Вяжищский Никольский монастырь

Вяжищский Никольский монастырь

Статья из т. 17 «Православной энциклопедии». Москва, 2008 г.

во имя святителя Николая Чудотворца женский ставропигиальный монастырь (Новгородской и Старорусской епархии), в дер. Вяжищи Новгородской обл. Основан как муж. при архиеп. Новгородском Иоанне II (1389-1415). Согласно Новгородской III летописи, в 1411 г. "стяжанием" игум. Пахомия и строителя Антония в В. м. был построен деревянный храм во имя свт. Николая Чудотворца, в 1419 г.- деревянная надвратная ц. во имя прп. Антония Великого. Монастырские хроники, на которые ссылаются архим. Амвросий (Орнатский) и ар-хим. Макарий (Миролюбов), называют основателями В. м. и строителями Никольского храма монахов Евфросина, Игнатия и Галактиона, а первым настоятелем - пришедшего к ним иером. Пимена.

По инициативе постриженика В. м. Новгородского свт. Евфимия II в монастыре велось каменное строительство. Заложенный им в 1436 г. Никольский храм (1436) рухнул, "на старой основе" возведен (1438) и расписан (1441) новый Никольский собор. В 1439 г. была построена и расписана теплая ц. во имя ап. Иоанна Богослова с трапезной палатой, погребами, хлебней (Новгородские летописи. С. 270). "Летопись Авраамки" относит сооружение Иоанновской ц. к 1457 г. (ПСРЛ. Т. 16. 1889. С. 197). Последняя дата более достоверна, т. к., согласно житию, незадолго до кончины свт. Евфимий († 1458) спешил завершить строительство и украшение Иоанновского храма. В 1463 г. над его захоронением у Никольского собора был устроен придел во имя прп. Евфимия Великого (расписан в 1466); в 60-х гг. построен надвратный каменный храм во имя прп. Антония Великого (расписан в 1466). Строительство трапезной свидетельствует об общежительном уставе монастыря. Наиболее раннее изображение Никольского собора зафиксировано на иконе "Свт. Евфимий II" сер. XVI в., находившейся в В. м. и известной по фотографиям и прорисям. Согласно изображению, это был высокий (в 3 света) 1-главый кубический храм, апсиды декорированы валиковыми разводами, которыми обычно украшались храмы XIV в.

К сер. XV в. В. м. был одним из самых богатых и влиятельных наряду с Юрьевым, Антония Римлянина и Варлаамиевым Хутынским монастырями. В нем существовала книгописная мастерская, устроенная, вероятно, свт. Евфимием. Сохранилась Триодь Постная (РГБ. Ф. 255. № 438), в которой имеется авторская запись: "Боголюбивому архиепископу Еуфимию Великого Новаграда, а писал поп Дионисие у святаго Николы на Вежищах" (Л. 305-305 об.). Сохранился также исполненный по заказу свт. Евфимия Служебник с миниатюрами (1438-1441) (Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Вел. Новгорода, XV век. М., 1994. С. 76, 88). В 1464 г. в В. м. свящ. Иона переписал для Юрьева монастыря Евангелие учительное (собр. РНБ) (Там же. С. 93).

В. м. принадлежали обширные владения в Новгородской земле. Согласно писцовым книгам 1582 г., крупнейшие вотчины находились в Водской пятине: Заверяжском, Лузском и Гдицком погостах. В Шелонской пятине В. м. принадлежала вотчина в Сутоцком погосте, в Деревской - Понедельском и Кременицком погостах, в Обонежской - Рождественском Вороновском погосте. Почти все деревни и вотчины, находившиеся в Водской и Шелонской пятинах, числились в 1582 г. пустошами (запустение связано прежде всего с Ливонской войной).

