• Источник:
  • Седмица.Ru

Ушел из земной жизни великий мастер прозы Умберто Эко

Яркий представитель постмодернизма, выдающийся филолог и писатель, познакомивший миллионы людей с европейским Средневековьем, скончался на 85-м году жизни

РИМ. После долгой болезни ушел из земной жизни профессор семиотики, автор многочисленных романов, из которых основным может считаться «Имя розы», Умберто Эко. Несмотря на преклонный возраст, Умберто Эко продолжал работать над новыми романами, последний из которых «Нулевой номер» вышел в 2015 году. Болонский профессор неоднократно заявлял, что не будет продолжать своего романного творчества, благодаря которому он стал известен широким массам читателей, но за «Маятником Фуко» последовал «Остров накануне», затем «Баудолино», «Тайная пламя королевы Лоаны» и «Пражское кладбище». Действие романов Умберто Эко развивается в разных странах, в отдаленные эпохи и в современности.

Основным мотивом его творчества стало преодоление мифов, которое так нелегко дается человечеству. Отражением этих опасений стали многочисленные сборники его эссеистики, такие как «Полный назад!». Одним из любопытных явлений творчества Эко стал своеобразный сборник переписки писателя с кардиналом Мартини ( Эко У., кардинал К. М. Мартини. Диалог о вере и неверии), в котором обсуждаются вопросы веры в современном мире.

Умберто являлся самым популярным из ныне живущих итальянских писателей. «Имя розы» стало прорывом в литературе и после экранизации пробудило во многих читателях и зрителях интерес к Средним векам. «Маятник Фуко» вызвал широкий интерес к тамплиерам, «Остров накануне» был сложноват для рядового читателя и имел меньший успех. Семиотика и литературная критика на долгое время стали основным занятием писателя.

В 2000 году вышел роман «Баудолино», который позволил автору вернуться в Средневековье. Главный герой Баудолино настолько хорошо представлен своими речами и записями, что погружает читателя в собственный мир простеца-Симплициссимуса, которого пригрел император Фридрих Барбаросса. С многочисленными экскурсами и переходами во времени и пространстве разворачивается биография Баудолино, который отправился искать царство пресвитера Иоанна.

В начале повествования Баудолино винит себя в том, что стал причиной гибели многих городов, хотя один, самый любимый, Алессандрию ему удалось спасти. Этот город – родина самого Умберто, который вслед за Баудолино воспевает свой родной город Алессандрию.

Последний роман У.Эко «Нулевой номер» описывает будни издательства, создающего несуществующую газету. Хотя сотрудники не сомневаются, что после ряда нулевых номеров их продукция выйдет в свет, чуть более высокопоставленным персонажам романа известно, что сам проект изначально обречен на небытие.

Сотрудники редакции строят планы, которым не суждено сбыться. Они водят alter ego Умберто Эко по улочкам Милана и рассказывают ему свои проекты и замыслы, некоторые из которых оказываются столь небезопасны, что после убийства одного из сотрудников редакции издательство срочно закрывается.

Мистическое пространство романов У.Эко своими загадками часто угрожает нормальной человеческой жизни.

«Как в преддверии райских услад, я спрашивал себя, возможно ли, чтобы в обители находилось место сомнительным тайнам, беззаконным попыткам раскрыть их и жуткому запугиванию», вопрошает себя Адсон Мелькский и приходит в итоге к неутешительному ответу: возможно. Именно слепота заключенного многократно в темницу без света брата Хорхе заставляет его совершать многочисленные преступления, чтобы заглушить память о свете в широком смысле.

На снимке розы в ограде посольства Италии в Москве (Денежный пер., д.5).


Форумы