Выставка иконописца Симона Ушакова открывается в Третьяковской галерее в Москве

Это очень важное событие не только для Третьяковской галереи, но и всего музейного сообщества

МОСКВА. Выставка "Симон Ушаков - царский изограф", на которой представлены лучшие работы иконописца, открывается в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в столице 9 сентября.

"Эта выставка - результат многолетних исследований, и она являет совершенно иной образ главного царского изографа XVII века Симона Ушакова", - сказала на вернисаже сегодня директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

По ее словам, это очень важное событие не только для Третьяковской галереи, но и всего музейного сообщества - в организации первой монографической выставки Ушакова приняли участие 17 музеев, а также частные коллекционеры. 

До наших дней дошли около пятидесяти подписных икон Ушакова, большую часть из них можно увидеть на выставке. Часть ранних икон, относящихся к 1650 - началу 1660-х годов, выполнена в традиционной манере, однако среди них есть и первые образцы так называемого "живоподобного" (то есть передающего реалистичность образов) стиля. Среди них есть самая ранняя икона "Спаса Нерукотворного" - это любимая тема, к которой художник обращался много раз на протяжении своей жизни. До недавнего времени икона Спаса из церкви Троицы в Никитниках находилась под более поздней записью, однако к выставке она была раскрыта. При этом специалистов ожидало открытие - авторская подпись с датой 1661 года, а не 1658 год, как читалось в надписи XIX века. Реставрационные исследования позволили уточнить датировку еще одной иконы из этой церкви - "Древа государства Московского", которое было создано не в 1668 году, а на пять лет раньше.

Следующий раздел выставки представляет его более поздние произведения, в которых "живоподобная" манера уже достигает своего расцвета. Среди них - "Христос Вседержитель" и "Богоматерь Киккская" 1668 года из иконостаса церкви Георгия Неокесарийского на Большой Полянке, а также образ Спаса Нерукотворного 1973 года из ризницы Троице-Сергиевой лавры. А на иконе "Святая Троица" 1671 года можно увидеть, как в это время мастер стал использовать элементы линейной перспективы в интерьерах и пейзажах.

Еще одна часть экспозиции посвящена работе Ушакова в Оружейной палате, где он был ведущим мастером и часто руководил выполнением ответственных заказов. На иконах этого периода нередко появляются записи об участии в работе учеников мастера, при этом их манеру определить довольно сложно даже специалистам, поскольку разработанный Ушаковым стиль стал практически обязательным для изографов Оружейной палаты.

На выставке кроме икон самого мастера, можно увидеть работу его учеников - Георгия Зиновьева, Михаила Милютина и, предположительно, Федота Ухтомского. Отдельный раздел на выставке посвящен произведениям, которые раньше приписывали Ушакову, а теперь стало ясно, что они точно ими не являются - помимо произведений, утративших авторскую живопись в результате обновлений, это также явные подделки других веков с фальшивыми надписями.

Специально к выставке, которая продолжит свою работу до 29 ноября, специалисты Третьяковской галереи подготовили образовательную программу.

 

 

Форумы