Почитание мощей апостола Иакова Заведеева


Св. ап. Иаков Заведеев


Фрагмент статьи из т. 20 «Православной энциклопедии». Москва, 2008 г.

Предание о проповеди И. З. в Испании впервые фиксируется в Breviarium apostolorum (в лат. пер. с греч. яз. одного из вариантов апостольских списков; текст см.: ActaAA. T. 2/2. P. 214). Об этом предании знают Юлиан Толедский († 690) (Julianus Toletanus. De sextae aetatis comprobatione. 2. 9 // PL. 96. Col. 565), Альдхельм из Малмсбери († 709) (Aldhelm. Carmina ecclesiastica. 4. 4 // MGH. AA. T. 15. P. 23), а позже автор трактата, распространявшегося под именем Исидора, еп. Гиспальского (Isid. Hisp. De ortu et obitu patrum. 71 // PL. 83. Col. 151). Окончательная рецепция этой версии просвещения Испании происходит только в IX в., после того как при кор. Астурии Альфонсе II (791-842) в г. Ирия Флавия (ныне Падрон, Испания) в Галисии местным еп. Теодемиром ок. 813 г. были обретены мощи апостола (рассказ об этом появляется в Мартирологе Узуарда, составленном во 2-й пол. IX в.), несмотря на то что еще в Breviarium apostolorum сообщалось о погребении тела И. З. в Мармарике (что в свою очередь было вызвано путаницей в источниках: И. З. в данном случае перепутали с Иаковом Алфеевым (Младшим)). По мнению нек-рых исследователей, в саркофаге рим. времени, найденном епископом, покоились не мощи И. З., а тело Присциллиана, признанного еретиком и обезглавленного (так же, как И. З., что и могло послужить основанием для их отождествления) в 385 г. (Plötz. 1982; Herbers. 1994); согласно Сульпицию Северу, тело Присциллиана было погребено в Галлеции (ныне Галисия), где было много его последователей; археологические раскопки Ирии показали, что уже в кон. VI в. здесь существовало некое культовое погребение (Chamoso Lamas. 1972/1974). Однако, возможно, началу почитания святого в Испании послужило то, что в Галисию были принесены частицы мощей И. З. с Востока (Engels. 1980).

Ок. 860 г. кафедра Ирии Флавии в связи с набегами пиратов была перенесена в Компостелу (ныне Сантьяго-де-Компостела). Затем были перенесены и мощи апостола. К X в. в Сантьяго-де-Компостела гробница И. З. почиталась так же, как могила св. Мартина в Туре (об этом упом. в послании кор. Альфонсо III клирикам Тура (906), Historia Compostellana (XII в.), Liber Sancti Jacobi в составе Codex Callixtinus, XII в.), легенда же об апостольском происхождении христианства в Испании и, след., об основании апостолом той или иной кафедры стала серьезным аргументом в споре о первенстве той или иной кафедры внутри Испании, а с XI в.- в противостоянии Риму (напр., в 1049 папа Лев IX отлучил Крескония, еп. Леона, за то, что тот называл свою кафедру апостольской (подробнее о культе И. З. в Сантьяго-де-Компостела см. в ст. Сантьяго-де-Компостела)).

Согласно др. традиции, мощи И. З. хранились в ц. св. Сатурнина в Тулузе (Франция). С XI в. частицы мощей И. З. фиксируются в разных церквах Франции, связанных с паломничеством в Сантьяго-де-Компостела.

Кроме того, частицы мощей И. З. хранятся в кафедральном соборе мон-ря св. апостолов Иаковов Армянского Иерусалимского Патриархата, в базилике ап. Павла (Сан-Паоло-фуори-ле-Мура), на Остийской дороге в Риме (В помощь правосл. паломнику: краткое описание нек-рых священных мест Рима и находящихся в них вселенских святынь // Житие св. вмц. Екатерины. Акафист. В помощь правосл.  М., 2004. С. 58).

В наст. время единственным в России храмом, освященным во имя этого святого, является церковь И. З. в Казённой слободе (Яковоапостольский пер.) в Москве. Деревянный храм на этом месте известен с 1620 г. В 1676 г. было построено здание, к-рое существует и в наст. время. В храме имеется частица мощей И. З., переданная из Испании.

Ссылки по теме
Форумы