В. м. был разорен в 1580 г. войсками Стефана Батория и во время швед. оккупации нач. XVII в. О постройках В. м. в этот период дает представление рисунок 1615 г. участника голл. посольства Антониса Хутеериса (см.: Малков. 1993): здание Никольского собора имело 8скатное пощипцовое покрытие, которое, вероятно, возникло в XVI в. (первоначально кровля была посводовой), стены разделены на 3 части плоскими пилястрами. На рисунке изображены пристроенные по углам собора контрфорсы, крест на главе снесен. С запада к собору примыкал скрытый сев.зап. контрфорсом пониженный придел во имя прп. Евфимия (ок. 1463), увенчанный главкой (крест снесен). К западу же от собора располагалась 2этажная трапезная ц. во имя ап. Иоанна Богослова (1439), крытая на 2 ската, увенчанная 1 главой, с лестницей, ведущей на 2-й этаж. В нижнем ярусе - в зап. фасаде большая (въездная ?) арка, ведущая в подцерковье, в сев. стене - 4 ниши. Справа от этих построек на рисунке изображена др. трапезная церковь (сер. XVI в., разобрана после пожара 1688) с отсутствующей после разорения военного времени кровлей. Небольшая в плане, но высокая постройка, имела по-щипцовое 8-скатное покрытие, 1 полукруглую апсиду. В верхней части сев. стены, под кровлей, показана декоративная полукруглая ниша. С запада к церкви пристроена 2этажная трапезная с крытым 2-скатной кровлей крыльцом у сев. фасада, расположенными попарно арочными окнами на сев. и зап. фасадах, декорированная пояском 5-гранных нишек под карнизом. К югу от апсиды церкви располагалась отдельно стоявшая 4-гранная 2-ярусная звонница (верхний 3-й ярус отсутствует). Показанная в зап. части монастыря каменная поварня (упом. в монастырской описи 1698 г.- ГИА Новгородской обл. Ф. 513. Оп. 1. Д. 913; разобрана после пожара 1688) - относится, вероятно, к XVI в. Стена поварни разделена лопатками, стянутыми в верхней части двойными висячими арками.

В возобновленном после Смутного времени В. м. в сент. 1651 г. при Новгородском митр. Никоне (Минове) учреждается архимандрия с правом служения настоятеля в шапке с палицею и ручным сулком. В. м. имел подворье в кремле и в пожалованных митр. Никоном дворах на Яковлеве ул. (Софийская сторона). К В. м. были приписаны Понедельский Николаевский монастырь (1679) в Деревской пятине и Сяберский Спасский монастырь (1684) в Шелонской пятине. В 1667 г. царь Алексей Михайлович пожаловал В. м. дворцо-вое с. Холынья с деревнями и пустошами в Деревской пятине.

Вяжищский Никольский монастырь

В 1681 г. на месте обветшавшего Никольского храма заложили одно-именный собор, освященный в 1685 г. митр. Новгородским Корнилием: 2-этажный, 4-столпный, 5-главый, окруженный папертью и галереями. С зап. стороны фасада в него ведет 2-всходное крыльцо с 2 симметричными "полатками", увенчанными шатрами (восстановлены на основе описи 1698 г.). Площадка (рундук) крыльца имеет бочковый свод (следы утраченного бо-чечного покрытия обнаружены в процессе натурных исследований). Тип храма, его декоративное убранство - наличники окон в виде двойных ко-кошников, вертикальные и горизонтальные фризы из ширинок с изразцовыми заполнениями, аркатурные пояса барабанов - обнаруживают стилистическое сходство с храмами в Поволжье. В 1691 г. в подцерковье собора, над могилой свт. Евфимия, был освящен придел в его честь. Здесь хранились вериги святителя и его мощи под спудом. После пожара 1688 гг. была разобрана надвратная Антониевская ц. В 1694-1698 гг. взамен сгоревшей была построена 2-этажная трапезная ц. во имя ап. Иоанна Богослова (освящена 8 дек. 1702) с приделом в честь Вознесения Господня (освящена 2 дек. 1708). Кубический объем храма должны были венчать 5 глав, но во время бури 1698 г. кровля была снесена и храм после восстановительных работ в 1702 г. получил 1-главое завершение, пятиглавие было восстановлено в 2005 г. при проведении реставрационных работ. Трапезная палата - здание на высоком подклете - соединяет церковь с Никольским собором. В зап. части трапезной, над настоятельскими покоями, в 1708 г. была сооружена 8-гранная 2-ярусная колокольня, увенчанная 5-ю главками. В нач. XVIII в. в сев. линии монастыря были построены 2 каменных корпуса: 2этажный с кельями и 1этажный хозяйственный. Парадный монастырский ансамбль окружила деревянная (с нач. XIX в. каменная) ограда, внутри которой была построена конная мельница. В результате ремонтных работ в 20-30-х гг. XIX в. изменились формы завершений на храмах, колокольне, крыльцах.

