Память преподобных Герасима Иорданского и Герасима Вологодского

17 марта (4 марта ст. ст.) Святая Церковь празднует память преподобных Герасима Иорданского и Герасима Вологодского.


Прп. Герасим Иорданский


Преподобный Герасим Иорданский

Статья из т. 11 «Православной энциклопедии». Москва, 2006 г.

Герасим Иорданский [греч. ?] († 475), прп. (пам. 4 марта, пам. визант. 20 марта). Род. в зажиточной семье в обл. Ликия (М. Азия) и был назван Григорием. В детстве родители отдали его в мон-рь. Сначала он подвизался в Ликии, а затем пришел в Палестину для поклонения св. местам и поселился отшельником в пустыне недалеко от впадения Иордана в Мёртвое м. Во время Вселенского IV Собора в Халкидоне (451) Г. И. разделял взгляды монофизитов, но прп. Евфимий Великий убедил его в ложности их еретического учения. Нек-рое время он провел вместе с Евфимием Великим в пустыне Рува недалеко от Мёртвого м.

Ок. 455 г. Г. И. основал лавру (см. в ст. Герасима Иорданского мон-рь), согласно распорядку к-рой новоначальные иноки жили в общежитии, а духовно опытные - в келлиях. Сам Г. И. достиг такой степени аскетизма, что в течение всей Четыредесятницы обходился без пищи, только по воскресным дням принимая св. Причастие.

Однажды недалеко от мон-ря Г. И. встретил льва, страдавшего от попавшей в лапу занозы. Старец вынул занозу, очистил рану от гноя и перевязал. Лев остался жить со старцем, питаясь хлебом и мочеными овощами. Г. И. дал ему имя Иордан. У монахов был единственный осел, на к-ром возили воду, и лев пас его около Иордана. Однажды, когда лев уснул, проходившие с караваном купцы из Аравии увели осла. Г. И. решил, что лев съел осла, и приказал ему выполнять ту же работу. Когда караван возвращался обратно, лев узнал осла и, схватив его зубами за узду, привел в обитель. Лев прожил со старцем 5 лет, и когда Г. И. скончался, тот умер от тоски на его могиле в полумиле от мон-ря. Впосл. она была забыта, и местонахождение мощей святого неизвестно.

Житие Г. И. было написано в VI в., его составитель использовал рассказы учеников преподобного, в т. ч. прп. Кириака Отшельника о том, как Г. И. провидел кончину прп. Евфимия Великого. По мнению А. И. Пападопуло-Керамевса, автором этого жития был Кирилл Скифопольский. Однако А. Грегуар считает, что подобная атрибуция не имеет оснований и житие (BHG, N 693) является компиляцией из произведений Кирилла Скифопольского и «Луга духовного» Иоанна Мосха. Сохранилось 2 др. анонимных Жития Г. И. (BHG, N 694, 696с), а также житие и чудеса, написанные Космой Ритором (BHG, N 695), и Слово Константина Акрополита (BHG, N 696).

Сведения о Г. И. содержатся в житиях прп. Евфимия Великого и прп. Кириака Отшельника, написанных Кириллом Скифопольским. В «Луге духовном» Иоанна Мосха († 619) приводится рассказ о том, как вылеченный Г. И. лев выполнял послушания старца, что, по мнению автора, служило примером того, как в раю звери подчинялись Адаму.

Г. И. скончался 5 марта, в этот день его память отмечается в лат. и сир. календарях (Римский Мартиролог, Мартиролог Раббана Сливы). В греч. календарях память Г. И. празднуется 4 марта (SynCP. Col. 507-508; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 242) и лишь в нек-рых списках указывается 5 марта. В ряде визант. календарей память Г. И. помещена под 20 марта, что является особенностью агиографических памятников, связанных со Студийским уставом (Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 428). С распространением Иерусалимского Типикона чаще празднуется память Г. И. 4 марта (Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 41), к-рое внесено в совр. церковный календарь.

