Президентская библиотека опубликовала военные марши, собранные Николаем II для передачи в полки

Уникальные материалы можно увидеть на портале библиотеки в открытом доступе
МОСКВА. Марши, под которые «было бы не страшно уходить на фронт»: накануне Дня защитника Отечества фонд Президентской библиотеки пополнился Партитурами военных маршей, одобренных лично иператором Николаем II.

Эти уникальные материалы, предоставленные для оцифровки Российским институтом истории искусств, можно увидеть на портале библиотеки в открытом доступе.

Дело кабинета рукописей Российского института истории искусств, в которое и входят марши, представляет собой неизданный нотный альбом из 252 листов нотных записей маршей с авторскими пометами и помарками.

Лучшие из сочинений этого жанра были отобраны для передачи в полки лично императором Николаем II и должны были поднять боевой дух русской армии.

В стране началась революция, и альбом не был издан. И только сейчас, благодаря инновационным технологиям Президентской библиотеки, он опубликован – в электронном формате.

Среди партитур – марши «Воинский дух» Фр. фон-Блона, «Лихая часть» Ю. Ленгардта, знаменитый марш И. Вальха 1914 года «Вступление в Париж», прославляющий победу над Наполеоном. Большинство партитур написаны для духовых оркестров смешанного состава.

В основном Российским институтом истории искусств переданы Президентской библиотеке военные марши, под которые, по словам отбиравшего их императора Николая II, «было бы не страшно уходить на фронт».

Но в большом собрании партитур также представлены марш «Черногорский» Л. Минкуса из балета «Роксана» и марш Ц. Пуни из балета «Конёк-Горбунок», сообщает портал библиотеки.

Военный, или скорый (походный и парадный), марш как жанр берёт своё начало в петровские времена. С развитием регулярной армии родилась и регулярная маршевая музыка: в 1711 году был издан указ о штатах полковых оркестров. Лейб-гвардии Преображенский полк, основанный в 1691 году Петром Великим, первым обзавёлся «духоподъёмным» маршем для парадов, отправки на войну и поддержки солдатского духа в процессе долгих утомительных переходов. Когда ноги не держали солдат, их держала музыка. До появления марша эту функцию исполняла походная песня. К 1716 году в оркестре Преображенского полка играли уже 40 музыкантов, а с 1722-го все полки были обязаны иметь оркестры – духовые или смешанного типа.

Форумы