Ректор Грузинского православного университета рассказал о разрушенных большевиками храмах и изъятом церковном имуществе

Поводом для этого интервью послужили слова Католикоса-Патриарха о затоплении тбилисского зоопарка, построенного на суммы, полученные от переплавки церковных колоколов
ТБИЛИСИ.  Ректор Грузинского православного университета имени Андрея Первозванного, профессор Серго Вардосанидзе, в интервью газете «Резонанси» рассказал о разрушенных большевиками храмах и изъятом церковном имуществе. Поводом для этого интервью послужили слова Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II о затоплении тбилисского зоопарка, построенного на суммы, полученные большевиками от переплавки церковных колоколов, сообщает interpressnews.ge и georgians.ru.

«В первую очередь, хочу выразить соболезнования семьям погибших, это большая боль. Патриарх Грузинский в ходе проповеди заявил, что даже во время стихии нельзя забывать о том, что целый ряд событий нужно проанализировать и обдумать. Этот зоопарк действительно построен именно на суммы, полученные от переплавки снятых в церквах и монастырях колоколов. Этот документ существует, я могу показать вам его копии», - заявил доктор исторических наук Серго Вардосанидзе в своём интервью.

«После 25 февраля 1921 года, когда к власти пришли большевики, для них врагом номер один стали церковь и вера. Грузинская Апостольская Православная Церковь решением ревкома от 15 апреля 1921 года была объявлена вне закона. Это означало, что отныне все имущество церкви - строения, иконы, кресты, другие реликвии и инвентарь - принадлежало государству. По словам большевиков, это стало достоянием народа. Церковь утратила юридический статус. В феврале 1921 года, когда в Грузию вошли большевики, существовало 1450 церквей и 25 монастырей, а число священнослужителей составляло 1600 человек. В 1946 году, при Патриархе Калистрате Цинцадзе, официальные власти потребовали данные - в это время в Грузии действовало 15 церквей, в которых служило 30 духовных лиц. Большевики разрушили церкви на территории всей страны», - отметил в беседе с корреспондентом издания Серго Вардосанидзе.

«Если взять только небольшой Верийский район Тбилиси, там, где сегодня расположен Дворец шахмат, в Верийском парке стояла церковь святого Николая, которую уничтожили в 1930-х годах вместе с Верийским кладбищем. Две церкви стояли на улице Ахвледиани; церковь была и на правой стороне площади Роз. На улице 9 апреля ниже Кашуэтской церкви была церковь Александра Невского. На месте кинотеатра «Руставели» и на месте универмага «Тбилиси» тоже стояли церкви. Эти церкви были разрушены, их материал использовался для строительства, а колокола выносили и переплавляли. У нас в архиве есть много постановлений о том, что происходила переплавка колоколов. Это были серебряные, золотые и медные колокола. Полученные после переплавки колоколов суммы использовали в различных целях. Согласно документу 1930 года, именно на эти деньги была благоустроена территория зоопарка», - продолжил ректор.

«Эта территория имела и другое назначение, с которым связана еще одна история. До 1923 года освящение воды на праздник Крещения 19 января происходило там, где сейчас раздваивается дорога, ведущая к филармонии. Там был мост, на котором совершалось освящение воды. Последнее освящение воды было совершено в 1923 году. В ходе укладки брусчатки дороги, которую сейчас затопило, если идти от плавательного бассейна к старой автостанции, были использованы могильные камни с Верийского кладбища. Сейчас эти надгробные надписи показались, и их можно увидеть», - сказал Серго Вардосанидзе.

«24 февраля 1921 года было созвано чрезвычайное заседание совета католикосата, и когда в страну входили большевистские армии, драгоценные реликвии и другие ценности были вывезены из тбилисских и мхцетских церквей и монастырей и перепрятаны в доме кутаисского митрополита Назара. Впоследствии доносчик выдал эту информацию, и 25 апреля 1923 года все вывезенные ценности были изъяты и проданы. Этим грабежом руководил Вилиан Бахтадзе - лидер кутаисских большевиков. Все эти реликвии навсегда утрачены для грузинского народа и Грузинской Православной Церкви», - заявил профессор Вардосанидзе.

«Это были исторические святыни, но они имели и материальную ценность, многие предметы были изготовлены из золота, других драгоценных металлов, украшены драгоценными камнями. Есть сведения, что вырученные от их продажи суммы использовались в различных целях, в том числе при строительстве. Большевики не гнушались и могильными камнями в качестве строительного материала. Например, в начале улицы Давиташвили была уложена брусчатка. Когда церковь разрушили, в качестве материала использовались могильные камни», - сообщил профессор Серго Вардосанидзе.

«Есть очень много подобных примеров, связанных не только с Тбилиси и Мцхета, но и другими городами. Например, в Кутаиси, перед зданием драматического театра, раньше была церковь, которую снесли, а материалы использовали при строительстве городской мэрии. Но это – тема для отдельного разговора», - сказал в заключение ректор Грузинского православного университета.

Форумы