Иконография свт. Василия Великого

     
  Свт. Василий Великий. Ростов, 2-ая четв. XVI в.  
 
Свт. Василий Великий. Ростов, 2-ая четв. XVI в.
 
 

М. А. Маханько

По материалам статьи VII тома «Православной энциклопедии»

Согласно иконописному подлиннику (XVI в., из собр. С. Т. Большакова), свт. Василий изображался в светлой крещатой фелони, с Евангелием в левой покровенной руке, правой – благословляющий. Лицо удлиненное, смуглое, «горбонос, брови имея окруженне, чело высоко и смягло», волосы черные с проседью, такая же борода «до персей», сужающаяся к концу (Подлинник иконописный. М., 1998. С. 8, 62). Древнейший тип изображения Василия Великого – фронтальный, прямоличный, погрудный, как на иконе VII в. из монастыря вмц. Екатерины на Синае. Изображения Василия Великого, отца Церкви и автора литургии, входят в специальный ряд фигур прославленных святителей, украшающий алтарь, в рост как в монументальных росписях, напр., в церкви Санта-Мария Антиква в Риме (ок. 649; еще одно изображение находится там же в атриуме X в.). К типу фигуры в рост относятся: иконы, напр., створка триптиха «Ап. Фаддей, царь Авгарь и избранные святые» (X в., монастырь вмц. Екатерины на Синае), Свт. Василий изображен рядом с прп. Ефремом Сириным в светло-серой фелони без крестов; створки царских врат, напр., из церкви Успения Богоматери погоста Кривое Архангельской обл. (2-я пол. XIII в., ГТГ); миниатюры житийных сборников, напр., Минология Василия II (976–1025, Vat. gr. 1613. С. 288) или литургических свитков, напр., XIII в. (Patm. Cod. 7 (свиток 1)), где свт. Василий представлен за престолом, совершающим службу вместе с ангелами; эмали, напр., визант. работы X–XII вв. на окладах икон (Хускивадзе Л. И. Средневек. перегородчатые эмали из собрания Государственного музея искусств Грузии. Тбилиси, 1984. С. 40, 49, 56, 62), ставротек, напр., из сокровищницы собора в г. Эстергом (Венгрия, ок. 1150–1200) или на окладах Евангелий, напр. кон. X – нач. XI в. (Marc. ms. Lat. Cl. 1, 100); а также печати (иногда в поясном варианте) рус. князей (Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. М., 1970. Т. 1. № 97–112, 168–174, 216, 227, 229, 230; 1998. Т. 3. № 38а–в, 97а, 98–2, 101–5, 101–6, 101а, 102а, 103а, 112–2, 170а, 171а, 230а–в, 230–2, 424–426, 429а, 801); каменные рус. иконки XIV в., на которых свт. Василий часто изображен вместе со свт. Николаем, архиеп. Мирликийским (Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика из камня XI–XV вв. М., 1983. № 97, 207, 225). В средневизант. время фигура Василия Великого располагалась, как правило, рядом со свт. Иоанном Златоустом (в темной фелони без крестов – на мозаиках Св. Софии Киевской, 1037–1045; Палатинской капеллы в Палермо, 1146–1151) и позднее, напр., в апсиде к-польской церкви монастыря Хора, 1315–1320 гг.; фигура Василия Великого встречается в лицевом шитье облачений иерархов, напр. на Большом саккосе митр. Киевского Фотия (1414–1417, ГММК).