Иконы для иконостасов храмов написал в 1701 г. по подрядному договору кормовой иконописец Иван Яковлев Бахматов; был изготовлен резной иконостас мастерами Василием Яковлевым, Ерофеем Герасимовым, Федором Никоновым, Ерофеем Савельевым.

Уникальной особенностью архитектурного ансамбля является убранство фасадов и интерьеров полихромными (ценинными) изразцами, выполненное в 1-й четв. XVIII в. Особенным богатством изразцового декора отличается ц. во имя ап. Иоанна Богослова. Широкие изразцовые фризы, опоясывающие фасады, фигурные оконные наличники и порталы составлены из "ценинных образцов", имеющих разнообразную форму, рельефные рисунки (изображения львов, единорогов, коней, двуглавых орлов, а также крестов - редкое явление в архитектурном убранстве храмов XVII в. и др.) отличаются укрупненными размерами. Встречающиеся в изразцовом убранстве буквенные изображения и прочтение отдельных слов свидетельствуют о существовании храмозданной надписи в карнизной части ц. во имя ап. Иоанна Богослова, разрушенной во время бури 1698 г. Вопрос происхождения декора до конца не решен. По мнению М. И. Полянского, изразцы изготовлялись в мастерской при Валдайском монастыре. В. П. Выголов полагал, что изразцовые наборы привозились из Москвы и Ярославля, но не исключал и существования местного новгородского производства. Возможно, изразцы изготовлялись в Вяжищах мастерами, прошедшими выучку в валдайской мастерской; известно, что местные мастера Дмитрий, Тимофей Дмитриев, Артемий Митрофанов занимались изготовлением изразцовых печей.

К сер. XVIII в. к В. м. было приписано 1697 крестьян, 1613 дес. земли, в 1764 г. монастырь лишился вотчин, был отнесен ко 2-му классу. В сер. XVIII в. в монастырь ссылали клириков и монахов "за непристойные духовному сану поступки", с 1745 по 1766 г. их было ок. 40 ссыльных. В сер. XIX в. в В. м. проживало ок. 35, в нач. XX в.- 18 насельников.

Из архиереев XVIII-XIX вв. настоятелями В. м. были: Владимирский еп. Виктор (Онисимов), Астраханский архиеп. Антоний (Румовский), Могилёвский еп. Афанасий (Волховский), Воронежский еп. Иннокентий (Полянский), Могилёвский архиеп. Варлаам (Шишацкий), Вологодский архиеп. Антоний (Знаменский), Екатеринославский архиеп. Феофил (Татарский).

В обители был полуобщежительный устав: при совместной трапезе одежду и келейную обстановку дозволялось иметь собственную. Содержание обеспечивалось штатным жалованьем из гос. казны, процентами с банковских вкладов, пожертвованиями благотворителей, прибылью от свечной продажи. К нач. XX в. В. м. принадлежали водяная мельница на р. Усть-Яндоме в Олонецком у. и оз. Озерское в Тихвинском у. Небольшие наделы пахотной земли и сенокосные угодья обеспечивали содержание стада из 17 коров. При монастыре существовала церковноприходская школа.

В 1920 г. В. м. был закрыт, храмы переданы в аренду прихожанам, корпуса - колхозу "Красный Вяжинец". Последний настоятель В. м. вик. Новгородской епархии еп. Серафим (Велицкий) в 1927 г. (1929 ?) был арестован, через неск. месяцев скончался и был похоронен в обители. По воспоминаниям очевидцев, от Новгорода до монастыря гроб с телом епископа несли на руках. В 20-х гг. в В. м. служил также свящ. Валентин († ок. 1946). С 1929 г. храм во имя ап. Иоанна был передан окружному музею, трапезная - колхозу под склад. Иконы из трапезной, в т. ч. 8 праздничных икон XVI в. и образ Божией Матери "Знамение" 1691 г., поступили в музеи. Часть икон и утвари оставались в пользовании коллектива верующих при Никольском соборе, приход которого к 1929 г. составлял более 400 чел. В 1931 г. собор был закрыт под предлогом отказа верующих платить налоги и невозможности произвести ремонтные работы. Некоторое время богослужения совершались в Евфимиевском приделе собора. В янв. 1932 г. большая часть икон поступила в хозяйственный отдел ОГПУ, наиболее ценная утварь - в музей, резные рамы иконостасов, киотов отданы колхозу, остальное имущество - инспектору Госфонда.

