В Музее архитектуры им. Щусева обсудили проблемы сохранения памятников деревянного зодчества

В центра внимания участников были также темы создания и развития музеев под открытым небом
МОСКВА. Круглый стол «Русская деревянная архитектура. Наследие, развитие, перспективы» состоялся в рамках выставочного проекта «Русское деревянное. Взгляд из XXI века» 21 ноября в Государственном Музее архитектуры им. Щусева. Участники встречи обсуждали вопросы спасения, сохранения, реставрации памятников деревянного зодчества, создания и развития музеев под открытым небом, исследования архивов.

Так, новые сведения о русских деревянных церквях XV–XVIII веков представил архитектор-реставратор Игорь Шургин. В результате изучения реставрируемых храмов, а также архивных документов, исследователь пришел к выводу, что в середине XVII – сер. XVIII веков деревянные церкви расписывались снаружи. В это время расписывались снаружи и каменные храмы. «Период каменной росписи прошел, только в камне она лучше сохранилась, а дерево ее не сохранило», - отметил И.Шургин.

Наталия Магер познакомила участников встречи с работой, которую проводит сообщество «Неизвестная провинция» (координатор Михаил Ильин). По результатам экспедиционных поездок по Онежью в 2015 году был снят фильм, подготовлен подробный иллюстративный материал. Участники сообщества считают, что один из способов сохранения памятников деревянного зодчества - развитие внутреннего туризма, привлечение к ним общественного внимания. Члены «Неизвестной провинции» посетили деревни Каргопольского, Плесецкого, Онежского районов Архангельской области, Кенозерский парк. Наша задача, отметила Наталия Магер, - осветить подробно этот маршрут и представить его «широкому кругу туристов».

Анатолий Аксенюк сделал обзор архивных материалов, посвященных деревянному зодчеству, которые хранятся в архиве Музея архитектуры им. Щусева. Научно-справочный материал оставляет желать лучшего, отметил докладчик. Материалы по деревянному зодчеству условно подразделяются на две группы - личные и фонды организаций, которые занимались охраной памятников. Одним из важных, имеющих колоссальную ценность, является фонд Д. Барановского, всю жизнь посвятившего исследованию памятников. В 20-30-е годы Д. Барановский и И. Грабарь совершили четыре поездки на Русский Север, и в материалах этих поездок запечатлены церкви, росписи, быт, которые «сохранялись до коренной ломки - до 30-х годов». В 30-е годы Барановский совершил поездку по Онеге для сбора экспонатов для музея в Коломенском. Была привезена часть зданий (которые таким образом были сохранены), собраны материалы по Архангельской области. Часть материалов из этих поездок – дневники, фотографии, обмеры - представлена на проходящей сейчас выставке «Русское деревянное». Однако фонд Барановского, отметил Анатолий Аксенюк, разобран только на 80%. Долгое время его материалы были вне доступа, и до сих пор нет общего каталога по исследованиям. Интерес для исследователей деревянного зодчества, помимо фонда Барановского, представляют также фонды Ушакова (поездки в 50-е годы), Петра Максимова, Дмитрия Сухова.

Мария Рогозина, зав. каталогом фототеки Музея им. Щусева, рассказала о коллекции фотографий и негативов по русскому деревянному зодчеству, хранящейся в фототеке, которых насчитывается 25 тыс. единиц. Много поступлений в архив было в начале 20 века, и архив активно пополнялся до 70-х годов. М. Рогозина рассказала о работах двух известных фотографов - К. Некрасова и В. Владимирова. Владимиров, будучи художником, снимал как художник, и этим ценны его фотографии. «Константин Некрасов снимал как человек, знающий быт. Он снимал подробно храмы, деревни, он интересен бытописательством», - сказала М. Рогозина, продемонстрировав фотографии из обеих коллекций. Кроме Некрасова и Владимирова, в фототеке есть коллекции Барщевского, Александрова, Робинова, а также коллекция фотографий деревянного зодчества в ландшафтах. «Сейчас самая большая проблема – все снимают под цифру, она легко тиражируется, но не становится музейным предметом», - отметила сотрудница музея.

Искусствовед Илья Печенкин сделал сообщение «Народ-плотник»: деревянная архитектура и конструирование национальной идентичности в России XIX века». «Россия стала ассоциироваться с русским деревянным зодчеством еще до того, как было открыто традиционное русское зодчество», - подчеркнул он, рассказав о проекте русских художников XIX века, в результате которого появилось такое явление, как «русский стиль». Формы в каменном храме происходили из «деревянного источника», считает он, и доказательство тому – Покровский собор на Рву (храм Василия Блаженного).

Главный редактор журнала Arсhmag.ru Иван Матвеев считает, что возрождение Русского Севера должно идти по нескольким направлениям, и одно из них – духовно-нравственное. Главная ценность Русского Севера – монастыри, «Северная Фиваида». Он отметил важность такого проекта, как «Общее дело», который взаимодействует с местным населением. «Важно показать людям, которые остались, что нам это важно», - считает И.Матвеев. По его данным, 25 тыс. сельских поселений исчезли за последние 20 лет, и еще 15 тыс. исчезнут в ближайшее время. «Деревни исчезают, и вместе с ними исчезают остатки культурной среды», - заключил докладчик.

Участники дискуссии обсудили и такую проблему, как недостаток специалистов по деревянному зодчеству, и их разрозненность. Архитекторов-реставраторов по дереву никто не готовит, отметил И.Шургин.

В рамках круглого стола состоялась презентация альбома «Русское деревянное. Взгляд из XXI века. Архитектура XIV-XIX веков» - совместного проекта Музея архитектуры и издательства «Кучково поле».

 

Форумы