К 40-летию со дня кончины иконописца инока Григория (Круга)

12 июня исполняется 40 лет со дня кончины известного иконописца Русского зарубежья инока Григория (Круга).
Инок Григорий (Круг)Григорий Круг

Статья из т. 12 «Православной энциклопедии». Москва, 2006 г.

Григорий (Круг Георгий Иванович; 23.12.1907, С.-Петербург - 12.06.1969, Ле-Мениль-Сен-Дени, близ Парижа), худож., иконописец.

Отец - швед, протестант; мать - русская (родом из Мурома), в девичестве Суздальцева, православная; воспитывался в вере отца. После принятия в 1921 г. эстон. гражданства семья поселилась в Нарве, где в 1926 г. он окончил рус. гимназию. В гимназические годы брал уроки акварельной живописи у Н. В. Семёнова, в 1926-1928 гг. учился у проф. Г. Г. Рейндорфа (класс графики Промышленно-художественной школы в Таллине) и окончил курс в числе лучших - 2 офорта были приобретены с дипломной выставки Народным музеем Тарту. Заинтересовавшись в 17 лет религ. вопросами, примкнул к РСХД в Эстонии, в 19-летнем возрасте под влиянием встреч в Псково-Печерском мон-ре с прот. Львом Липеровским принял Православие.

С этого времени Круг стал проявлять интерес к совр. иконописанию, сохранявшемуся в живой традиции в правосл. и старообрядческих общинах Прибалтики. В 1928 г. для совершенствования в технике масляной живописи поступил в частную художественную школу Тарту, в стенах к-рой создал серию портретов местных жителей. Унаследовавший от матери, воспитанницы Московской консерватории, абсолютный слух, Круг занимался классической музыкой (пресса отмечала исполнение им на рояле концертов И.-С. Баха).

В 1931 г. переехал в Париж и под рук. Н. Д. Милиоти продолжал заниматься живописью в группе недавних студентов закрывшейся к тому времени из-за финансовых трудностей Русской художественной академии (Academie Russe de Peinture). Здесь произошло его знакомство с Л. А. Успенским, дружбу с к-рым Круг  сохранил до конца своих дней. Совместно с Успенским и др. в 1932, 1934 и 1937 гг. участвовал в руководимых К. А. Сомовым летних рисовальных штудиях в Гранвилье, в Нормандии (рисунки и этюды хранятся в музее Ашмола, Оксфорд). Сблизился с художниками-авангардистами Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионовым и работал в их мастерской.

В эти годы отмечается напряженное переживание Кругом правосл. богослужения, строгое соблюдение постов, частое причащение - по существу монашеский строй жизни и верность Русской патриаршей Церкви, гонимой и преследуемой на родине.

Приблизительно с 1932 г. его занятия светской живописью (пейзажи с видами парижских окраин, зарисовки старинных церквей, цикл акварельных иллюстраций к повести Н. В. Гоголя «Нос», декоративное панно, выполненное совместно с Гончаровой, и др.) стали перемежаться с обращением к церковному искусству: Круг брал уроки по технологии иконописи у П. А. Фёдорова, пользовался советами и указаниями инокини Иоанны (Ю. Н. Рейтлингер). С 1933 г. он - активный член правосл. братства свт. Фотия в Париже, возглавлявшегося В. Н. Лосским. Члены братства распространяли Православие на Западе, разрабатывали богословские проблемы, в т. ч. богословия правосл. образа. В 1934 г. Круг вступил в парижское об-во «Икона», объединившее художников-иконописцев рус. эмиграции и исследователей в этой области. В 1935 г. при участии Успенского осуществил основные художественные работы в церкви Трехсвятительского Патриаршего подворья в Париже. В 1937 (Le Pere Grégoire. Р. 38) или в 1938 г. (ГРМ. СР. Ф. 133. Д. 457) совместно с Успенским расписал Покровскую часовню на «русской ферме» в Грорувре (не сохр., иконостас и росписи известны по фотографиям: Арх. Л. А. Успенского. Оп. 5. Д. 1-28).

В годы оккупации Парижа Круг пережил острый душевный и творческий кризис. По окончании войны поселился в парижском предместье Ванв при ц. Св. Троицы, нес послушание псаломщика и певца. Писал в основном небольшие иконы для частных лиц, в 1945-1946 гг., приехав в Париж, работал вместе с Успенским в его мастерской. В 1948 г. от настоятеля ванвской церкви и своего духовного о. Сергия (Шевича) принял монашеский постриг с именем Григорий (в честь прп. Григория Киево-Печерского иконописца) и вскоре перешел на жительство в Свято-Духовский скит в Ле-Мениль-Сен-Дени, в к-ром пребывал до кончины.

Архимандрит Сергий (Шевич) и инок Григорий (Круг)

Расцвет «исключительного иконописного таланта» Г. в этот период связан с «всецелым включением этого таланта в его монашеское призвание» (Le Pеre Grégoire. Р. 39). Наряду с богослужением иконопись стала смыслом и содержанием его жизни и формой молитвы. Тогда Г. были созданы наиболее значительные работы: иконостасы ц. Св. Троицы в Ванве (нач. 50-х гг. XX в.; 1955-1956), ц. Св. Духа (в доме Н. А. Бердяева) в Кламаре (1-я пол. 50-х гг. XX в.); 2-й иконостас и настенные росписи перестроенной церкви Трехсвятительского подворья в Париже (1959-1961; в соавторстве с Успенским); иконостасы ц. прп. Серафима Саровского в Монжероне (1960-1962) и ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Нуази-ле-Гран (нач. 60-х гг. XX в.; 1964-1965; в наст. время перенесена в собор Знаменского мон-ря, Марсена); иконостас и росписи ц. Казанской иконы Божией Матери в Муазне (1964-1966). К позднему периоду творчества Г. относятся недатированные иконостасы, предназначавшиеся для правосл. монашеской общины в Авероне (ныне в ц. св. Марии Магдалины в Гааге, Нидерланды, и в домовой церкви рус. детского лагеря в Отвиль-сюр-Мер).