Источники: BHG, N 693-696е; ActaSS. Mart. T. 1. P. 386-389; Житие и подвиги иже во святых отца нашего и богоносца Герасима Иорданского // Палестинский Патерик. СПб., 1895. Вып. 6; Житие иже во святых отца нашего Евфимия Великого // Там же. 18982. Вып. 2. С. 50-51, 58, 65, 69; Житие прп. Кириака Отшельника // Там же. 18992. Вып. 7. С. 4-5, 18; Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 129-132; Kyrillos von Skythopolis. Vita Euthymii / Ed. E. Schwartz. Lpz., 1939. S. 44, 51, 56, 60 (TU; Bd. 49. Hf. 2); idem. Vita Cyriaci // Ibid. S. 224-225, 235.

Литература: Vailhé S. Les Laures de S. Gérasime et de Calamon // EO. 1898. T. 2. P. 108; Grégoire H. La vie anonyme de S. Gérasime // BZ. 1904. Bd. 13. S. 114-135; Sauget J.-M. Gerasimo, egumeno in Palestina // BiblSS. Vol. 6. Col. 199-200.

О. В. Лосева

Почитание Г. И. у славян. Повесть о Г. И. из «Луга духовного» получила широкое распространение в слав. письменности, она включена в состав Синайского Патерика, переведенного в Болгарии в нач. Х в. (старший рус. список датируется кон. XI в.- ГИМ. Син. № 551), и затем вошла в нестишной Пролог, составленный на Руси в нач. XII в. под 4 марта. Др. перевод Повести о Г. И. был выполнен в Болгарии в 1-й пол. XIV в. и помещен в Сводный Патерик (Николова. С. 86-88), этот перевод получил отражение в составе стишного Пролога под 20 марта.

Древнейший список последования Г. И. с каноном 8-го гласа сохранился в служебной Минее XIII в.- РГАДА. Тип. № 106. Л. 66-67 об.

На Руси с кон. XV в. Г. И. отождествляется с блаж. Иеронимом Стридонским. В Геннадиевской Библии под именем Г. И. помещены предисловия, написанные блаж. Иеронимом к книгам Паралипоменон, Ездры, Неемии, Товия, Юдифь, Премудрости Соломоновой и Маккавеев (Горский, Невоструев. Описание. Отд. 1. С. 41-53, 76-80, 124-132). Отождествление этих святых вызвано, по-видимому, общими чертами их биографии: блаж. Иероним был старшим современником Г. И., часть жизни провел в Палестине, где основал мон-рь в Вифлееме, и с ним также связана легенда об исцелении льва (к-рый стал его иконографическим атрибутом; см., напр., гравюру А. Дюрера). Трудно решить, кому принадлежит подобное отождествление: переводчику Вениамину или заказчику Геннадиевской Библии.

В рус. лит-ре XIX в. патериковый сюжет послужил основой повести Н. С. Лескова «Лев старца Герасима».

Источники: Синайский патерик / Изд. подготовили В. С. Голышенко, В. Ф. Дубровина. М., 1967. С. 182-187; Николова С. Патеричните разкази в българската средновековна литература. София, 1980; Лалева Т. Севастияновият сборник в българската ръкописна традиция. София, 2004. С. 10-11, 68-72.

А. А. Турилов


Прп. Герасим Иорданский


Иконография.

До XII в. изображения Г. И. в визант. искусстве неизвестны, нек-рые исследователи связывают это с упоминанием в «Житии св. Евфимия» Кирилла Скифопольского о ереси Г. И., носившей временный характер. Впосл. возобладало почитание этого святого как одного из столпов палестинского монашества. Самое раннее известное изображение Г. И. сохранилось на сев. откосе арки центральной апсиды в соборе Рождества Пресв. Богородицы Антониева новгородского мон-ря, 1125 г. Святой изображен оплечно в медальоне, в правой руке крест, левая развернута ладонью вовне. В памятниках визант. круга этого времени образ святого имеет те же черты, что и на новгородской фреске. Это старец с клиновидной бородой средней длины, разделенной на 2 пряди, в монашеском облачении (хитон, мантия), с непокрытой головой. Так Г. И. представлен в росписи алтаря Энклистры в мон-ре св. Неофита в Пафосе (Кипр), 1183 г., выполненной худож. Апсевдом Феодором,- фронтально в рост, в левой руке - развернутый свиток, правая - в жесте благословения и в то же время указует на свиток; в росписи алтаря пещерной ц. мон-ря прп. Феоктиста близ Иерусалима, кон. XII в. Уже в этих памятниках изображение Г. И. помещается в ряду палестинских аскетов: в соборе Антониева мон-ря - среди др. палестинских преподобных, в паре с прп. Харитоном Исповедником (на противоположном откосе); на кипрской фреске - с преподобными Ефремом Сирином, Кириаком Палестинским, Феодором Иорданским, Пахомием Великим, Иларионом Великим и Евфимием Великим; в ц. мон-ря прп. Феоктиста вместе с прп. Саввой Освященным.