В XI в. сформировался еще один извод в иконографии Василия Великого: склонившаяся в молении фигура, вполоборота, с развернутым свитком в руках. Наиболее ранний пример – композиция «Служба Василия Великого» в алтаре церкви Св. Софии в Охриде (сер. XI в.). Такое изображение Василия Великого, как правило в белой крещатой фелони, напротив свт. Иоанна Златоуста, входило в состав композиции «Поклонение жертве», или «Служба св. отцов» в нижнем ярусе алтарной декорации, напр. в церкви Богоматери Елеусы в Велюсе, Македония (80-е гг. XI в.), св. Пантелеимона в Нерези, Македония (1164), св. Георгия в Ст. Ладоге (80–90-е гг. XII в.), св. Георгия в Старо Нагоричино, Македония (1317–1318), церковь «Свт. Николая на Гребле» (кон. XIV – нач. XV в., Псков) и др.; этот же тип встречается в миниатюрах рукописей, напр. Слов свт. Григория Богослова (между 879 и 882, Paris. BNF. gr. 510, f. 409v), литургических свитков XII в. (Athen. Bibl. Nat. № 2759) и XV в. (Patm. 6 (712)), Служебников, напр. Варлаама Хутынского (1220–1225, ГИМ. Син. 604. Л. 1А об.); на створках древнерус. царских врат, напр., тверских с погоста Нектарьева (кон. XIV – нач. XV в., ГТГ), новгородских из Гостинопольского монастыря (4-я четв. XV–XVI в., ГРМ), 1-я пол.– сер. XVI в. (НГОМЗ), XVII в. (СПГХИАМЗ), XVII в. из церкви Вознесения Господня г. Спасска-Рязанского (РязХМ) и др.; на иконах деисусного чина иконостаса, напр. из Благовещенского собора Московского Кремля (кон. XIV в., ГММК). На миниатюре Служебника Гостинопольского монастыря (РНБ. Соф. 531. Л. 57 об., ок. 1475) свт. Василий с развернутым свитком в руках, подняв голову, предстоит благословляющей деснице в небесном сегменте.

Отдельные эпизоды жития Василия Великого стали рано изображаться в миниатюрах, напр. успение Василия Великого в иллюстрациях Слов свт. Григория Назианзина (Hieros. Patr. 14: Fol. 113, 3-я четв. XI в.; Paris. BNF. 550. Fol. 94v, кон. XII в.). В иконописи самый ранний сохранившийся памятник – икона Василия Великого с 12 клеймами жития, вероятно, кипрского происхождения (Менил-коллекция, Хьюстон, 1-я пол. XIII в.).

В связи с утверждением в 1084 г. в Византии праздника Трех святителей получили распространение совместные изображения Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В композиции «Страшный Суд» они предстоят Уготованному Престолу и Судии, как напр., на миниатюре Евангелия 3-й четв. XI в. (Paris. BNF. gr. 74. Л. 51v), на иконе XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае) они дважды представлены вместе: в молении перед Этимасией и идущими за ап. Петром к вратам рая. В Др. Руси праздничные иконы Трех святителей получили распространение с XV в., часто в составе минейных икон-таблеток, напр. «троицкие» (СПГХИАМЗ, 2-я четв. XV в.), «софийские» из Вел. Новгорода (НГОМЗ, кон. XV в.). В визант. искусстве палеологовского времени появились аллегорические композиции, развивающие тему учительства св. отцов, напр. «Беседа трех святителей», или «Благодатные плоды учения» во фресках церкви Архангелов в Лесново, Македония (1347–1349) – свт. Василий сидит за пюпитром с крестообразным основанием, от которого исходят потоки вод, «река учения». Такие композиции появились на Руси в XVI–XVII вв. под названием «Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста», «Учение», или «Добрые плоды учения», напр., в стенописи собора во имя Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502), на иконах строгановского письма, связанных с Благовещенским собором г. Сольвычегодска, где был придел в честь Трех святителей (икона из церкви Вознесения Христова с. Васильевского Ильинского р-на, ПГХГ, нач. XVII в.; икона Никифора Савина, ГТГ, нач. XVII в.). Три святителя изображались на иконах, иллюстрирующих литургические песнопения, напр., на иконе «Да молчит всякая плоть» (ГТГ, 1-я пол. XVII в.).

В позднем средневековье иконография Василия Великого насчитывала большое число изводов, как традиц., так и новых, представляющих дальнейшее осмысление образа великого отца Церкви и его литургического творчества. В тот период появилась композиция «Служба Василия Великого», представляющая символическое толкование таинства Евхаристии, где свт. Василий представлен у престола с Младенцем Христом на покровенных руках, как, напр., на шитом сударе нач. XV в. (ГММК) или на фреске на стене жертвенника церкви Успения Пресв. Богородицы в Мелётове (1465). Этот сюжет был известен и в иконописи, о нем говорится в послании Новгородского архиеп. Геннадия Суздальского еп. Нифонту 1488 г. (Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – нач. XVI в. М.; Л., 1955. С. 312–313). Такое изображение могло быть связано также с празднованием 1 янв. памяти Василия Великого и Обрезания Господня.