Авторство Г. в отношении настенных росписей в Нуази-ле-Гран оспаривается (Le Pеre Grégoire. Р. 9). Главный труд его жизни - росписи ц. Св. Духа в Ле-Мениль-Сен-Дени, к-рые осуществлялись с многочисленными переделками и усовершенствованиями с нач. 50-х гг. XX в. по 1968 г. Кроме Франции иконы Г. находятся в правосл. мон-ре св. Иоанна Предтечи близ Молдона (Англия), в храмах Италии, Нидерландов, США и в частном собрании (Нидерланды). Из 6 икон Г., присланных им в Россию, установлено местопребывание почитаемого образа свт. Спиридона Тримифунтского (ц. Cв. Троицы на Воробьёвых горах, Москва) и Казанской иконы Божией Матери (ЦАК МДА). Известно более 450 его произведений - икон и композиций настенных росписей, воплотивших свыше 140 иконографий, в т. ч. ранее в рус. церковном искусстве не встречавшихся: изображения святых Галлии - свт. Дионисия и прп. Геновефы (Женевьевы) Парижских; икона «Церкви Парижского района» (1945, совместно с Успенским); первая по времени житийная икона прп. Андрея Рублёва (не позднее 1968, совместно с И. А. Кюлевым) и др.

Многолетние записи иконописца легли в основу изданной после кончины Г. кн. «Мысли об иконе». Откровение в иконе Фаворского света преображающих творение божественных энергий, благодатность и богоданность образа как «неиссякаемого источника святости» - в этом состоит принадлежащее Г. богословское обоснование задач совр. иконописи и ключ к пониманию смысла и художественного языка его произведений. Творчество Г. рассматривается как «особенно мощная в наше время иллюстрация того богословия, которое систематизировал св. Григорий Палама... выражение опыта, для которого основой как в иконописании, так и в жизни было Преображение Христово на Фаворе... Некоторые фрески о. Григория своей огненностью, светлостью и прозрачностью оказываются особенно близкими к фрескам Феофана Грека» (Ларше. С. 3). Творчество Г. знаменует собой «возврат к подлинной художественной передаче святоотеческого опыта и знания христианского откровения» (Успенский. С. 617). В произведениях Г., сочетающих строгий иконописный канон с совр. языком живописи, отразился духовный опыт человека XX в., свидетеля и участника скорбных и трагических событий мировой истории (Сергеев. С. 240-241).

По разрешению франц. властей Г. похоронен в Свято-Духовском скиту в Ле-Мениль-Сен-Дени, у алтаря расписанного им храма.

Соч.: Мысли об иконе. P., 1978. М., 1997. СПб., 2002; Carnets d'un peintre d'icônes. Laussanne, 1983.

Архивные материалы: ГРМ СР. Ф. 133. Д. 191, 457; Арх. Л. А. Успенского. Оп. 5. Д. 1 (частное хран., Москва).

Литература: Евфимий (Вендт), архим. Только свидетельство // ВРСХД. 1969. № 93. С. 55-59; Сергеенко А., прот. Инок-иконописец Григорий Круг // ЖМП. 1970. № 3. С. 13-15; Асланова Е. В. Инок-иконописец Григорий (Круг) // Там же. С. 15-19; Круг О., Богенгарт А. Перечень икон и фресок, написанных о. Григорием // Григорий Круг. Мысли об иконе. P., 1978. С. 151-167; К. А. Сомов: Письма. Дневники. Суждения современников. М., 1979. С. 26, 420, 590, 603, 611; Tregubov A. The Light of Christ: Iconography of Gregory Kroug. Crestwood, 1990; Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Коломна, 1999. С. 617-619; Le Père Grégoire: Moine iconographe du Skit du Saint Esprit (1908-1969). [Marcenat], 1999 [Cб. ст.; Библиогр.]; Barsanuphe Higoumиne. Icônes et Fresques du Père Grégoire. [Marcenat], 1999 (на франц., рус. и англ. яз.); Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я. Художники Русского Зарубежья, 1917-1939: Биогр. слов. СПб., 1999. С. 351; Сергеев В. Н. Иконопись Русского Зарубежья («парижская школа», 1920-1980 гг.) // Вестн. РГНФ. 2000. ¹ 3. С. 237-243, 246, 248; Un peintre d'icones - le Père Grégoire Krug / Inst. d'études slaves. P., 2001 [Сб. ст.]; L'iconographie de l'eglise des Trois saint Hiérarques et l'œuvre de L. A. Ouspensky et du moine Grégoire Krug. P., 2001; Вздорнов Г. И., Залесская З. Е., Лелекова О. В. Общество «Икона» в Париже. М.; П., 2002. С. 232-250, 251; Языкова И. К. «Се творю все новое»: Икона в ХХ в. Бергамо, 2002. С. 45-55.

В. Н. Сергеев

Форумы