Изображения XIII-XVI вв. в основном повторяют композиционное расположение (в ряду преподобных) и иконографию святого, представленную в мон-ре св. Неофита (чаще поясное изображение, свиток свернут): юго-зап. угол собора Тимотесубани (Грузия), 1205-1215 гг.,- в окружении преподобных и мучеников; нартекс собора в Милешево, ок. 1228 г.,- среди палестинских преподобных (Иларион Великий, Феоктист Палестинский, Евфимий Великий, Савва Освященный); в росписи диаконника ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- в паре с прп. Харитоном среди др. преподобных; в нартексе собора мон-ря Хиландар на Афоне, 1319 г.; в мон-ре св. Иоанна Предтечи в Серрах (Греция), между 1333 и 1345 гг.,- рядом с преподобными Макарием Александрийским, Макарием Египетским, Сисоем, Аммоном, Иоанном Коловом, Макарием Римским и др.; в трапезной ц. Великой Лавры св. Афанасия на Афоне, 1512 г.,- в рост, с развернутым свитком, рядом с прп. Евфимием Великим; в ц. Панагии Равиотиссы в Кастории, 1533. В минейных циклах Г. И. часто представлен и единолично: напр., во фресковых минологиях в ц. Успения Богородицы мон-рей Грачаница (Косово и Метохия), ок. 1320 г.,- оплечно в медальоне и Трескавац (Македония), между 1334-1343 гг.,- в рост; на миниатюре из греко-груз. рукописи XV в. Г. И. изображен на л. 47 - фронтально в рост, в красной мантии и зеленом подряснике, на л. 48 - оплечно в медальоне, мантия коричневая; в ц. свт. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 гг.,- в рост; на рус. минейных иконах на март (напр., XVI в., ВГИАХМЗ, кон. XVI в., КОХМ) и на минее годовой нач. XIX в. (УКМ).

В нач. XIV в. появилось изображение житийного цикла Г. И., известного по изложенному в Синайском Патерике рассказу Иоанна Мосха. Самый ранний цикл жития представлен в росписи в ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 гг.,- на сев. стене юж. части нартекса. Композиция читается слева направо и расположена в 2 не отделенных друг от друга регистрах (нижняя часть со значительными утратами). Среди сюжетов, представленных в верхней части: Г. И. извлекает из лапы льва занозу - святой без мантии, в хитоне и схиме, сидит на скамье с подножием, в его левую руку, к-рой опирается на колено, вложен посох (художник наделил льва трогательной чертой - ему боязно смотреть на врачевания Г. И. и он повернул голову от святого); лев ведет за узду осла с водоносами, слева его встречает Г. И. (в полном монашеском облачении), справа - молодой монах, жестом вопрошающий Г. И. о чуде; кража осла - похитители представлены в образе темнокожих мужчины и женщины в характерных головных уборах, с серьгами в ушах, едущих на верблюдах. В нижнем регистре сохранилась верхняя часть фигуры Г. И., очевидно порицающего льва за якобы съеденного осла; нападение льва на похитителей. Сходный по составу клейм житийный цикл представлен в росписи сев.-вост. капеллы в скальной ц. с. Иванова (Болгария), 3-я четв. XIV в.

