Биографическая справка. Интервью Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Митрополита Лавра газете «Православная Москва»


Одно из последних фото Митрополита Лавра. Канон прп. Андрея Критского

Лавр, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей, управляющий Сиракузско-Троицкой епархией (Шкурла Василий Михайлович)

Родился 1 января 1928 г. в г. Ладомирово (Чехословакия, ныне — Словакия) на Пряшевской Руси, по национальности — карпаторосс.

В 11-летнем возрасте вступил в братию монастыря преподобного Иова Почаевского в Ладомирово, основанного иноками Почаевской лавры, а в 1944 г. стал послушником монастыря. В 1946 г. эвакуировался вместе с монастырем в Джорданвилль (США), где был основан новый Свято-Троицкий монастырь, ставший впоследствии духовным центром РПЦЗ.

В 1947 году пострижен в рясофор, а 19 марта 1948 года — в мантию с наречением имени в честь св. мученика Лавра. Постриг совершил архиепископ Виталий (Максименко), основатель Свято-Троицкого монастыря; 14 января 1950 г. рукоположен в иеродиакона, а 27 июня 1954 г. — в иеромонаха.

С 1954 г. и по сей день преподает в Свято-Троицкой семинарии (в настоящее время преподает догматическое богословие и каноническое право). С 1958 года — инспектор семинарии. 6 сентября 1959 г. возведен в сан игумена. 17 апреля 1966 года возведен в сан архимандрита.

13 августа 1967 г. хиротонисан во епископа Манхэттенского, викария Восточно-Американской епархии и назначен секретарем Архиерейского Синода.

С 18 июля 1976 г. — настоятель Свято-Троицкого монастыря и управляющий Троицко-Сиракузской епархией; с 12 октября этого же года — правящий архиерей и ректор Свято-Троицкой семинарии (сменил на этих постах архиепископа Аверкия (Таушева)) и главный редактор журналов «Православная Русь», «Православная жизнь» и «Православный путь».

В 1981 году возведен в сан архиепископа. 10 июля 2000 года Архиерейским Синодом назначен заместителем первоиерарха РПЦЗ.

До этого последовательно занимал посты заместителя секретаря и секретаря Архиерейского Синода, а с 10 июля 2001 г. исполнял обязанности Первоиерарха РПЦЗ в должности его заместителя.

На Соборе 17-27 октября 2001 г. избран первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей, митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским.

Скончался 16 марта 2008 г., в Неделю первую Великого поста, в день праздника Торжества Православия, на 81-м году жизни.

Награды 2008 г. — орден прп. Сергия Радонежского I степени.

Интервью Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Митрополита Лавра газете «Православная Москва»

В среду вечером 20 февраля Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр по приглашению представителя Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате архимандрита Закхея (Вуда) и благословению Блаженнейшего Митрополита всея Америки и Канады Германа посетил московское Представительство Американской Православной Церкви — храм святой великомученицы Екатерины на Всполье.

По окончании встречи корреспондент газеты «Православная Москва» попросил митрополита Лавра ответить на несколько вопросов.

Корреспондент: – Ваше Высокопреосвященство, Вы заметили, какие чувства испытывают православные верующие после того, как совершилось историческое воссоединение Церкви?

Митрополит Лавр: – Многие люди, как в России, так и за ее пределами, искренне радуются этому факту. Ко мне подходили многие верующие со словами благодарности, им хотелось поделиться той радостью, которую они испытывают. Я даже видел слезы на глазах многих людей. И это были слезы радости. Я получал также много писем из разных мест, в том числе и из России. И меня особенно обрадовала и даже умилила такая реакция простых людей из Москвы, Киева, Курска. Что касается верующих Америки, они не только пишут, но и звонят мне по телефону. И тоже благодарят за ту радость, которую они испытывают после воссоединения Русской Православной Церкви.

В мае месяце, сразу же после подписания Акта о каноническом общении, делегация Русской Православной Церкви Заграницей совершила большую поездку по России и Украине. Мы посетили Курск, потом поехали поклониться святыням Почаева. И везде к нам подходили простые верующие люди, они стремились поделиться радостью, что теперь все мы — чада единой Русской Православной Церкви, и что мы вновь обрели друг друга.

Я неоднократно говорил и буду повторять: чем ближе будем мы к Богу, тем ближе будем и друг к другу. Таким мне представляется путь к духовному единству народов нашего Отечества. Идя этим путем, мы будем действенно участвовать в великом деле «соединения всех».

Корреспондент: – Накануне подписания исторического документа в прессе звучали пессимистичные голоса, что-де многие приходы выйдут из-под омофора Русской Зарубежной Церкви. Называлась даже цифра — до 20 процентов. Оправдались ли эти прогнозы?

Митрополит Лавр: – Не думаю. Некоторые люди, действительно, перешли в раскольнические образования, но их не так много. Массового исхода из нашей Церкви не было. Большинство наших верующих спокойно и даже с воодушевлением отнеслись к свершившемуся историческому факту — подписанию Акта о каноническом общении. Тем более, что последующее развитие событий не дает повода для тревоги. Наше общение проходит в духе любви и мира: мы имеем прежнюю самостоятельность, никто не посягает на нашу собственность — люди видят добрые плоды нашего общения, и это для них самый главный результат нашего единения.

