др. М., 1994. С. 36-57; Рус. деревянная скульптура / Сост.: Н. Н. Померанцев, С. И. Масленицын. М., 1994. С. 118-130; Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995; Косцова А. С., Победин-ская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст. СПб., 1996. С. 63-76, 140-158. Кат. 59-85; Рус. мон-ри: Искусство и тра-диции: Альбом / ГРМ. СПб., 1997; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 242-277, 398-399, 448-449, 618-619; Т. 2. С. 111-113, 209-210, 302-303, 320-321, 380-381; Миль-чик М. И. 3 ранние иконы с изображением Соловецкого мон-ря // Изв. Вологодского об-ва изучения Сев. края. Вологда, 1999. Вып. 7. С. 52-55; Icфnes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse), 2000. P. 92-93. Cat. 27; Соловецкий мон-рь: Альбом. М., 2000; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 224, 231-239; Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря: Кат. выст. / ГММК. М., 2001; Хотеенко-ва И. А. 3 житийные иконы ХVI в. прп. Зосимы и Савватия Соловецких из Соловец-кого мон-ря // ИХМ. 2002. Вып. 6. С. 154-169; Описи Соловецкого мон-ря XVI в. / Сост.: З. В. Дмитриева, Е. В. Крушельницкая, М. И. Мильчик. СПб., 2003; Полякова О. А. О Соловецких иконах в собр. музея-заповедника «Коломенское» // ИХМ. 2003. Вып. 7. С. 196-204; она же. Архитектура России в ее иконе: Города, мон-ри и церк-ви в иконописи XVI-XIX вв. из собр. музея-заповедника «Коломенское». М., 2006. С. 164-199, 247-249. Кат. 32-39; Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангель-ской обл.: Кат. выст. / Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006; Кондратьева В. Г. Кресто-резная мастерская в Соловецком мон-ре // Наследие Соловецкого мон-ря: Сб. ст. Ар-хангельск, 2006. С. 193-204; Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007;  Иконы Рус. Севера: Шедевры древнерус. живописи АМИИ / Авт.-сост.: О. Н. Вишнякова и др. М., 2007. Т. 2; Наследие Соловецкого мон-ря: Всерос. конф., 2006 г.: Докл., со-общ. Архангельск, 2007.

Форумы