Богослужение Великой Субботы (Часть 2)

     
  Фото - М. Пельц  
 
Фото - М. Пельц
 
 

Фрагмент статьи из т. VII «Православной Энциклопедии», Москва. 2004 г.

В современной практике Русская Православная Церковь руководствуется указаниями Типикона, однако утреня Великой Субботы, как правило, совершается не ночью, а накануне вечером; вечерня, литургия и благословение хлебов — не вечером, а утром Великой Субботы; великое чтение из Книги Деяний св. апостолов и «полунощница» (паннихис) — поздно вечером, перед пасхальной утреней (тем самым пасхальное бдение разделено на 2 части). Днем в Великe. Субботe уже стало общепринятым благословлять пасхальные кушанья — яйца, куличи и пасху (строго говоря, благословение пасхальных кушаний по уставу должно совершаться в 1-й день Пасхи, уже после пасхальной литургии и непосредственно перед разговением; перенесение этого благословения на В. с. обусловлено практическими соображениями). Особое место в службах В. с. занимает плащаница (которая износится и полагается в центре храма еще во время вечерни Великой пятницы), перед ней произносятся ектении и читаются все чтения утрени, вечерни и литургии В. с.; в конце великого славословия, перед утренним входом, вокруг храма совершается шествие с Евангелием и плащаницей; на катавасии 9-й песни канона на паннихис плащаница торжественно вносится в алтарь и полагается на св. престоле (где она лежит до отдания Пасхи).

Великая Суббота в современной греческой практике Согласно Типикону протопсалта Георгия Виолакиса, общепринятому в греч. приходской практике, вечерня и литургия Великой Субботы также отделены от паннихис. Утреня и вечерня Великой Субботы могут совершаться как вместе утром, так и раздельно (как в рус. практике). Утром перед службой (утреней или вечерней) вычитываются целиком непорочны (без при-певов) и 12 из 15 паремий вечерни Великой Субботы. (т. о., на самой вечерне читаются лишь 3). Утреня имеет следующий порядок: обычное начало; тропари двупсалмия; шестопсалмие; мирная ектения, «Бог Господь» с тропарями, после к-рых сразу следует малая ектения и седален (тот, что должен петься по непорочных); Пс 50; канон (на 6), после 9-й песни к-рого поются на 3 статии припевы-похвалы В. с. (без непорочных, вычитанных заранее); «Свят Господь»; хвалитные псалмы и стихиры, во время к-рых совершается лобзание плащаницы; великое славосло-вие и шествие с Евангелием и плащаницей вокруг храма во время Трисвятого; возложение плащаницы на св. престол, тропари В. с. (все 3) и каждение плаща-ницы; служба чтений; ектении и отпуст. Если и утреня, и вечерня с литургией служатся с утра, сразу после отпуста произносится возглас «Благословенно Царство» и начинается вечерня. Порядок вечерни: Пс 103; мирная ектения; «Господи, воззвах» и стихиры; вход; «Свете тихий»; 3 паремии (1-я, 4-я и 15-я из 15; с пением песней вавилонских отроков в последней). Сразу следуют малая ектения, и, начиная с «Елицы во Христа», — литургия свт. Василия (чтения и херувимская — те же, что и в совр. рус. Типиконе; кроме того, в Типиконе опи-сана практика усыпать храм перед Евангелием лавровыми листьями, а тропарь «Видехом свет истинный» заменен ирмосом воскресных блаженн 2-го гласа), для литургии указан воскресный отпуст. Благословение хлебов и чтение Книги Деяния св. апостолов в Типиконе Георгия Виолакиса не упомянуты; паннихис В. с. совершается непосредственно перед пасхальной утреней и имеет в целом тот же порядок, что и в старопечатных греч. и совр. рус. Типиконах, но канон поется с меньшими повторениями (на 6), а седален и кондак в каноне опущены; во вре-мя пения канона священнослужители готовятся к совершению литургии (Biol?khj. Tupik?n. S. 362–367).