Изображения Г. И. со львом, как правило сидящим или лежащим у ног святого, вошли в лицевые Минеи. Так святой представлен на миниатюре из греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 102 об., XV в.) - Г. И. в темно-коричневой мантии и светло-синем хитоне, в схиме, в правой руке держит крест, левая перед грудью развернута ладонью вовне, у ног Г. И.- маленькая фигурка стоящего льва; изображения Г. И. со львом встречаются в поствизант. время и в росписях: в экзонартексе мон-ря Воронец (Румыния), 1547 г., в настенном минологии в притворе ц. Св. Апостолов [Св. Спаса], Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), 1561 г.,- сидя на саркофаге, вынимающий занозу из лапы льва (под 5 марта). Этот вариант изображения сохраняется и в единоличном изображении Г. И. как чтимого святого (напр., в росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре, 1502, на сев. стене).

На Руси житийная композиция получила распространение в XVI-XVII вв., хотя время появления самого раннего изображения «Герасим, вынимающий занозу из лапы льва» относится к 1359 г. и связано с новгородским памятником - Людогощенским крестом. Этот же сюжет выводится позже в средник икон, замещая т. о. единоличное изображение святого, напр., на иконе «Преподобный Герасим, иже на Ердане» (надпись на обороте иконы: «Герасим иже на Иордане со львом»; 1-я пол. XVI в., ГТГ) - на фоне белых скалистых горок на позолоченном троне с позолоченным же подножием сидит Г. И., вынимающий из лапы льва занозу. На переднем плане, параллельно линии ковчега,- поток Иордана, в лев. верхнем углу за высокими каменными стенами с входными воротами - обитель Г. И. с одноглавым храмом в центре и 3 палатами. Ко 2-й пол. XVII в. относится икона сев. писем «Герасим иже на Иордане», с 12 житийными сценами» (ГТГ)- в среднике на фоне арки изображен Г. И. с развернутым свитком в руке, у его ног - лев. В клеймах подробно проиллюстрирована история Г. И.: 1. «Преподобный Герасим обвязал ногу льву»; 2. «...лев ведет осла»; 3. «Пояде лев осла преподобного Герасима»; 4. «Мужи аравийские отведоша осла ото льва»; 5. «Герасим дал льву хлеб и сочиво»; 6. «Лев погуби осла, пришед смирен , зрит долу»; 7. «Лев узна своего осла, приведе преподобному Герасиму»; 8. «Приведе лев к Герасиму осла и верблюды»; 9. «Приде преподобный Изосим преподобному Герасиму, лев паде к ногам его»; 10. «Преподобный Герасим благослови льва, он же отиде от Герасима»; 11. «Прииде лев к Изосиму, не виде преподобного Герасима и возрыда»; 12. «Преподобный Изосим показа гроб преподобного Герасима, лев паде на гроб, возрыда и умре». На иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМЗК), как следует из названия на верхнем поле, представлена «Обитель пр[е]подобного Герасима иже на Иордане ему же лев поработа». Икона имеет вытянутую по горизонтали форму и включает неск. эпизодов жития Г. И., расположенных в пределах одной композиции: на 1-м плане показан святой, исцеляющий льва,- изображение построено по традиц. схеме (у Г. И. ноги полусогнуты в коленях как у сидящего, но скамья и подножие отсутствуют); на 2-м плане в меньшем масштабе еще 2 эпизода: прп. Изосим показывает льву гроб Г. И., и лев умирает на гробе святого («Умре же и лев над гробом Герасима и закопаша (Изосим) льва подле гроба преподобнаго»). Верхний регистр занят далеким от палестинской топографии изображением обители Г. И.: белокаменные постройки с кокошниками, луковичными вызолоченными главами, красными кровлями крыш за каменной, красного кирпича оградой.

О популярности жития Г. И. свидетельствует неоднократное его воспроизведение в гравюре. По своду Д. А. Ровинского известны 4 изображения: лист «Прп. Герасим» работы Леонтия Бунина (1714) с 4 сюжетами жития, с подписями в 2 клеймах с историей Г. И.; гравюра в 3 листа «Преподобный Герасим с деянием», 1-я пол. XVIII в.,- слева ростовой образ Г. И., остальная часть разделена на 2 полосы, в к-рых 10 сюжетов жития; гравюра в 4 листа «С. Преподобный Герасим иже на Иордане» работы Ивана Любецкого, датированная 1735 г.,- в среднике представлен Г. И., по сторонам 10 клейм жития, аналогичных предыдущей гравюре с небольшими изменениями в тексте; листовая гравюра «Препод. Герасим с деянием», 1820-1830 гг.,- в среднике Г. И., по сторонам и сверху 10 сюжетов жития, внизу подпись с кратким изложением в 10 строках (есть варианты в 9 и 8 строк) истории Г. И.