Постройки В. м. пострадали в 1941-1944 гг. В 1964 г. под рук. архит. Л. Е. Красноречьева начались восстановительно-реставрационные работы. Проекты предусматривали возвращение монастырскому ансамблю перво-начального архитектурного облика. Изразцы изготовлялись в Ярославской реставрационной мастерской.

В 1988 г. В. м. был возвращен Новгородской епархии РПЦ, 5 июня 1989 г. открыт как жен., сестры переведены из Пюхтицкого монастыря. Осенью 1989 г. в Никольском соборе состоялось первое богослужение, 31 марта 1990 г. митр. Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) освятил нижний храм Никольского собора во имя свт. Евфимия. 7 окт. 1995 г. В. м. получил статус ставропигиального. Монастырь имеет подсобное хозяйство (скотный двор, теплицы), 40 га угодий (пашни, пастбища, сенокос). К 2005 г. в В. м.- ок. 15 насельниц, настоятельница игум. Антония (Корнеева).

В новгородском музее сохранились происходившие из В. м. шитый покров с изображением свт. Евфимия II (1549), иконаскладень строгановского письма "Архиеп. Евфимий с житием", исполненная повелением по-стриженика В. м. митр. Казанского Лаврентия, изделия прикладного искусства XVI-XIX вв. Вкладные надписи, в т. ч. митр. Лаврентия - сохранились на водосвятной чаше (1659), на серебряном кадиле (1663), на серебряном чеканном блюде (1659). В Успенском соборе Московского Кремля хранится чудотворная храмовая икона "Святитель Николай с житием" нач. XV в. из В. м.

Арх.: РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 7870. Л. 2-5; ГИА Новгородской обл. Ф. 480. Оп. 1. Д. 3707. Л. 98 об.-101; Ф. 513. Оп. 1. Д. 18. Л. 1-13; Д. 43. Л. 13; Д. 913. Л. 78 об.- 82 об., 120-131; Д. 1104. Л. 10-15, 19-24; Ф. 712. Оп. 1. Д. 10. Л. 11-13; Оп. 2. Д. 1. Л. 24-35 об., 41, 41 об., 36, 40 об.; Д. 2. Л. 13, 28 об., 36 об.

Источники: ПСРЛ. Т. 16. 1889. С. 197; НПЛ. С. 418, 419, 421; Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 253, 258, 261, 270; Востоков А. Х. Описание рус. и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 707-708; Служба и житие иже во святых отца нашего Евфимия, архиеп. Новгородского чудотворца. СПб., 1907; Опись Новгорода 1617 года // Памятники отечественной истории. М., 1984. Вып. 3. Ч. 1. С. 93; Малков Ю. Г. Новго-родская земля в рисунках Антониса Хутеериса (1615 г.) // Древний Новго-род: Искусство, история, археология. М., 1983. С. 346-350.

Литература: ИРИ. Т. 3. С. 635-679; Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 595-604; Полянский М. И. Вяжищский монастырь как памятник ценинного дела на Руси // Волховский листок. 1903. № 108; Слезскинский А. Г. Вяжищский монастырь: из экскурсий в окрестности Новгорода // ИВ. 1905. Т. 101; Выголов В. П. Монументально-декоративная керамика Новгорода кон. XVII в.: Изразцы Вяжищского монастыря // Древнерусское искусство. 1968. С. 251-260; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. М., 1982. С. 61-64; Петров Д. А. Памятники XV-XVI вв. в Нико-ло-Вяжищском монастыре // Архитектура и строительство России. 1992. № 3. С. 22-23; Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода. XV в. М., 1994. С. 76, 88; Жервэ Н. Н. Николо-Вяжищский монастырь // Где святая София, там и Новгород. СПб., 1998. С. 251-259; Антипов И. Никольская ц. Вяжищского монастыря 1438 г. // Там же. 2003. № 1. С. 18-21.

Л. А. Секретарь

Форумы