В совр. практике мон-рей Св. Горы Афон службы В. с. совершаются так, как это предписано Иерусалимским уставом; в ряде мон-рей непорочны с похвалами поются не перед каноном утрени, а после него (аналогично греч. приходской практике; впервые такая традиция появляется в Типиконах XVI в.— напр., Ath. Philoth. 153). Вся утреня В. с. совершается перед плащаницей, как перед св. пре-столом, произносятся все возгласы и т. д. Непорочны исполняются так: стихи псалма читает чтец, припевы поют священники, игумен в начале похвал совер-шает каждение храма, говоря каждому: «Kalѕn 'AnЈstasin!» (С Воскресением!). В конце великого славословия совершается шествие с плащаницей; кафоликон (главный храм мон-ря) обходят трижды, делая остановки, на к-рых произносят-ся особые прошения. После 3-го обхождения священники останавливаются у входа в храм, держа плащаницу, все молящиеся проходят под ней, после чего плащаницу уносят в алтарь. Во время литургии В. с. игумен усыпает пол храма лавровыми листьями, к-рые остаются в храме до Антипасхи (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 621–721; [CrusТstomoj (Katsouliљrhj), ўrcim.]. S. 207–212, 218).

     
  Благовещение Устюжское, древнерусская икона XII-XIII вв.  
 
Благовещение Устюжское, древнерусская икона XII-XIII вв.
 
 

Совпадение Великой Субботы с Благовещением пресвятой Богородицы Особая глава, описывающая порядок служб при совпадении Великой Субботы с Благовещением Пресвятой Богородицы, имеется уже в студийских Типиконах — напр., Мессинском. В совр. рус. Типиконе (Типикон. [Т. 1.] С. 571–574) этому посвящена 17-я из благовещенских глав. Если Благовещение случается в Великую Субботу., последование праздника (Благовещения) и дня (Великой Субботы) совершаются вместе, при этом всенощное бдение отсутствует, накануне бывает вечерня, а в день праздника — утреня. Особенности утрени при таком совпадении: на «И ныне:» на «Бог Господь» — тропарь праздника (тропарь «Егда снизшелъ еси:» отменяется); после непорочных — полиелей и Евангелие праздника; по Пс 50 — стихира праздника; каноны Благовещения и Великой Субботы соединяются (канон праздника с ирмосом на 8, ирмос по дважды, и дня с ирмосом на 8, ирмос по дважды, катавасия — ирмос дня); по 3-й песни канона — кондак, икос и седален Великой Субботы, «Слава: И ныне» праздника и чтение праздника, по 6-й — кондак и икос праздника, пролог и синаксарь, на 9-й песни канона поются припевы праздника, а к канону Великой Субботы припев «Слава тебе:», по 9-й — «Свят Господь» и светилен праздника дважды; на хвалитех — 3 стихиры В. с. и 3 праздника, самогласен праздника; начиная с великого славословия — все, как обычно в Великую Субботу На литургии свт. Василия Великого стихиры и Апостол с Евангелием дня и праздника. На литургии служба дня и праздника; задостойник Триоди, а в храмах Благовещения — задостойник праздника. Если Благовещение совпадает с Пасхой, то его празднование начинается с вечерни Великой Субботы По совр. греч. приходскому Типикону Г. Виолакиса, если Благовещение совпадет с Великой Субботой., праздник переносится на 1-й день Пасхи.

Великая Суббота на латинском Западе входит в состав triduum (лат.— Триденствие), 3 главных дней церковного года, посвященных Страстям и Воскресению Господа (службы triduum имеют ряд общих богослужебных особенностей, призванных подчеркнуть торжественность воспоминаемых событий). Как и в Великий Четверг и Пятницу, особенностью утренней службы Великой субботы, начиная с эпохи средневековья, был обряд tenebrae (ныне отменен).