В росписи нач. XXI в. Введенской ц. Герасимова Болдинского мон-ря (над входом в храм из трапезной палаты) преподобный изображен в предстоянии Иисусу Христу вместе с прп. Герасимом Болдинским.

В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., в разд. «Преподобные отцы наши отшельники» Г. И. описан как «старец с густою бородою» (Ч. 3. § 13. № 32). В иконописном подлиннике сводной редакции, XVIII в. (собр. С. Т. Большакова), облик Г. И. уподобляется свт. Власию Севастийскому, «...лев под ногами его вохрян, [Г. И.] рукою благословляет, а в левой свиток, а в свитце глаголет: Именем Господним зверь повиновение имеет, а Инде пишет: сие повиновение имели ко Адаму зверие».

Литература: Ерминия ДФ. С. 171; Большаков. Подлинник иконописный. С. 77; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. ???; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 571-574. № 1419-1422; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 518, 1047; LCI. Bd. 6. Sp. 391-393; Миjовиž. Менолог. С. ???; Cungopouloj A. Oi toicografia tou kaqolokou thj monhj Prodromou para taj Serraj. Qessalonike,1973. S 13-15. Pl. 9-11; Bakalova E. Scenes from the Life of St. Gerasimus of Jordan in Ivanovo // ЗЛУ. 1985. T. 21. С. 105-122; Tomekovic S. Note sur saint Gerasime dans l'art byzantin // Там же. С. 277-285; Kühnel G. Wall Painting in the Latin Kingdom of Jerusalem. B., 1988. P. 187-191; Евсеева. Афонская книга. С. 199, 201, 281; Полякова О. А. Шедевры рус. иконописи XVI-XIX вв. М., 1999. № 40; Костромская икона XIII-XIX вв.: Кат. М., 2004. С. 480. Кат. 27; Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богоматери Антониева мон-ря 1125 г. // Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII в. СПб., 2004. Разд. 2 [Описание живописи]. C. 597-600.

Э. В. Шевченко


Прп. Герасим Вологодский

Преподобный Герасим Вологодский

Статья из т. 11 «Православной энциклопедии». Москва, 2006 г.

Герасим († 1178, Вологда), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель вологодского муж. монря в честь Св. Троицы на Кайсаровом ручье. Основной источник сведений о Г.- Сказание о чудесах святого, созданное ок. 1666 г.; описанные в нем чудотворения относятся к 1-й пол.- сер. XVII в., т. е. ко времени восстановления монря после разгрома Вологды в 1612 г. польсколитов. отрядами. Списки сказания немногочисленны: «Месяца августа в 19 день, память преподобнаго отца нашего Герасима, Вологодского чюдотворца» (ГИМ. Увар. № 107. 10 . Л. 69-81 об., нач. XVIII в., содержит 25 чудес; 19 авг. считалось днем пришествия Г. в Вологду), «Месяца марта в 4 день, преподобнаго отца нашего Герасима Вологодскаго, началника Троицкаго монастыря, иже у Кайсарова ручья» (в составе «Алфавита» старообрядческого мон. Ионы Керженского - ЯМЗ. Инв. № 15544. Л. 110 об.- 111 об., 1807-1811 гг.). Ионе Керженскому была известна «особенная книжица древняго письма», в крой чудеса святого излагались в 37 статьях, выбранные «вкратце» из нее чудеса он внес в «Алфавит».

Во вступлении к сказанию сообщается, что древнее Житие Г. сгорело во время разорения Вологды польсколитов. отрядами. Ссылаясь на запись в «старых вологодских летописцах», сказание повествует о том, что святой пришел из Киева на р. Вологду в 1147 г. И. Верюжскому был известен список сказания из бки вологодского Софийского собора, в кром местом монашеского пострига Г. назван Глушенский монрь близ Киева, по предположению еп. Амвросия (Орнатского), речь идет о Гнилецкой Успенской пуст. близ Киево-Печерского монря. В 1й редакции «Летописца» И. Слободского (1716) сказано, что Г. был пострижеником Глушицкого монря, что является анахронизмом (монрь основан в XV â.).

