Иконография прп. Германа Соловецкого

Труды преподобных Зосимы и Германа на острове. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI в. (ГИМ. Вахр. № 71. Л. 32. об.)

(Фрагмент статьи из XI тома "Православной энциклопедии")

Изображения Г. появились в иконописи и книжной миниатюре еще до обретения его мощей, создания Жития и офиц. иконографии, начало к-рой было положено чудесным образом: в 1612 г. святой явился свящ. Григорию из Ст. Тотьмы, после чего была написана икона Г. вместе с преподобными Зосимой и Савватием. Это чудо отражено в текстах на 17 февр., 23 марта иконописных подлинников, напр. сводной редакции ХVIII в.: «Подобием сед, брада аки Александра Свирскаго, и власы таковы, ризы монашеския, в руке свиток, а в нем написано: Аз явихся пресвитеру, повеле написати тропарь и образ явления моего» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 49; Большаков. Подлинник иконописный. С. 74, 83); также 30-х гг. XIX в.: «Аки Александр Свирский, риза преподобническа, в руце свиток: «Аз явихся презвитеру Григорию, велех написати тропарь и образ его»» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 124, 138). В выговской рукописи 3-й четв. XVIII в. встречается др. вариант: «Подобием аки Никон, ученик Сергия Радонежского, сед, ряска вохра, рука молебна в сложении перст» (РНБ. О.ХIII.1. Л. 123 об.).

Наиболее ранние изображения Г. известны на иконах «Преподобные Зосима и Савватий, с житием», где сюжеты с участием Г. включались в состав клейм, их число варьировалось в зависимости от житийного цикла. На «Боголюбской иконе Божией Матери с предстоящими преподобными Зосимой и Савватием, с 29 клеймами их жития» 1545 г. из Троицкого собора Соловецкого мон-ря (ГММК), к-рая находилась возле раки с мощами Соловецких святых, Г. изображен в монашеских одеждах с черным клобуком, без нимба, в 8 композициях: «Встреча прп. Савватия со старцем Германом», «Трехдневное плавание преподобных Савватия и Германа на карбасе по Белому морю», «Водружение Креста на Соловецком острове», «Прп. Герман слушает рассказ карельской жены», «Прп. Герман рассказывает прп. Савватию о наказании жены рыбака ангелами», «Встреча преподобных Зосимы и Германа», «Преподобные Зосима и Герман плывут на карбасе к Соловецкому острову», «Преподобные Зосима и Герман рубят на острове деревья и строят кельи». Сохранилась др. икона такой иконографии и того же происхождения (ГММК).

Аналогичные сюжеты повторяются и на др. житийных иконах преподобных Зосимы и Савватия, напр., с 55 клеймами сер. ХVI в. из Преображенского собора Соловецкого мон-ря (ГИМ), с 22 клеймами кон. XVI в. из Белозерска (ГРМ). Нимб появляется у Г. в подобных произведениях с ХVII в., как на житийной иконе с 18 клеймами 2-й пол. XVII в. из Троицкой ц. с. Ненокса Архангельской обл. (АМИИ), где имеется также клеймо «Возвращение прп. Германа в обитель»; на иконе с 22 клеймами сер. XVIII в. из ц. Преображения Господня в Кижах (Гос. ист.-архит. и этнограф. музей-заповедник «Кижи»); на иконе с изображением Соловецкой обители в среднике и с 18 житийными клеймами XVII в. (?) из Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве; на сев. иконе с 14 клеймами нач. XVIII в. из собрания Успенских (ГЭ) - в куколе, в надписях именуется «Ерманом»; на сев. иконе сер. XVIII в. из часовни Собора Богородицы дер. Кургеницы Медвежьегорского р-на Карелии (МИИРК) - последовательность событий в клеймах нарушена, вероятно под влиянием произведений печатной графики. Сюжеты с участием Г. имеются на деревянной резной раке прп. Савватия Соловецкого 1566 г. (ГММК).
Сохранилось неск. лицевых списков Повести о преподобных Зосиме и Савватии Соловецких с большими циклами иллюстраций к Житиям соловецких первоначальников: наиболее ранний - рукопись кон. 70-х - 80-х гг. XVI в. (РГБ. Егор. № 352), где Г. изображен без нимба и имени. На миниатюрах др. списков Повести, кон. XVI - нач. XVII в. из б-ки И. А. Вахромеева (ГИМ. Вахр. № 71) и списка 1623 г., выполненного по заказу Александра (Булатникова) для Соловецкого мон-ря (РНБ. Солов. № 556/175), Г.- в коричневой мантии и черном клобуке, с небольшой округлой бородой, имеет нимб, но слово «агиос» в надписи не употребляется, что объясняется местным почитанием святого в этот период. Одна из сев. рукописей 50-70-х гг. XVII в. содержит иллюстрацию «Преподобные Герман и Савватий Соловецкие у кельи» (БАН. 33. 5. 15. Л. 40). Самый подробный цикл сюжетов Жития Г. помещен на страницах рукописи «Сад спасения» 1711 г. (ГММК; до 1922 - в ризнице Соловецкого мон-ря).