Римский обряд

Великая Суббота уже при папе Иннокентии I (402–417) считалась в Риме днем сугубого поста, когда Евхаристия не совершалась. Утром традиционно исполняли заключительные предкрещальные обряды (передача Символа веры, т. е. чтение его крещаемыми, возложение на них руки епископа, помазание их елеем и др.). Вечером начиналось пасхальное бдение, открывавшееся обрядом благословения пасхальной свечи и возглашением Exsultet — «похвалы свече». Основными составляющими пасхального бдения были первоначально ветхозаветные чтения, Крещение оглашаемых и пасхальная месса (традиц. чтения: Кол 3. 1–4 и Мф 28. 1–7).

В Григория Сакраментарии указаны 4 ветхозаветных чтения: Быт 1, Исх 14, Ис 4, Ис 54. В ранней версии Геласия Сакраментария — 10 чтений: Быт 1, Быт 5–8, Быт 22, Исх 14, Ис 54, Иез 37, Исх 12, Втор 31–32, Дан 3. В галликанских Миссалах в результате совмещения 2 указанных систем выписаны 12 чтений (Быт 1. 1–2. 2; Быт 5. 31–8. 21; Быт 22. 1–19; Исх 14. 24–15. 1; Ис 54. 17–55. 11; Вар 3. 9–38; Иез 37. 1–14; Ис 4. 1–6; Исх 12. 1–11; Иона 3. 1–10; Втор 31. 22–32. 4; Дан 3. 1–24, 49–55 — PL. 72. Col. 194–195); именно эти чтения для пасхально-го бдения и вошли в Тридентский Миссал (1570), использовавшийся на Западе до II Ватиканского Собора. Долгое время в Риме существовал обычай читать чтения пасхального бдения на греч. и лат. языках.

В эпоху позднего средневековья в пасхальном бдении участвовали в основном лишь клирики, бдение переместилось на утро Великой Субботы, а чин Крещения был заменен символическим благословением воды (с погружением в нее пасхальной свечи) и окроплением ею на 4 стороны света. Поэтому папа Пий V официально постановил совершать мессу (после которой совершалась сокращенная вечерня) в полдень, а бдение перенести на утро Великой Субботы.

При папе Урбане VIII празднование Великой Субботы перестало быть обязательным. Только в 1955–1957 гг. пасхальное бдение вернулось на свое исконное место (с наступлением темноты; утром мессы нет — только утреня), но при этом сам чин подвергся существенным изменениям. В новом послереформенном Миссале (1970; см. ст. Novus ordo) сохранилось всего 7 чтений из ВЗ (Быт 1. 1–2. 2; Быт 22. 1–18; Исх 14. 15–15. 1; Ис 54. 5–14; Ис 55. 1–11; Вар 3. 9–4. 4; Иез 36. 16–28), причем официально разрешается сокращать их число до 3, и только Исх 14 читается обязательно. Традиц. новозаветные чтения мессы изменены на Рим 6. 3–11; Мф 28. 1–10 из-за возрождения традиции совершать на бдении после ветхозаветных чтений и перед мессой таинства Крещения.

В амвросианском обряде в XII в. празднование Великой Субботы начиналось с утрени, на которую архиепископ приносил светильник. В полдень в соборе читались кн. Бытия и вполголоса — Евангелие. Затем один из священников приносил для благословения большую свечу, от которой зажигали «новый» огонь. Диакон возглашал Exsultet, текст которого отличался от принятого в Риме. Далее следовали 6 чтений (Быт 1. 1–2. 3 и 22. 1–19; Исх 12. 1–12; песнь Моисея (Исх 15; по др. источникам — Исх 13. 18–14. 8 и песнь вавилонских отроков); Ис 54. 17–55. 11 и 1. 16–19). В конце чтений клирики переоблачались для служения мессы и с горящими свечами шли в баптистерий, где архиепископ освящал воду для Крещения и выливал в нее елей. Младшие священник и диакон сходили в купель и крестили младенцев. Архиепископ верхом на лошади отправлялся в церковь Сан Амброджио и служил там мессу (в память свт. Амвросия, скончавшегося в Великую Субботу), затем возвращался и заканчивал чин Крещения. Затем все шли в церковь Санта Мария и один из священников служил мессу для новокрещеных. После прочтения Евангелия архиепископ с клириками отправлялся в церковь Санта Текла, где провозглашал «Христос Господь воскрес» и совершал пасхальную мессу (Hebdomadae Sanctae Celebratio. 1997. P. 202–201).