 Согласно сказанию, Г. поселился близ городского посада, в лесу за Кайсаровым ручьем. Через некрое время на месте его хижины возник монрь в честь Св. Троицы. (В повествование об основании монря сказание вносит реалии более позднего времени. В частности, рассказ о конфликте Г. с местным землевладельцем Пятнышевым, заявлявшим свои права на монастырскую землю, после чего Г. предсказал Пятнышеву, что не только он, но и весь его род не достигнет процветания; это, повидимому, отражает земельные споры монря, имевшие место в кон. XVI - нач. XVII в.) Кондак Г. прославляет его как христ. просветителя Вологодской земли.

После разорения СвятоТроицкой обители в 1612 г. место погребения ее основателя было утрачено. 1-е чудо Г. связано с обретением его могилы. Святой явился во сне женщине, страдавшей  12 лет слепотой, и повелел отслужить панихиду на его могиле. Для того чтобы больная смогла ее найти, Г. взял у женщины платок, крый наутро с помощью родственников она нашла в углу монря. После того как на этом месте была отслужена панихида, женщина прозрела. На могилу святого начало приходить множество людей, здесь была поставлена часовня, устроена рака, над крой поместили пядничную (ок. 20 см) икону Г. В возглавии гробницы находился «лист» со сведениями о святом. Через некрое время неподалеку от часовни была построена деревянная ц. во имя Св. Троицы. 6 июля 1649 г. Вологодский и Великопермский архиеп. св. Маркелл, ставший свидетелем исцеления больного на могиле Г., повелел священнику Троицкой ц. Григорию Попову вести запись чудес и исцелений; в 1649-1666 г. их было записано 37. Служба святому составлена в сер. XVII в.

В 1690 г. игумен вологодского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов монря Авраамий, братия монря и вологодцы «всяких чинов» послали челобитную патриарху Адриану, в крой писали о том, что «просияша внутрь и окрест Вологды града чудесы преподобный отец Герасим, и преподобный Галактион, и Игнатий, и мощи их нетленны, и чудеса сотворяють недугующим многая». Челобитчики просили об освидетельствовании мощей этих Божиих угодников и о том, чтобы «церковною честию и пением, яко сущих чудотворцев, почествити и прославити». Патриарх поручил Вологодскому архиеп. Гавриилу провести дознание. В дек. 1699 г. Гавриил прислал Первосвятителю отчет, в кром, в частности, говорилось: «Галактион и Герасим какова чина в мире быша, и како пожиша, и в кая лета, известия совершеннаго несть; точию обретается, не в подлинность же, яко бы Герасим бяше прежде в лето 6605е и скончася в лето 6686-е месяца марта в день, пострижен в монахи КиевоПечерскаго монастыря». Рассказал о почитании вологжанами гробниц подвижников, архиеп. Гавриил выразил сомнение в действительности чудотворений: «Пришедше люди в монастыри их поют по них панихиды и молят о них Бога, а они будто целят, и с гробов емлют землю и мешают с водою святою, юже чином святят в церкве, и тем болезненныя вреды мажут, и пиют, и целбы приемлют... Обитающии же в монастырях и прочии люди старии сказаша, что чудес явных от сих Галактиона и Герасима никогда не видеша. Над кем же быша якобы целбы от них писаны имяны во граде Вологде и инде, никтоже сказася... на лице». В 1691/92 г. патриарх Адриан издал указ относительно Вологодских подвижников, в кром говорилось: «Из земли мощей их... изимати не повелеваем, такожде и прославляти в церкви яко совершенных мнимых чудотворцев пением и почитанием и на иконах изображении возбраняем, зане в незнании почитати не подобает» (цит. по: Голубинский. Канонизация святых. С. 432-434). Однако почитание святых, повидимому, сохранялось. Преставление «преподобного отца Герасима начальника Троицкаго монастыря у Кайсарова ручья» 4 марта 1178 г. отмечено в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Вологодский еп. Евгений (Болховитинов) включил Г. в свой список вологодских святых (1811). Местная канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование крого было установлено в 1841 г. Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым).

