• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

В Пакистане все чаще проявляется дискриминация религиозных меньшинств

Их, в частности, нанимают на грязные и низкооплачиваемые работы

ЛАХОР. В Пакистане все чаще проявляется дискриминация религиозных меньшинств – в частности, их нанимают на грязные и низкооплачиваемые работы, сообщает fides.

К примеру, власти округа Синдх на юге Пакистана, опубликовали недавно оповещение о найме работников в местные административные органы полиции, в том числе строителей-ремонтников, автомехаников, рабочих и уборщиков. В условиях найма уборщиков указывается «принимаются только не мусульмане». Это типичное проявление «институализированной» религиозной дискриминации, то есть открыто и системно поощряемой органами власти.

«Эта формулировку, к примеру, можно трактовать как злостное нарушение статьи 26 конституции Пакистана, – отмечает в интервью агентству Fides Анжум Джеймс Павел (Anjum James Paul), профессор-католик из Пакистана и президент Союза учителей пакистанских меньшинств. – В ее положениях недвусмысленно утверждается «не дискриминационный» подход в обеспечении равных прав всех граждан на работу, доступ в общественные места и прочие права». Отметим, что Анжум Джеймс Павел был соучеником Шахбаза Бхатти (Shahbaz Bhatti), католического священника, убитого мусульманскими радикалами, и ныне остается самоотверженным правозащитником, отстаивающим права религиозных меньшинств в стране. «Это явная дискриминация, проводимая и поощряемая государством, – гневно подчеркивает Анжум Джеймс Павел. – Это не что иное, как унизительное и позорное отношение к религиозным меньшинствам. По действующей конституции, все граждане страны имеют равные права и обязанности. Давно пора положить конец подобным проявлениям дискриминации не только в общинных отношениях, но и в государственных органах и структурах. Правительство провинции Синдх должно исполнять свои конституционные обязанности, выделяя представителям религиозных меньшинств 5% должностей в органах власти и администрациях, и свято соблюдать их права в каждом приказе и распоряжении – но оно не считает нужным это делать, и ему это сходит с рук».

Тема дискриминации религиозных меньшинств в Пакистане ежегодно обостряется в общественных дискуссиях по случаю «Национального дня меньшинств», который празднуется в этом государстве 9 августа. «Праздник праздником, но немусульманские граждане Пакистана сплошь и рядом вытесняются на низшие, грязные и низкооплачиваемые работы – уборщиков, санитаров, метельщиков улиц, домашней прислуги» – говорит Самсон Саламат (Samson Salamat), активист правозащитной организации Rwadari Tehreek.

Представители религиозных меньшинств в Пакистане часто вспоминают известную речь Али Джинны, отца-основателя Пакистана, когда 11 августа 1947 года на конституционной ассамблее он провозгласил: «Мы все – равноправные граждане нашего государства. Мы должны нести этот принцип как наш светоч и великий идеал. И тогда со временем мы увидим, что индуисты в какой-то мере перестанут быть только индуистами, а мусульмане только мусульманами – не в смысле отхода от веры, поскольку вера есть внутреннее дело каждого – а в политическом смысле, когда мы будет едины в нашем труде на общее благо как граждане нашего государства». С первых дней возникновения Пакистана в 1947 году, религиозные меньшинства воспринимались Али Джинной и государством как «неотъемлемая часть нации». Более того – этот принцип был даже символически навеки закреплен в цветах национального флага, где зеленая часть символизирует мусульманское большинство, а белое поле символизирует немусульманские меньшинства.

И потому гражданские организации и форумы все чаще и упорней призывают правительство провести давно назревшие конституционные реформы, чтобы положить конец дискриминации и предвзятости и обеспечить реальное политическое представительство и участие в каждой сфере деятельности общества для религиозных меньшинств. Пакистан пока еще в целом воспринимается за рубежом как страна религиозной, этнической и языковой толерантности и плюрализма: мусульмане не сегодняшний день составляют 90% от 180-миллионного населения страны; но в ней проживают еще и христиане, бахаи, буддисты, мусульмане-ахмади, индуисты, джайны, иудеи и сикхи, на долю которых приходится в целом порядка 8% населения Пакистана.

Форумы