В Новое время амвросианский обряд испытал сильное влияние рим. В настящее время в Милане в Великую Субботу совершается крещальная литургия с 9 чтениями из Ветхого Завета и Нового Завета по римскому реформированному чину с некоторыми особенностями.

Византийская гимнография Великой Субботы. Большинство песнопений Великой Субботы известно со времен господства Студийского устава. К важнейшим относятся: 3 тропаря, заимствованные из воскресной службы 2-го гласа (там это тропарь «Егда снизшелъ еси къ смерти») и седальны (Благообразный Иосиф) и (Мироносицамъ женамъ); последние 2 тропаря (седальны) в ранних памятниках, как правило, приводятся полностью, а в поздних Триодях сокращены — опущена последняя строка); кондак 2-го плагального (6-го) гласа (Бездну заключивый мертвъ зрится); 10 самогласнов (в принятые ныне печатные издания литургических книг не вошли и некоторые др. самогласны и подобны Великой Субботе, встречающиеся в рукописях — см.: Bertoni?re. P. 184; Карабинов. С. 286–287); канон, состоящий из 2 четеропеснцев. 2-й четверопеснец (песни 6–9) написан прп. Космой Маюмским, великим визант. гимнографом (акростих(Субботу пою великую); акростих проходит через ирмосы и тропари); 1-й — Марком, еп. Отрантским (И днесь же); акростих проходит через тропари, но не через ирмосы). В позднейших рукописях и печатных книгах ирмосы 1-й и 3–5-й песней канона приписываются имп. Льву Мудрому (напр., Hieros. Sab. 320 (931), 1346 г.) или мон. Кассии; с XVI в. атрибуция ирмосов Кассии получила широкое распространение, хотя ранняя традиция (отраженная, например, у Продолжателя Феофана) указывает на епископа Марка (до своего епископства бывшего экономом монастыря св. Мокия в Константинополе) как на единственного составителя первых 4 песней; весьма вероятно, однако, что 1-й ирмос действительно написан не Марком — в Святогробском Типиконе он явно отделен от тропарей епископа Марка и имеет свои тропари. Уникальный гимнографический жанр, используемый в службе Великой Субботы — припевы-похвалы к непорочным на утрене. Огромное значение в службах Великой Субботы имеют библейские тексты — как прочитываемые, так и распеваемые.

В ранних рукописях Триоди (напр., Sinait. Gr. 734–735, X в.) встречается также четверопеснец прп. Андрея Критского для пения его на повечерии накануне Великой Субботы. (так что Великая Суббота, так же, как и другие дни Страстной седмицы, имела 2 канона — на утрене (прп. Космы) и на повечерии накануне (прп. Андрея)), 3-го гласа, ирмос: (Глубина страстей воста на мя), нач.:(Испытуетъ беззответный). После XI в. этот четверопеснец был вытеснен из практики др. каноном (т. н. Плачем Богородицы), и встречается только в отдельных римских изданиях греческих богослужебных книг (напр., 1738 г. Fol. 683–686), при подготовке которых использовались южноитальянские рукописи.
Среди кондаков прп. Романа Сладкопевца особого кондака на Великую Субботу нет, но темы богослужения этого дня затронуты в кондаке Великой пятницы (исполнявшемся, вероятно, вечером под Великую Субботу; акростих: (На Страсть пение Романа); 1-й проимий: (Сегодня были потрясены основания земли); 2-й проимий: (Вражды тирания была разрушена); 1-й икос: (Выйди из себя сегодня, небо); см. SC. 128. P. 189–231). Сошествие во ад упоминается и в воскресных кондаках прп. Романа (Ibid. P. 355–563).