В XIX в. мощи Г. почивали под спудом в сев.зап. углу каменной Троицкой ц., построенной в 1717 г. по благословению Вологодского и Белозерского еп. Павла на месте обветшавших церкви и часовни. Над мощами была устроена рака. 14 янв. 1894 г. Вологодская городская дума постановила отмечать день пришествия Г. в Вологду крестным ходом, что было утверждено указом Синода 25 янв. 1895 г., разрешившим «совершать ежегодно 19 августа крестный ход от СпасоВсеградской ц. и других церквей и монастырей г. Вологды в градскую же Троице-Герасимовскую ц. в память пришествия... в Вологду преподобного Герасима» (Старая Вологда: XII - нач. XX в.: Сб. доктов и матлов. Вологда, 2004. С. 421, 517).

В «Иконописном подлиннике» Филимонова (XVIII в.) описание образа Г. помещено под 4 марта: «Подобием сед, брада аки Василия Кесарийскаго, ризы преподобническия». Миниатюра с изображением Г. есть в списке Сказания о чудесах святого ГИМ. Увар. № 107 (Л. 68 об.- 69).

Источники: Описание о российских святых. С. 114; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 47; Суворов Н. А. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих // Вологодские ЕВ. 1864. № 1. С. 10; ПСРЛ. Т. 37. С. 194, 196.

Литература: Карамзин. ИГР. Т. 4. Примеч. 117. С. 217-218; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 126-127; Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 31-32; Коноплёв Н. А. Святые Вологодского края // ЧОИДР. 1895. Кн. 4. С. 12-14; Голубинский. Канонизация святых. С. 140, 432-434; Ключевский. Древнерусские жития. С. 332; Верюжский. Вологодские святые. С. 25-43; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 7. Март. С. 18-22; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 63; Дмитриев Л. А. Житие Герасима Вологодского // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 251-252 [Библиогр.]; Казакова Н. А. Вологодское летописание XVII-XVIII ââ. // ÂÈÄ. 1981. Ò. 12. Ñ. 86-90; Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в. Л., 1985. С. 172.

Е. В. Романенко


Преподобные Галактион и Герасим Вологодские


Иконография.

О написании образа Г. некоей женой в благодарность за исцеление от слепоты повествуется в Сказании о чудесах святого, однако не содержится упоминаний о его облике. В раннем указании иконописного руководства посл. трети XVII в. отмечено, что «сед аки Дмитрей» (РНБ. Погод. № 1930. Л. 130; упом. в списке вологодских святых без указания дня памяти) - повиди¬мому, подразумевалось уподобление прп. Димитрию Прилуцкому; в подлинниках ХVIII - 30х гг. ХIХ в. под 4 марта дано следующее описание: «Сед, брада Василия Кесарийского» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 130), в др. случаях добавлено: «ризы преподобническия» (БАН. Строг. № 66. Л. 85 об.; также см.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 47; Большаков. Подлинник иконописный. С. 77). 2 миниатюры с изображением Г. В. имеются в сборнике Житий вологодских святых кон. XVII в. (ГИМ. Увар. № 107. Л. 68 об.- 69): святой строит келью (в куколе, с благословляющей десницей) и основывает Троицкий монрь (в молении, с непокрытой головой).

Наиболее ранняя из сохранившихся икон с образом Г., созданная во 2-й пол. XVII в. (ВГИАХМЗ), происходит из местного ряда главного иконостаса Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде (построена в 1717 на месте основанного святым монря), где находилась слева от царских врат, у сев. стены. На иконе кроме Г., образ крого идентифицируется по более поздней надписи на фоне, представлены фронтально в рост прп. Димитрий Прилуцкий и свт. Иоанн Милостивый, патр. Александрийский (ему посвящен юж. придел храма). Г., изображенный справа, облачен в коричневую мантию, охристый подрясник и параман темнозеленого цвета с киноварной орнаментацией, куколь на плечах; обеими руками он держит вертикально свиток. Аскетичный лик преподобного, с высоким лбом и впалыми щеками, обрамляют короткие, слегка волнистые волосы и лопатообразная раздвоенная борода.

