Память святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских


27 апреля (14 апреля ст. ст) Русская Православная Церковь празднует память святых Антония, Иоанна и Евстафия Литовских, своей мученической смертью укрепивших Христианскую веру в Литовском княжестве.

Мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Литовские

Фрагмент статьи из т. 2 «Православной энциклопедии». Москва, 2001 г.

Антоний, Иоанн и Евстафий (Кумец, Нежило, Круглец; † 1347, Вильно), мученики (пам. 14 апр. и 26 июля), литовцы, приближенные вел. кн. Ольгерда. Существуют проложное и пространное жития мучеников, служба (автор - некий Димитрий) и похвальное Слово (автор - ритор Великой ц. Михаил Вальсамон; греч. текст сохранился в рукописи XV в. Ватопедского мон-ря на Афоне), написанные первоначально на греч. языке в связи с канонизацией мучеников в 1374 г. Греч. оригиналы проложного и пространного житий неизвестны, слав. переводы (в списках начиная с XV в.) сохранились в 2 редакциях: южно-слав., более близкой к греч. оригиналу, и восточнослав.- переработанной и сокращенной. Служба известна только в слав. переводе в 2 редакциях - краткой (в списках XV в.) и пространной (в списках XVI-XVII вв. и в печатных Минеях). Наиболее ранний список слав. текста пространного жития (в южнослав. редакции) и службы - БАН Литвы. Ф. 19. № 174. Житие мучеников в списке нач. XVI в. из Супрасльского мон-ря (БАН Литвы. Ф. 19. № 98) предварено синаксарными стихами. Известен также слав. перевод похвального Слова Вальсамона в 2 мол-дав. рукописях: БАН Румынии. Слав. № 164, 1438 г. и Библиотека Святейшего Синода (БСС) Румынии. III. 26, XVI в.

А., И. и Е. были братьями, Е. принадлежал к свите Ольгерда. Из язычества в Православие их тайно обратил свящ. Нестор, духовник кнг. Марии Ярославны, жены Ольгерда, после принятия Крещения братья отказались следовать языческим обычаям. Ольгерд, решив испытать их повиновение, предложил им вкусить мясо в постный день (согласно проложному житию, это было в пятницу накануне праздника Рождества Христова). Мученики ответили, что обязанности по отношению к Богу выше послушания князю. Братья были заключены в тюрьму. Не выдержав заточения, И. согласился выполнять языческие обряды и был отпущен. В надежде, что А. последует примеру брата, отпустили и его. Однако А. твердо исповедал Православие, и его снова заключили в темницу. Скорбя о малодушии брата, А. отказался от общения с ним. Беседы со свящ. Нестором укрепили И., новым свидетельством своей веры он вызвал гнев княжеского окружения, был жестоко избит и вновь брошен в тюрьму. Вскоре братьев казнили: А. был удавлен 14 апр., И. повешен 24 апр. После жестоких пыток (ему перебили ноги, отсекли нос и уши) 14 дек. был также повешен Е. Местные христиане тайно погребли останки мучеников. В погребении Е. участвовали принявшие христианство старшие сыновья Ольгерда. На месте казни мучеников в Вильно попечением 2-й жены кн. Ольгерда кнг. Иулиании была позднее построена ц. во имя Св. Троицы.

В 1374 г. мученики были канонизированы к местному почитанию К-польским Патриархом Филофеем после принесения частиц их мощей в К-поль. Частицы мощей Виленских мучеников были помещены в кресте, подаренном Патриархом Филофеем прп. Сергию Радонежскому, о чем сообщает житие преподобного, а также запись на деревянном футляре XVII в., изготовленном специально для этого креста. По мнению В. А. Кучкина, привезти крест могло посольство Иоанна Докиана и Георгия Пердики зимой 1376/77 г. или скорее всего в нач. 1377 г.

Рака с мощами святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских
Форумы