В искусстве Московской Руси иллюстрирование жития Василия Великого встречается чаще. Подробный, в неск. композициях, рассказ об одном деянии святителя позволял раскрыть его дар проповедника, как это показывает, напр., шитая пелена (или сударь) 60-х гг. XVI в., вклад в Соловецкий монастырь в 1570 г. инокини Евдокии (в миру кн. Евфросинии Старицкой, ныне в ГММК), где свт. Василий изображен в рост в крещатой фелони, благословляющий, с Евангелием на покровенной руке. Рядом с центральной фигурой – 4 композиции, представляющие «чудо о евреине Иосифе», враче, который не верил в способность Василия Великого преодолеть телесную немощь, но после чуда уверовал и крестился (Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: Кат. выст. М., 2001. № 78. С. 224–225). Изображение Василия Великого на пелене близко иконографическому изводу чтимой иконы архиеп. Николая Мирликийского, известной как «Никола Зарайский».

Образ Василия Великого присутствовал на памятниках эпохи царя Ивана Грозного, связанных с идеей Божественного покровительства царской власти, напр., на иконе «Свт. Василий Великий и прп. Варлаам Хутынский» (ГИМ). Большое число композиций из жития Василия Великого представлено во фресках 1547–1551 гг. дьяконника Благовещенского собора Московского Кремля, где с 1489 г. располагался придел его имени (Качалова И. Я., Щенникова Л. А., Маясова Н. А. Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника рус. культуры. М., 1990. Ил. 80–86). В них представлены чудеса, совершенные Василия Великого («чудо о жидовине», отверзание дверей храма, смерть имп. Юлиана от руки св. Меркурия), в т. ч. во время литургии (видение прп. Ефрему Сирину огня из уст проповедующего Василия Великого). Известны житийные иконы Василия Великого XVI–XVII вв., которые отличаются разнообразием сюжетов, напр., икона 2-й пол. XVI в. (ГТГ), среди ее клейм интересны изображения богослужения Василия Великого, «чудо о евреине», увидевшем агнца на руках Василия Великого во время службы, явление Христа и апостолов свт. Василию; икона, созданная ок. 1602 г. (ГТГ), в клеймах которой представлены встреча и беседа свт. Василия Великого с прп. Ефремом Сириным, явление Богоматери свт. Василию, обличение епископа горящим углем, «чудо о прощенной грешнице». В нач. XVII в. распространились иконы, иллюстрирующие песнопения Великого поста, напр., «Ныне силы небесные с нами невидимо служат», где представлен свт. Василий, совершающий службу в присутствии царской четы (ГТГ). В поствизант. искусстве излюбленными стали образы святых, в т. ч. и Василия Великого, на престолах. Рус. памятники XVII в. отличались увеличением числа житийных эпизодов и большой декоративностью, как напр. икона с 42 клеймами жития Василия Великого письма Семена Спиридонова (1674, ЯХМ): вертикальным узким форматом она напоминает надгробный покров, где в среднике величественный образ Василия Великого в праздничном святительском облачении окружен миниатюрными композициями. Иконография Василия Великого в синодальный период подробно не изучена, но в целом повторяла сложившиеся типы и изводы.

Литература: Jerphanion G. Histoire de St-Basil dans les peintures cappadociens et dans les peintures romaines du Moyen Âge // Byz. 1931. Vol. 6. Р. 535–558; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. № 394, 515, 793, 863, 1012; Myslivec I. Basilios der Grosse, Kesareische // LCI. Bd. 5. S. 337–341; Ševèenco N. Vita Icons and «Decorated» Icons of the Komnenian Period // Four icons in the Menil Collection / Ed. by B. Danezac. Houston, 1992. P. 56–69; Brubaker L. The Vita Icon of Saint Basil: Iconography // Ibid. P. 70–93; Weyl Karr A. The Vita Icon of Saint Basil: Notes on a Byzantine Object // Ibid. P. 94–105; Harrell Ch. L. St. Basil the Great as icon: a Study in late antique and Byzantine Historiography, Hagiography and Iconography. Andover; Harvard, 1995; Самойлова Т. Е. «Новооткрытый» портрет Василия III и идеи святости государева рода // Искусствознание. М., 1999. Вып. 1. С. 39–58.

Ссылки по теме
Форумы