Научная конференция по проблемам культурной и социальной интеграции мигрантов состоялась в Институте Европы РАН

Наряду со многими проблемами вопросы миграции сейчас выходят в Европе на первый план
МОСКВА. Научная конференция на тему «Религия и миграции: культурная и социальная интеграция мигрантов в России и странах Евросоюза» состоялась 9 июня в Институте Европы РАН. В обсуждении проблем, связанных с миграцией, приняли участие религиоведы, историки, представители религиозных организаций.

Наряду со многими проблемами вопросы миграции сейчас выходят в Европе на первый план. Однако «к этому вызову европейское сообщество не готово» – Европа оказалась «в котле нерегулируемой миграции» и похожа на «заминированное поле», на котором с успехом действуют радикальные националисты, отметил, открывая конференцию, доктор исторических наук Владимир Швейцер. В этих условиях необходимо искать пути «широкого и деликатного» диалога культур и вероисповеданий, и задача ученых – найти «равнодействующую» этого диалога. Новое явление – политико-религиозную мотивацию современной миграции призвал анализировать и изучать профессор Анатолий Красиков, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН, по инициативе которого и проходила конференция.

Первая часть форума была посвящена проблеме социального служения религиозных объединений России с точки зрения помощи мигрантам. Помощь вынужденным переселенцам с Украины оказалась в центре доклада пресс-секретаря Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского патриархата Василия Рулинского. По его словам, Общецерковный штаб помощи украинским беженцам только в Москве смог помочь более 22 тыс. человек: они получили продукты и лекарства, одежду, оплату временного проживания в хостелах, некоторые – билеты на транспорт, чтобы добраться к родственникам. Десятки подобных центров работают также в епархиях РПЦ. Кроме того, Русская Православная Церковь отправляет жителям пострадавших от военных действий восточных регионов Украины гуманитарную помощь: всего с декабря 2014 г. было отправлено более 200 т груза, около 40 тыс. человек были обеспечены питанием. Всего в Общецерковный штаб помощи украинским беженцам поступило более 128 млн. руб. пожертвований, 83 млн. из них уже реализованы, сообщил В. Рулинский. Он также поделился опытом организации помощи бездомным в Москве, который, как и другие инициативы социального служения, перенимается в епархиях РПЦ.

Сотрудник Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) Максим Паршин рассказал о проекте «Просвещение», направленном на языковую и культурную адаптацию мигрантов. В реализации этого проекта, который был запущен в восьми регионах России, соединили свои усилия церковные структуры и Федеральная миграционная служба. Задачи проекта: «поддержание в обществе милосердного отношения к мигрантам, особенно – к беженцам»; преодоление проблем между коренным населением и переселенцами, создание «положительного образа принимающего сообщества», вовлечение православных мигрантов в жизнь церковных общин; организация правовой поддержки мигрантов силами церковных юристов. На базе церковных приходов устраиваются курсы русского языка, создается методическая база по адаптации мигрантов. Всего с 2012 г. через эти курсы прошло 850 мигрантов. За подробностями М. Паршин отсылал к сайту проекта «Просвещение».

Иеромонах Димитрий (Першин) является не только председателем Миссионерской комиссии при Епархиальном совете города Москвы, но и преподавателем биоэтики в медицинском институте. Он поделился практическим опытом общения со студентами из стран традиционной исламской культуры. По словам о. Димитрия, «в целом ислам коррелирует с нашими представлениями о человеке, но есть и расхождения культурно-исторических подходов». Так, базовое врачебное «не навреди», информированное согласие пациента на лечение, сотрудничество с ним и другие положения биоэтики не вызывают у таких студентов неприятия. Однако с ними надо специально говорить о том, что необходимо оказывать помощь больному независимо от его вероисповедания; учитывать пищевые табу (например, рану порой зашивают свиными жилами и т.д.); преодолевать патерналистское сознание будущих медиков, которые привыкли к императивному способу общения на родине и таким же образом готовы общаться с пациентами. Чтобы преодолеть последнее обстоятельство, преподаватель старается работать в форме диалога: например, про аборт не лекция читается, а устраивается интерактивное обсуждение всех аргументов «за» и «против». Более того, диалог мыслится о. Димитрием широко, он выходит за рамки собственно медицинского обучения и водит своих студентов из исламских стран в Третьяковскую галерею, где обсуждает с ними разные принципы изображения духовной и земной реальности в христианском и мусульманском искусстве. У этих экскурсий нет прозелитических задач, но они способствуют преодолению стереотипов в сознании мусульман и христиан относительно друг друга, отметил иеромонах.

Руководитель экспертного совета при Совете глав протестантских церквей России Владимир Самойлов рассказал о программах помощи мигрантам, начатых еще в 1995 г. В каждом регионе эти программы имеют свои особенности и меняются со временем, идет постоянный творческий поиск. Например, на Дальнем Востоке протестантам-мигрантам из Кореи и Китая помогли создать свои национально-ориентированные церкви. Эта инициатива казалась вполне успешной, пока не стало понятно, что богослужение и общинная жизнь на родном языке мигрантов затрудняют их интеграцию в российский контекст. Одна из новаций, которая вызвала большой интерес участников конференции, -- это «Дом дружбы с Руандой (есть еще с Таджикистаном, Узбекистаном и другими странами)». В. Самойлов пояснил, что эта идея возникла в связи с бедственным положением мигрантов из Африки и среднеазиатских стран. «Дом дружбы» -- это не здание, не помещение, а комплекс социально-культурных мероприятий, которые проводятся в сотрудничестве с посольством соответствующей страны и направлены на взаимное знакомство москвичей и «гостей столицы», на профилактику межнациональной и межрелигиозной напряженности.

Сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН религиовед Роман Лункин отметил некоторые общие черты деятельности религиозных организаций, направленной на помощь мигрантам. По его словам, ситуация на Украине стала катализатором развития волонтерской социальной работы в тех епархиях Русской Православной Церкви, где раньше ее практически не было. «В большинстве случаев эта работа скрыта от глаз, официальная отчетность РПЦ – это только вершина айсберга, ведь каждый монастырь, каждый приход как-то помогает пострадавшим от военных действий», -- сказал он. Было замечено также, что верующие стараются избежать политизации гуманитарной миссии, которая, как оказалось, стала «объединяющим началом для российских и украинских церквей».

«Российский и европейский опыт работы с мигрантами» -- эта тема объединила доклады второй половины конференции. Доктора исторических наук Ольга Чернышева (ИВИ РАН) и Ольга Величко (Институт социологии РАН) сделали подробные сообщения о роли церквей в адаптации мигрантов, соответственно, в Швеции и Австрии. Профессор Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Ольга Казьмина рассказала о роли религиозных организаций в адаптации беженцев и мигрантов в Кларкстоне (Джорджия), а историки Вероника Язькова (ИЕ РАН) и Марина Бахматова посвятили свои сообщения той же проблематике применительно к Италии. Сергей Филатов (ИВ РАН, руководитель проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России») завершил конференцию докладом «Национальное и имперское отношение к мигрантам-мусульманам».

Все материалы форума будут опубликованы в сборнике «Религии и миграции» и в периодических изданиях ИЕ РАН.

Форумы