Литература: Мансветов И. Церковный Устав (Типик): Его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885; [Авдуловский] Ф. М. Святой огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в день Великой Субботы в Иерусалиме по сказаниям древних и новых путешественников. М., 1887; Данилевский С. Св. Плащаница и обряды, совершаемые над нею Русской Церковью в последние два дня Страстной Седмицы // ПC. 1896. Ч. 1. Февр. С. 250–274; Март. С. 356–380; Дмитриевский А. А. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX–X в. Каз., 1894; он же. Описание; он же. Древнейшие патриаршие Типиконы: Святогробский Иерусалимский и Великой К-польской ц. К., 1907; Сборник церковно-учительных чтений на дни Страстной седмицы. М., 1900; [Святоотеческие поучения на дни Страстной седмицы]. ТСЛ, 2001р. С. 203–232, 282–284; Никольский А. Страстная седмица. К., 1905; Никольский. Устав. Т. 2. С. 716–727; Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910; Диаковский Е. П. Последование часов и изобразительных: Историческое исследование. К., 1913; Burkitt F. C. The Early Syriac Lectionary System // Proceedings of the British Academy. 1923. Vol. 11. P. 1–38; idem. The Jacobite Service for Holy Saturday // JThS. 1923. Vol. 24. P. 424–427; Ильин В. Н. Запечатанный гроб, Пасха нетления: Объяснение служб Страстной седмицы и Пасхи. П., 1936; Клин, 2001р; Reicke B. The Disobedient Spirits and Christian Baptism. Copenhagen, 1946; Renoux Ch. Le Triduum pascal dans la rite Arm?nien et les hymnes de la grande semaine // REArm. N. S. 1970. Vol. 7. P. 115–117; Sacramentarium gelasianum / Ed. L. C. Mohlberg. R., 1960. P. 70, 72; Deshusses J. Le Sacramentaire gr?gorien: Ses principales formes d’apr?s les plus anciens manuscrits. Fribourg, 1971. Vol. 1. P. 183ff.; Bertoni?re G. The Historical Development of the Easter Vigil and Related Services in the Greek Church. R., 1972. (OCA; 193); Taft R. A Tale of Two Cities: The Byzantine Holy Week Triduum as a Paradigm of Liturgical History // Time and Community: In Honor of Th.Talley / Ed. J. N. Alexander. Wash., 1990. P. 21–41; idem. In the Bridegroom’s absence: the Paschal Triduum in the Byzantine Church // La Celebrazione del Triduo Pasquale: Anamnesis e Mimesis: Atti del III Cong. Intern. di Liturgia. / Ed. I. Scicolone. R., 1990. P. 71–97. (Studia Anselmiana; 102; Analecta Liturgica; 14); Hadaya S. M. L’office maronite du Samedi-Saint. Kaslik-Lebanon, 1995. (Bibl. de l’Univ. Saint-Esprit; 37); Hebdomadae Sanctae Celebratio: Conspectus Historicus Comparativus / Ed. A. G. Kollamparampil. R., 1997. (BEL.S; 93); Bradshaw P. «Diem baptismo sollemniorem»: Initiation and Easter in Christian Antiquity // EЩlТghma: Studies in Honor of R. Taft / A cura di E. Carr etc. R., 1993. (Studia Anselmiana; 110: Analecta liturgica; 17); Pierce J. M. Holy Week and Easter in the Middle Ages // Passover and Easter: Origin and History to Modern Times / P. F. Bradshaw, L. A. Hoffman, eds. Notre Dame (Indiana), 1999. P. 161–185 (Two Liturgical Traditions; 5); Hoffman L. A. The Great Sabbath and Lent: Jewish Origins? // Passover and Easter: The Symbolic Structuring of Sacred Seasons / P. F. Bradshaw, L. A. Hoffman, eds. Notre Dame (Indiana), 1999. P. 15–35. (Two Liturgical Traditions; 6); Zagano Ph. Holy Saturday. Crossroad, 2000; Kollamparampil A. G. From Symbol to Truth: A Syriac Understanding of the Paschal Mystery R., 2000. (BEL.S; 110); «Благословенная суббота»: Богословское осмысление Великой Субботы. М., 2001; Крещальная литургия. М., 2002.
М. С. Желтов, А. А. Ткаченко

Ссылки по теме
Форумы