Корреспондент: – Какие события за время, прошедшее после подписания Акта о каноническом общении, Вам показались наиболее яркими?

Митрополит Лавр: – Мне особенно запомнилось богослужение на месте, которое в России называют «Русской Голгофой», на Бутовском полигоне. Как вы знаете, 19 мая прошлого года в рамках торжеств, посвященных подписанию Акта о каноническом общении, состоялось освящение храма, построенного на территории бывшего полигона НКВД в Бутове, — в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников российских. Святейший Патриарх Алексий II освятил центральный придел верхнего храма в честь Воскресения Христова, а я освящал левый придел — во имя святителя Тихона.

В этих торжествах приняли участие, как члены Священного Синода Русской Православной Церкви, так и Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей.

У меня в памяти отложился и тот день, 15 мая 2004 года, когда состоялась закладка этого храма. Тогда на Бутовском полигоне участники делегации Русской Зарубежной Церкви впервые молились за Божественной литургией, совершаемой патриаршим чином. После богослужения, совершенного под открытым небом, состоялась закладка храма.

Мне запомнились также наши совместные богослужения в Киеве, в Свято-Успенской Почаевской лавре. После посещения святых мест России мы вернулись в Америку. У себя мы принимали делегацию Русской Православной Церкви Московского Патриархата. К нам прибыло духовенство, хор Сретенского монастыря. Наши верующие имели возможность молиться вместе со своими братьями и сестрами из России, поклониться чудотворной иконе Божией Матери «Державная», которая прибыла из Москвы.

Корреспондент: – Вы уже не первый раз в России. Какие изменения, произошедшие в нашей стране, Вас приятно удивили или, наоборот, огорчили?

Митрополит Лавр: – Первый раз я посетил Россию в 1993 году, после этого был здесь еще несколько раз. И уже тогда отметил, что религиозная жизнь в стране меняется: восстанавливаются разрушенные и строятся новые храмы, все больше людей приходит в дома Божии. Меня это чрезвычайно обрадовало.

Многие верующие наших приходов собираются приехать Россию и нередко обращаются ко мне с вопросом: что бы я им посоветовал посетить в первую очередь. Говорю им, что непременно надо побывать в Екатеринбурге и помолиться в Храме-на-Крови во имя Всех Святых, в Земле российской просиявших. Он был построен в 2000-2003 годы на том самом месте, где в ночь с 16 на 17 июля 1918 года был расстрелян российский император Николай II и его семья. Освящение храма состоялось пять лет назад — 16 июля. Убежден, что в создании этого грандиозного храма-памятника большая заслуга архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия. Владыка сумел объединить православную паству вокруг богоугодного дела — строительства такого грандиозного собора.

Создание таких величественных храмов еще и еще раз подтверждает тот факт, что Россия меняется, что русский народ возвращается к отеческой вере.

Корреспондент: – Ваше Высокопреосвященство, есть ли у православных верующих России возможность помолиться перед чудотворной иконой Божией Матери Курская-Коренная, которая, как известно, хранится в Знаменском соборе Нью-Йорка?

Митрополит Лавр: – Вы знаете, какую огромную духовную ценность для православных верующих Русского Зарубежья имеет этот образ. Она является главной святыней Русской Зарубежной Церкви и Одигитрией, то есть Путеводительницей, русского рассеяния. Наместник Курско-Коренной пустыни назвал эту икону «мировой», потому что она посещала все уголки мира, где жили русские люди, в трудные годы нашего изгнанничества. Поэтому речь о передаче ее в Россию даже и не идет. Сейчас в Курске начали восстанавливать храм в честь этой иконы Царицы Небесной. При коммунистах храм был разрушен. Если сподобит Господь, кто-то из наших архиереев приедет на торжества, посвященные освящению восстановленного храма в честь иконы Божией Матери «Курская-Коренная». И возможно, они привезут этот чудотворный образ на поклонение православным верующим России. Но, повторюсь: как Бог даст, все это в руках Господа.

Корреспондент: – Владыка, в нынешнем году нашей газете «Православная Москва» исполняется 15 лет. Что Вы пожелаете ее сотрудникам и нашим многочисленным читателям?

Митрополит Лавр: – Сердечно поздравляю всех вас с этим юбилеем. Многие люди нуждаются в правдивой информации о жизни Православной Церкви, а вы как раз и несете им такую информацию. Православным верующим надо знать церковные новости, и вы даете им такую возможность: узнавать, чем и как живут наши браться и сестры во Христе во всем мире. Желаю вам сил и здоровья, чтобы и дальше трудиться на этой ниве, не покладая рук. Бог вам в помощь!

Беседовал А. Хлуденцов. Опубликовано в газете «Православная Москва», № 5 (март) за 2008 год.

Источник: сайт Московской Патриархии

Форумы