Наибольшее количество изображений Г. в связи с особым почитанием было сосредоточено в Соловецком мон-ре. Первое упоминание о его изображении содержится в описи мон-ря 1582 г.: на серебряной крышке Евангелия вместе с преподобными Зосимой и Савватием - «писаны чернилы» (Описи Соловецкого мон-ря ХVI в. СПб., 2003. С. 109). Судя по монастырским документам, иконы с образом Г. хранились и в ризнице обители (нек-рые под серебряными окладами), и во мн. соловецких храмах. Единоличные иконы преподобного встречаются редко; к ним относятся, напр., пядница сер. XVII в. из соловецкой ризницы (ГММК); икона 1-й пол. XVIII в. (ГМЗК), Г.- в схиме и монашеской мантии с «золотопробельным» письмом складок, с непокрытой головой, волнистыми волосами и окладистой бородой, руки раскрыты ладонями перед грудью.

В местном ряду соловецкой ц. свт. Филиппа, митр. Московского, стоял образ Г. и прп. Елеазара Анзерского на одной доске, над ними - Св. Троица. Вместе 4 Соловецких святых - Зосима, Савватий, Г. и Филипп, митр. Московский,- были изображены на иконах местного ряда в храмах Савватиевского скита, Филипповской пуст., Вознесенского скита на Секирной горе; существовали также хоругви с таким изводом. Сохранившимися образцами иконографии являются иконы 2-й пол. XVII в. из Троицкого собора мон-ря (ГММК), 1-й пол. XIX в. из собрания А. Н. Муравьёва, впосл. в музее КДА (НКПИКЗ), а также сев. резьба по кости кон. XVIII в. (Елецкий краеведческий музей) - добавлен вид обители и образ «Восстание Иисуса Христа из гроба». Образы 3 соловецких преподобных представлены на иконах-пядницах 2-й трети XIX в. (ЦМиАР; Г. написан в центре), 2-й пол. XIX в. с частицами мощей (к-рая в 80-х гг. XX в. передана архим. Германом (Красильниковым) в Данилов муж. мон-рь в Москве, в 1992 временно находилась в Соловецком мон-ре, затем до 1995 на Соловецком подворье - в ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове в Москве, где был выполнен список с образа - Первый на Москве Московский Данилов мон-рь. М., 2000. С. 161, 171, 249). В молении образу Спасителя вместе с преподобными Зосимой, Савватием и Елеазаром Анзерским Г. изображен на поморской иконе нач. XIX в. (СГИАПМЗ) в полном соответствии с указанием большинства иконописных подлинников. 5 Соловецких святых со свт. Стефаном Сурожским помещены на сев. иконе кон. XVIII в. (ЦМиАР), Г.- слева во 2-м ряду, со сложенными в молитве ладонями.
В ризничной описи Соловецкого мон-ря 1668 г. упоминается «часовня «Германова»», где хранились мощи преподобного, а над гробом - «образ преподобного Германа, стоящей, на краске, семипядной» (СПбФИРИ РАН. Колл. 2. Д. 142. Л. 68). В храме во имя Г. (освящен в 1860) было неск. икон Г.: с наружной стороны при входе, под стеклом; на храмовой иконе иконостаса - поясное изображение («длиною 27, шириною 17 вершков»). Около юж. стены за амвоном на деревянном помосте стояла рака над мощами Г.- «медная посеребреная на четырех ножках... на крыше чеканкою изображен преподобный во весь рост, на нем одежда вызолочена; на боках: на южной стороне преставление, а на северной перенесение мощей преподобного и на восточной водружение креста на Соловецком острове - изображены чеканною работою, на западной стороне молитва преподобному Герману резная; на углах раки херувимы и накладки золоченые чеканной работы... На раке икона преподобного Германа длиною 81/4 вершков; на ней венец чеканной работы серебряный золоченый весом двенадцать золотников; с трех сторон поля серебряные басменные позлащенные» (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 40. Л. 228-33 об.); в наст. время рака хранится в СГИАПМЗ. В ХIХ в. на берегу Белого м. к северо-западу от Соловецкого мон-ря была построена каменная часовня во имя Г. «в память на сем месте жительства сего святого», внутри к-рой находился «колодезь»; в киоте над входными дверями и в иконостасе имелись иконы Г. (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 40. Л. 375 об.- 376 об.).

