• Источник:
  • Геннадий Ситников - специально для Седмицы.Ru

Православие на Среднем Урале

Мы начинаем цикл фотосюжетов на тему "Православие и РПЦ в мировой филателии, нумизматике и бонистике". Наш эксперт, филателист с 43-летним стажем из Екатеринбурга Геннадий Ситников представляет собранные им за много лет материалы личной коллекции

Справка: Филателия —коллекционирование и изучение знаков почтовой оплаты (к которым относят марки, этикетки, ярлыки, разнообразные провизории, почтовые штемпели, штампы), а также конвертов, аэрограмм и почтовых карточек.
Филателистические материалы – условные обозначения.

ХМК – худож. маркированный конверт. ДМПК – двусторонняя маркированная худож. почтовая карточка, . ПКсОМ - почтовая карточка с оригинальной маркой. ПК-В – почтовая карточка Мин. связи России с литерой «В».


ЕКАТЕРИНБУРГ. Колонизация Урала этнически русским православным населением происходила крайне медленно. Первые русские здесь – это купцы-укшуйники из Великого Новгорода. Они не образовывали постоянных поселений. После объединения русских земель вокруг Москвы в конце XV в., и особенно после снятия опасности татарских набегов из Сибирского и Казанского ханств скорость колонизация края несколько возросла.

Экономические и политические реформы Петра I существенно изменили облик Урала. Значительно выросла промышленность, на многочисленных заводах трудились приписные (крепостные) рабочие. Оторванные от родных деревень и традиционного религиозного уклада, они представляли собой особенный тип полукрестьян - полупролетариев и мало интересовались вопросами душевного спасения. Пермское наместничество меняет статус на губернию достаточно поздно в конце XVIII в.

Необходимо подчеркнуть, что уральский регион не является традиционной территорией расселения русской народности. Здесь издавна проживали финно-угорские и тюркские народы. Русские пришли сюда достаточно поздно. Особая социальная и национальная структура региона (незначительное крестьянское население, сильное старообрядчество и язычество, высокий процент фабрично-заводских рабочих, а также ислам) сдерживали развитие пореформенного православия. Несмотря на миссионерские усилия дореволюционного духовенства, трудно говорить об Урале как об однозначно и глубоко православном крае.

Первым просветителем Урала по праву считается сомолитвенник преподобного Сергия Радонежского святитель Стефан Пермский. Прекрасно зная местный язык, он силою убеждения в короткое время обратил в Православие большое число язычников. Итогом этих трудов стало учреждение в 1383 г. Великопермской епархии, что дало возможность расширить миссионерскую деятельность и продолжить освоение и Зауралья. В состав Великопермской епархии вошли тогда все осваиваемые земли к востоку от Перми, Урал, Зауралье, Сибирь, в частности вся территория будущей Екатеринбургской епархии.

В 1620 г. царь Михаил Романов, «по совещании с родителем своим» – Патриархом Филаретом учредил Сибирскую епархию с кафедрой в Тобольске. Великопермская епархия была ограничена с востока по Уральскому хребту. Все что находилось за водоразделом, в азиатской части континента, а значит и большая часть территории будущей Екатеринбургской епархии, вошло в состав Сибирской епархии. В итоге, в течение почти 180 лет церковью на Среднем Урале управляли сибирские иерархи.

С появлением нового административного деления – устроения губерний – стало меняться и внутрицерковное управление. 16 октября 1799 г. указом императора Павла I была учреждена самостоятельная Пермская епархия с кафедрой в Перми.

В 1800 г. здесь состоялось торжественное открытие православной епархии. Вскоре открыла свои двери Духовная семинария для подготовки духовенства. Территория епархии совпадала с территорией Пермской губернии. В течение следующих 85 лет церковью на Среднем Урале управляли Пермские иерархи. В 1799 – 1833 гг. они носили титул Пермских и Екатеринбургских, в 1833-1885 г.г. - Пермских и Верхотурских.

Все эти годы в Зауральской части Пермской губернии быстро росло число населенных мест, а, следовательно, и число церквей, что затрудняло управление приходами. 25 декабря 1833 г. при епископе Аркадии (Федорове) состоялось учреждение Екатеринбургского викариатства. Викарий получил титул епископа Екатеринбургского.

Активно строились храмы, оживилась миссионерская деятельность, в том числе, по обращению старообрядцев. В 1885 г. в Пермской губернии насчитывалось 827 церквей.

Управление обширной епархией становилось все более обременительным для одного самостоятельного епископа, жившего в Перми. В связи с этим Синод доложил императору Александру III, что «по обширности Пермской епархии и по значительной численности в ней православного населения, храмов Божиих и служащего при них духовенства неизбежно встречаются большие неудобства и затруднения в управлении зауральской частью Пермской епархии, особенно касательно священнослужителей, благоустройства приходов и мероприятий против раскола». Взамен Екатеринбургского викариатства предлагалось образовать самостоятельную епархию. В состав ее предполагалось передать из Пермской все уезды, находящиеся за Уральскими горами, а именно: Екатеринбургский, Верхотурский, Ирбитский, Камышловский и Шадринский.

11 февраля (29 января по старому стилю) 1885 г., в день святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Великопермских и Усть-Вымских, доклад Синода был высочайше утвержден. Викарный епископ Нафанаил (Леандров) стал первым самостоятельным Екатеринбургским архиереем. Это был первый случай в России, когда в одной губернии имелись две самостоятельные епархии.

Ко времени образования Екатеринбургской епархии в ней имелось 408 приходов (374 правосл. и 34 единоверческих), 428 храмов (9 соборных, 375 приходских, 8 домовых и 36 приписных), 446 часовен.

15 июля 1919 г. из состава Пермской губернии выделилась Екатеринбургская губерния. Она практически соответствовала территории Екатеринбургской епархии.

В результате последовавших гонений от богоборческой власти почти все епархиальные структуры были уничтожены. К началу Великой Отечественной войны в епархии действовало всего 12 православных приходов. Все они непосредственно подчинялись Москве. Митрополит Сергий (Страгородский) управлял приходами через областного благочинного протоиерея Николая Адриановского в Свердловске.

Только в 1943 г. была восстановлена Свердловская епархия. Ее границы включали территорию Свердловской и Курганской областей.

В 1991 г. Екатеринбургу было возвращено его историческое имя, после чего и епархия вновь стала Екатеринбургской. Знаменательной вехой в истории епархии стало возвращение мощей праведного Симеона Верхотурского. 24 сентября 1992 г. мощи праведного Симеона были торжественно перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь.

В 2000 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, первым из Патриархов, посетил Екатеринбургскую епархию. Он побывал в монастырях Верхотурья и Алапаевска, освятил Свято-Троицкий кафедральный собор в Екатеринбурге, благословил устроение мужского монастыря во имя Царственных Страстотерпцев, заложил два храма в Нижнем Тагиле, которые ныне уже возведены.

В 2010 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил епархию, освятив нижний придел Храма-памятника на крови во имя всех святых, в земле Российской просиявших. Он побывал в монастырях Новомучеников Российских Алапаевска и Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма. В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла был установлен праздник собора Екатеринбургских святых. На территории области в 2011 г. решением Священного Синода создано две новые епархии – Нижнетагильская и Каменская, объединенные в октябре того же года с Екатеринбургской в Екатеринбургскую митрополию.

 

Форумы