На иконепяднице «Преподобные Герасим и Галактион Вологодские чудотворцы» 1-й пол.- сер. ХVIII в. из порошинской Казанской ц. Шепяковской вол. Вологодского у. (ВГИАХМЗ) святые изображены в рост, вполоборота к центру, в молении иконе Божией Матери «Знамение» в верхней части композиции; фон пейзажный, со слегка холмистым поземом, травами и рекой, за крой большие деревья с зонтичными кронами окружают одноглавый храм Галактионовой пуст. Г. облачен в охристую рясу и темнолиловую мантию, складки крой разделаны серебром; короткие волосы с седым чубом обозначены сероватобелыми штрихами по коричневой подготовке, брови прямые, с сединой, борода до середины груди, широкая и волнистая по краю.

Особенности указанной иконографии Г. сохраняются на мн. иконах Спаса Вседержителя с предстоящими и припадающими вологодскими святыми XVIII-XIX вв. (все указанные - в собрании ВГИАХМЗ). Одним из лучших образцов является изображение в числе 24 чудотворцев на иконе «Спас Вседержитель (Смоленский) с вологодскими святыми» 1779 г., созданной, судя по надписи на нижнем поле, местным иконописцем Дмитрием Сумароковым с сыном Иваном «радением вологодского купца Николая Иванова Бовыкина» для ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды. Фигура молящегося Г. расположена в левой группе, во 2-м ярусе сверху, вместе с прп. Иосифом Заоникиевским; внешний облик близок изображению на иконе местного ряда ТроицеГерасимовской ц., одеяния отличаются ярким колоритом с «золотопробельным» письмом.

На иконе того же извода 1-й пол. ХVIII в., происходящей из ц. равноапостольных Константина и Елены, согбенная фигура Г. находится в нижней части композиции у правого поля, рядом с прп. Галактионом Вологодским; на образе 1-й пол. ХVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте в Вологде - справа в 3-м сверху ряду, у него «шапка» вьющихся волос и широкая борода средней длины с прямыми прядями, тронутыми сединой. Немного отличается по иконографии изображение Г. с длинными до плеч, волнистыми волосами и широкой пушистой бородой, помещенное слева, в верхних рядах на иконе нач. ХIХ в. из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского в Вологде. Преподобный введен в левую группу предстоящих на иконе «Явление Богородицы и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу со святыми» XVIII в., находившейся некогда в той же Спасо-Болотской ц.

В ХVIII в. образ Г. входил в состав деисусного чина ТроицеГерасимовской ц., но при раскрытии авторской живописи ХVII в. на этой иконе обнаружено первоначальное изображение прп. Антония Сийского, т. е. при поновлении образа на вновь позолоченном фоне была сделана др. надпись (хотя сохранена прежняя иконография), что свидетельствует о возросшем почитании Г. после освидетельствования его мощей.

В составе Собора русских святых изображение Г. встречается на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.Петербурге (ГМИР); в ряду подвижников XII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.); а также на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» кисти мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (келейный образ свт. Афанасия, еп. Ковровского) и нач. 50-х гг. XX в. (обе в ризнице ТСЛ), кон. 50-х гг. XX в. (Данилов муж. монрь в Москве) - в центре 2го ряда группы вологодских святых и на совр. повторениях этой композиции. В числе вологодских святых бронзовый рельефный образ Г. в молении представлен на левой перекладине креста, установленного в 1997 г. на месте Всеградского собора во имя Спаса Всемилостивого в Вологде (скульптор А. В. Климков).

Литература: Васильев Ю. С. Герасим Вологодский и начало города Вологды // Вологда: Краевед. альм. Вологда, 1997. Вып. 2. С. 588-600; Повесть о чудесах Герасима Вологодского / Публ. Ю. С. Васильева и Е. А. Малышевой // Там же. С. 601-619; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 83; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 92-94, 96-97, 102, 106. № 37-39, 41-42, 49, 56; Шульгина Э. В. Лицевой сборник житий вологодских святых XVII в. (ГИМ, Увар. 107-10) // Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 251-252.

Е. А. Виноградова

Форумы