За 5 лет "Основы православной культуры" стали стали в четыре раза популярнее в Москве

Модуль "Основы православной культуры" выбирают 41% столичных родителей"
 
Эксперты Московского института открытого образования (МИОО) обследовали 120 образовательных организаций из всех округов Москвы. Выяснилось, что конфессиональные модули стали значительно популярнее, и в основном это произошло за счет "Основ православной культуры".
 
Представители РПЦ объясняют это тем, что люди избавились от предрассудков и убедились, что детей никто не принуждает читать молитвы в школе. Однако светские эксперты в области образования полагают, что успех религиозных модулей обусловлен не выбором родителей, а возрастающими возможностями религиозных объединений.
 
Курс "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) включает несколько направлений: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики". Какой именно модуль будет осваивать ребенок в школе, выбирают его родители на собрании.
 
- Можно точно сказать, что присутствует тенденция к увеличению частоты выбора модуля "Основы православной культуры", - говорит заведующая международной кафедрой МИОО Елена Омельченко. Как показал мониторинг, в 2016 году на 69% собраний, посвященных выбору модуля ОРКСЭ, выступали представители религиозных организаций.
 
Председатель отдела религиозного образования и катехизации Московской городской епархии иеромонах Онисим (Бамблевский) рассказал "Известиям", что ОРКСЭ стал обязательным в 2012 году, тогда модуль "Основы православной культуры" выбрали около 11% родителей учеников. За четыре года это количество увеличилось почти в четыре раза. По данным мониторинга МИОО за 2016 год, "православие" предпочли 41% родителей.
 
- Преподавание православной культуры и других конфессиональных культур проходит в рамках просвещения и изучения традиционных культурных ценностей. Люди увидели, что никто не занимается навязыванием религиозных догм, не принуждает к молитвам. Дети на уроках узнают об аспектах, которые помогут им лучше понять особенности творчества и полемики русских писателей, и для многих родителей это является определяющим фактором, - пояснил иеромонах Онисим.
 
Рост популярности "уроков православия" также связан и с активной позицией епархии. Сейчас в каждом округе города работают специальные методические кабинеты, где представители Церкви обсуждают с педагогами урочную деятельность, организацию совместных экскурсий, конкурсов и круглых столов.
 
- Мы стараемся использовать все методы соприкосновения в общении со школами и родителями учеников, и это находит отклик, - сказал отец Онисим.
 
Однако, по мнению профессора Института гуманитарных наук и управления Московского городского педагогического университета (МГПУ) Георгия Гогиберидзе, популярность конфессиональных модулей обусловлена совсем другими причинами.
 
- В Новгородской области 80% родителей выбрали "Основы православной культуры", а в Чечне 90% предпочли "Основы исламской культуры". Я уверен, что это вовсе не свободный выбор родителей. Мы чувствуем давление со стороны религиозных объединений. И это является нарушением закона, я не боюсь этого сказать, - заявил профессор.
 
Он подчеркнул, что в законе "Об образовании" четко прописано, что родители должны самостоятельно сделать выбор модуля ОРКСЭ без советов и подсказок со стороны кого-либо. Тем не менее, по словам профессора, представители конфессий часто используют различные инструменты для оказания влияния на выбор, в том числе используют личные связи с директорами школ.
 
Директор центра образования "Царицыно" Ефим Рачевский рассказал "Известиям", что не ощущает никакого давления со стороны религиозных объединений.
 
- В нашей школе всегда одна половина учеников выбирала "православие", а вторая - "светскую этику". На другие модули традиционно приходился совсем небольшой процент. Я не заметил, что сейчас что-то изменилось, - сказал директор.
 
Мониторинг МИОО также выявил, что 80% московских школ готовы к введению "Основ духовно-нравственной культуры народов России" (ОДНКР). Эта предметная область является продолжением ОРКСЭ в 5-9-х классах. По мнению Елены Омельченко, если учитывать, что по федеральному образовательному стандарту ОДНКР постепенно вводится в России как обязательная дисциплина - в период с 2014 по 2018 год, то 80% к середине 2016 года - это очень высокий показатель.
 
Иеромонах Онисим (Бамблевский) рассказал, что ОДНКР реализуется с прошлого учебного года в качестве эксперимента в 33 образовательных комплексах Москвы. Несмотря на то что это обязательная предметная область, до сих пор не определено, как именно она должна реализоваться. Поэтому школы по своему усмотрению либо интегрируют ОДНКР в другие предметы, либо преподают его во внеурочное время.
 
Религиозные и светские эксперты образования едины во мнении, что профессиональные компетенции учителей ОРКСЭ необходимо повышать. Мониторинг МИОО выявил, что сейчас 59% школ нуждаются в этом.
 
- Сейчас повышение квалификации краткосрочное, курс обычно состоит из 72 часов. Но это временная мера. Специалистов нужно готовить на уровне бакалавриата и магистратуры, - полагает отец Онисим.
 
А профессор Гогиберидзе рассказал, что МГПУ разработал 500-часовые курсы для учителей ОРКСЭ, которые начнут работать в 2017 году.
Форумы