Образ Г. включался в состав предстоящих групп святых и в деисусные чины: напр., в ц. ап. Андрея Первозванного на Б. Заяцком о-ве, в ц. Благовещения Богородицы Соловецкого мон-ря. Его образ встречается в деисусных чинах храмов Поморья, в частности на иконе «Преподобные Герман Соловецкий и Логгин Яренгский» кон. ХVIII - нач. ХIХ в. из церкви дер. Кянда Шенкурского у. (АМИИ) - в рост, в традиц. развороте к центру, в молении. На иконе «Преображение Господне, с соловецкими святыми на полях» сер. ХVII в. из Вознесенской ц. дер. Пияла на Онеге (АМИИ) Г. изображен на правом поле, в рост, в охряной рясе и коричневой мантии, в надписи именуется «Ерман». Образ Г. вырезан на сев. кресте XVII в. (ГИМ - Россия. Православие. Культура: Кат. выст. Нояб. 2000 - февр. 2001. [М., 2000]. С. 61. Кат. 173). В нижнем клейме на костяной пластине «Четырнадцать храмовых праздников в Соловецкой святой обители» 70-х гг. XVIII в., изготовленной в С.-Петербурге предположительно мастером О. Х. Дудиным (ГММК), помещен образ Г. и прп. Онуфрия Великого.

В печатной графике, в частности на изданных Соловецким мон-рем гравюрах ХVIII-ХIХ вв. с видами обители, Г. с непокрытой головой или в куколе введен в состав групп Соловецких святых, молящихся на облаках образу Преображения Господня, и в житийные клейма: на листе 1744 г. И. и А. Зубовых (ГМИИ) Г.- крайний справа, с окладистой раздвоенной бородой, на листе 1768 г. М. И. Махаева - с 8 клеймами чудес (ГМИИ, доска - СГИАПМЗ; композиция воспроизведена на иконе кон. XVIII в. в правом приделе нижней церкви Николо-Богоявленского (Морского) собора в С.-Петербурге), на листах 1772 г. Л. Зубкова, его же 1791 и 1802 гг.- с планом Соловецкого архипелага, 1827 г.- с 6 Соловецкими святыми, 1837 и 1852 гг.- фигуры святых крупным планом и др.; эстампы вновь отпечатаны со старых досок ок. 1884 г. (оттиски, напр.- ЦАК МДА). Гравюры небольшого размера находятся в сборнике житий Соловецких преподобных нач. XIX в. (РНБ. Ф. 487 (Н. М. Михайловский). № 378 Q. Л. 9 об., 38 об.- раскрашенный вариант 1795). Подобные композиции с видом обители и 4 святыми воспроизводились и на эмалевых иконках XIX в. (Егорьевский ист.-худож. музей); на др. представлено 5 святых с Г. (ЦАК МДА).

