«Анастасиана»


Монастырь вмц. Екатерины на Синае

Фрагмент статьи из т. 2 «Православной энциклопедии». Москва, 2001 г.

Под этим именем условно объединяют ряд приписываемых А. С. произведений др. авторов: «Толкования на Шестоднев» в 12 кн.- экзегетическое творение, относимое к X в. (J. D. Baggarly); «Против монофизитов» (PG. 89. Col. 1180-1190) - подборка неизвестных по др. источникам цитат ересиархов (Ария, Аэтия, Евномия) и богословов IV - нач. V в. (Евстафия Антиохийского, Аполлинария, свт. Василия Великого, свт. Прокла, свт. Амфилохия и Олимпиодора) - подложное сочинение неопределенной эпохи; «Против иудеев» (Ibid. Col. 1204-1281) - диалог христианина с иудеем, написанный не ранее IX в.; «Беседа о трех сороковинах» (Ibid. Col. 1389-1397), XII в.; «Определение нашей веры» и «История ересей и Соборов», автором к-рых считается некий синайский мон. Анастасий (VIII в.?); неск. сочинений (CPG, N 7776-7779) др. Анастасия Синаита, канониста (IX-XI вв.); сочинения Анастасия Аллегориста; антимонофизитский сб. «Учение отцов о воплощении Слова» (Doctrina patrum de incarnatione Verbi; CPG, N 7781), приписываемый также св. Анастасию Апокрисиарию († 666) - важнейший богословский флорилегий кон. VII - нач. VIII в., в 1-й части к-рого (гл. 1-32) содержится систематическое изложение святоотеческой триадологии и христологии (прежде всего Каппадокийских отцов и свт. Кирилла Александрийского), направленное против монофизитства и монофелитства; 2-я часть (гл. 32-45) не носит систематического характера, представляя собой подбор цитат церковных авторов по различным вопросам христ. веры.

Память А. С. указывается в визант. литургических памятниках 20 и 21 апр. Под 20 апр. она зафиксирована в Типиконе Великой ц. IX-X вв. (Mateos. Typicon. P. 268-269) и Минологии Василия II (PG. 117. Col. 413; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 573), под 21 апр. отмечена в Синаксаре К-польской ц. и др. синаксарях (SynCP. Col. 617-618). В наст. время в богослужебных книгах греч. Церквей память А. празднуется 21 апр.

В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А. С. из Минология Василия II, включенный в нестишной Пролог. В 1-й пол. XIV в. житие было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ приводятся оба кратких жития: под 20 апр.- из нестишного Пролога, под 21 апр.- из Стишного Пролога (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 98-99). Совр. календарь РПЦ отмечает память А. С. 20 апр.

Издания: CPG, N 7745-7769, 7770-7781 (спорные); PG. 89. Col. 36-1288; Pitra. T. 2. P. 238-294 («История ересей»); Поучение о благоговейном молении в храме и достойном причащении Св. Таин / Пер. прот. С. Серафимова // ВЧ. 1842/43. Т. 6. № 42. С. 363-364; Поучение о том, что не должно осуждать // Там же. 1858/59. Т. 22. № 9. С. 83-84; Против тех, которые без благоговения приходят в церковь / Пер. прот. Т. Пасхалидиса // Там же. 1859/60. Т. 23. № 48. С. 505-506; Вопросы и ответы (№ 30-32, 41-47, 49, 51) // Владимирские ЕВ. 1866. № 10, 11, 14-17; Беседа на 6-й псалом. М., 1869, 19115; Ангел-хранитель // Душеполезные размышления. М., 1882. С. 212-214; Из слова об образе Божием / Пер. Д. В. Металлова // БВ. 1915. Июль-авг. С. 381-404 [отрывок]; Viae dux / Ed. K.-H. Uthemann. Turnhout, 1981. (CCSG; 8) (рус. пер. отр.: Путеводитель / Пер. Д. Болховитинова // ТКДА. 1897. № 8. С. 209-211); Sermones duo in constitutione hominis secundum imaginem necnon Opuscula adversus monothelitas / Ed. K.-H. Uthemann. Turnhout, 1985. (CCSG; 12); Три слова об устроении человека по образу и подобию Божиему / Пер. А. И. Сидорова // Альфа и Омега. № 4 (18). 1998. С. 89-118; 1999. № 1 (19). С. 72-92; 1999. № 2 (20). С. 108-147. 

Литература: Казанский П. С. Святой Анастасий Синаит // ПрТСО. 1857. Вып. 16. С. 578-605; Св. Анастасий Синаит и его духовное учение. М., 1881; Spáčil S. La teologia di S. Anastasio Sinaita. R., 1923; Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. П., 1950. М., 1996р. С. 202-209; Σάκκος Σ. Περὶ ̓Αναστασίων Σιναϊτῶν. Θεσσαλονίκη, 1964; Weiss G. Studia Anastasiana. Münch., 1965; Richard M. Les véritables «Questiones et réponses» d'Anastase le Sinaite // Bull. de l'Inst. de recherche et d'histoire des textes. 1967/69. T. 15; Заяц В., прот. Св. Анастасий Синаит и его богословские труды: Курс. соч. / МДА. Загорск, 1971; Baggarly J. D. The Conjugates Christ-Church in the Hexaemeron of Ps.-Anastasius of Sinai: Тextual Foundation and Theological Context. R., 1974; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 442-446; Сидоров А. И. История монофелитских споров в изображении Анастасия Синаита (Sermo III) и «Псевдо-Анастасия Синаита» (Synopsis de heraesibus et synodis, 18-26) // ВВ. 1989. Т. 50; Stiernon D. Anastasiana // EEC. T. 1. Col. 35; Haldon J. The Works of Anastasius of Sinai: A Key Source for the History of 7th c.: East Mediterranean Society and Belief // The Byzantine and Early Islamic Near East / Ed. A. Cameron, L. Conrad. Princeton, 1994. P. 107-147; Бибиков M. B. Византийский прототип славянской книги (Изборник Святослава 1073 г.). M., 1996; Чантладзе А. «Вопросоответы к Ѳалассию» прп. Максима Исповедника в древнегрузинских переводах // ХВ. 1999. Т. 1 (7). С. 391-396. 

М. В. Бибиков, О. В. Лосева

Ссылки по теме
Форумы