Бывший Болгарский царь попросил Патриарха Неофита отменить решение о возобновлении его литургического поминовения

Симеон Саксен-Кобург-Готский обратился к священноначалию Болгарской Церкви

СОФИЯ. Бывший Болгарский царь и бывший премьер-министр страны Симеон Саксен-Кобург-Готский обратился к Болгарскому Патриарху Неофиту с просьбой отменить синодальное решение о возобновлении его поминовения как царя болгар во время совершения церковных служб, чтобы избежать осуждения со стороны части болгарского общества, сообщает официальный сайт Болгарской Православной Церкви.

29 апреля 2015 г. Синод Болгарской Православной Церкви по предложению митрополита Пловдивского Николая единогласно принял решение: при совершении общественных и частных богослужений во всех церквях и монастыря Болгарской Церкви поминать имя Симеона ІІ, царя болгар. Имя Симеона II синодальные митрополиты благословили поминать во время совершения Литургии на Великой ектенье: «О благочестивом и христолюбивом царе болгарстем Симеоне», на Сугубой ектенье «Еще молимся о благочестивом и христолюбивом царе болгарстем Симеоне» и на Великом входе перед поминанием верующих «Благочестиваго и христолюбиваго царя болгарскаго Симеона». Его имя также включили в последование Многолетия после: «О Святейшем отце нашем».

Это решение Синода вызвало бурную дискуссию в болгарском обществе. Многие заявили, что Симеон хотя и является признанным наследником Болгарского трона, но не может поминаться на богослужении, так как в настоящее время в Болгарии не монархический строй правления. Некоторые увидели в этом решении политический подтекст — желание царя Симеона вернуться в болгарскую политику и стремление Болгарского Синода способствовать возрождению монархического строя в стране.

Доктор богословия Марин Стоядинов, мнение которого опубликовал интернет-сайт «Двери Православия» считает, что подобное решение Синод мог принимать только после широкого общественного обсуждения и с согласия самого царя Симеона. К тому же, по его мнению, непонятно, почему это решение было принято именно сейчас, когда более логичным оно выглядело бы в конце 1989 г., при смене государственного строя в Болгарии.

Отдельно обсуждался вопрос о том, какой характер имеет это решение для священнослужителей Болгарской Православной Церкви — рекомендательный или обязательный. Из текста, опубликованного на официальном сайте Болгарской Патриархии, создается впечатление, что это решение распространяется на всех священнослужителей, независимо от их взглядов на монархию и деятельность царя Симеона. На своей странице в Фейсбуке митрополит Русенский Наум сообщил, что это решение имеет рекомендательный характер.

В результате царь Симеон направил на имя Патриарха Болгарского Неофита и Синода Болгарской Православной Церкви послание, в котором попросил молиться за него также, как и раньше «в сердце своем». Симеон написал иерархам Болгарской Церкви:

«Выражаю сыновью благодарность Святому Синоду Болгарской Православной Церкви за единодушно принятое решение восстановить древнюю традицию поминания во время святой Божественной Литургии, а также за то, что я был удостоен ордена Святого Иоанна Рыльского Чудотворца.

Вашему Святейшеству и Высокопреосвященным Вашим собратьям известно, что еще со дня своего рождения, по стечению исторических обстоятельств, я неразрывно связан с судьбой родной нашей Церкви. 2 июля 1937 г., в Петров-день, в дворцовой часовне святых первоверховных апостолов Петра и Павла я приобщился святых Таинств — Крещения и Миропомазания — от членов Святого Синода в полном составе.

72 года назад, в трудные и превратные времена, я стал наследником Престола Болгарских Царей. Тогда, в день св. Симеона Столпника, в том же храме, принял из благодатных рук приснопамятных митрополитов и свое второе Царское Помазание, которое, согласно древней традиции, приобщило меня к Церковному сонму.

Всю свою жизнь я хранил ревностно завещанную мне отцом Православную веру, которую передал своим сыновьям Кардаму (1962-2015) и Кириллу, крещенным покойным Левкийским епископом Парфением.

Ровно 60 лет назад, в день своего совершеннолетия, я принес положенную по Тырновской конституции клятву неизменно служить своему народу. Эти клятвенные слова я подтвердил и в 2001 г. в присутствии блаженопочившего Вашего предшественника Патриарха Максима перед Народным собранием в другом своем качестве – демократично избранного министра-председателя по утвержденной Конституции 1991 г. Республики Болгария.

Всем известно, что в годы своего изгнания и позже на Родине и до сегодняшнего дня я прилагал и прилагаю непрестанные усилия для примирения и преодоления какого бы то ни было разделения. Единство и мир в Болгарской Православной Церкви всегда были для меня делом первостепенной важности.

Ваше Святейшество! В настоящий момент, хотя синодальное решение благословило молитвенную форму, принудительно отмененную под натиском атеистической власти, и которая никоим образом не угрожает существующему сегодня конституционному порядку, это решение стало поводом для необъективных толкований, грозных внушений и жалких спекуляций, которые вносят смуту среди общественности и даже в глазах Синклита.

Учитывая это, прошу, Ваше Святейшество и Высокопреосвященных митрополитов молиться, как и ранее, прежде всего за весь наш народ, а о том, кто целует Вашу десницу, помолитесь тихо в сердце своем!»

Симеон II Саксен-Кобург-Готский (родился в 1937 г.) стал формально управлять Болгарией при помощи Регентского совета в 1943 г. после внезапной смерти его отца, царя болгар Бориса III. В 1946 г. после коммунистического переворота в Болгарии и упразднения монархии эмигрировал из страны. Занимался финансовой деятельностью. В 1996 г. впервые посетил родину. В 2001 г. окончательно вернулся в страну и сформировал партию «Национальное движение Симеона II», выиграл парламентские выборы и возглавил правительство Болгарии. В 2009 г., после того, как его партия на очередных выборах не смогла преодолеть 4% барьер, ушел в отставку. Женат на испанской дворянке католичке Маргарите Гомес-Асебо-и-Сехуэле (дочери маркиза и дальней родственнице короля Испании Хуана Карлоса). Два старших сына — князь Кардам (1962–2015) и князь Кирилл (1964) крещены в Православии, младшие сыновья князь Курбат (1965), князь Константин-Асен (1967) и княжна Калина (1972) — в католичестве.

Форумы