В Соловецком патерике (М., 1895) помещена хромолитография с изображением Г., изданная в с.-петербургской литографии Веферс, на к-рой святой представлен в рост, с куколем и окладистой бородой средней величины (эстамп 1903 - РГБ). В Соловецком мон-ре, где было свое литографское производство, в кон. ХIХ в. популярностью пользовался лист «Святые и преподобные отцы в Соловецкой обители» 1889 г. (СГИАПМЗ). Аналогичный эстамп, возможно с того же оригинала, был отпечатан в 1881 г. в литографской мастерской ТСЛ (РГБ), где в числе 6 Соловецких чудотворцев, стоящих на облаках над изображением мон-ря, Г. помещен крайним справа, в куколе, со скрещенными руками. В нач. ХХ в. мон-рь заказывал цветные литографии с изображением Г. также в литографии Е. И. Фесенко в Одессе.

В составе Собора рус. святых погрудное изображение Г. имеется на прориси с иконы 1814 г. мастера П. Тимофеева, хранившейся в музее СПбДА (ГРМ),- в левой группе преподобных; на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) - в рост, в 1-м ряду правой группы преподобных; на иконе 1-й пол. XIX в. (НКПИКЗ); в числе подвижников XV в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Образ Г. присутствует на иконе «Собор святых, в земле Карельской просиявших» кон. XIX - нач. XX в. из иконостаса храма во имя ап. Иоанна Богослова и преподобных отцов - просветителей Карельских семинарии в Куопио (ЖМП. 1974. № 12. С. 20). В иконографии Всех святых, в земле Русской просиявших, разработанной мон. Иулианией (Соколовой) в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (2 иконы в ризнице ТСЛ), группа Соловецких святых с Г. представлена на острове, на фоне обители.

Примеры совр. иконографии Г.- иконы московского худож. В. В. Близнюка, находящиеся в Соловецком мон-ре: оглавный образ 1992 г. возле раки преподобного, «Избранные Соловецкие святые, с видом обители» сер. 90-х гг. XX в. и написанный тогда же «Собор соловецких святых» - 2 группы преподобных на острове, в окружении моря.

Лит.: Ровинский Д. А. Виды Соловецкого мон-ря, отпечатанные с досок, хранящихся в тамошней ризнице. СПб., 1884; Памятник с Соловецких островов: Икона «Богоматерь Боголюбская с житиями Зосимы и Савватия» 1545 г. / Текст Н. А. Маясовой. Л., 1970. (Публ. одного памятника; 7); Кукушкина М. Н. Монастырские б-ки Рус. Севера. Л., 1977. С. 95; Вереш С. В. Эволюция облика Соловецкого мон-ря по его изображениям // Архит.-худож. памятники Соловецких островов / Под ред. Д. С. Лихачёва. М., 1980. С. 205-229; Повесть о Зосиме и Савватии: Факс. воспроизв. М., 1986; Русские мон-ри: Искусство и традиции / ГРМ. [Б. м.], 1997. С. 109; Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст. СПб., 1996. С. 68-69, 144. Кат. 68; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453; Т. 2. С. 84-85; Клевцова Р. И. Почитание прп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких // Макариевские чт. Можайск, 1998. Вып. 6. С. 155-167; Северные письма: Собр. АМИИ: Кат. / Сост.: О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. Архангельск, 1999. С. 90. Кат. 164; Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря: Кат. выст. / ГИКМЗ «Моск. Кремль». М., 2001. С. 66-69. № 9; С. 128-129. № 37; С. 200-201. № 68; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Кат. збережених пам'яток Киïвського Церк.-археол. музею 1872-1922 рр. / НКПИКЗ. К., 2002. С. 26, 135. Кат. 8; Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церк. убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005. С. 136-137. Кат. 90; Юферева Н. Э. Соловецкие преподобные в миниатюрах лицевых житий Зосимы и Савватия кон. XVI - нач. XVII в. // Книжное наследие Соловецкого мон-ря XVI-XVII вв.: Тез. докл. Соловки, 2005. С. 6-8.
Т . М . Кольцова
Форумы