Иконография апостолов

     
   
     
 

Фрагмент статьи из III тома «Православной энциклопедии»

Изображения апостолов известны с III–IV веков. В ранний период развития существовало несколько типов иконографии: юные и безбородые, как и характерный для этого времени образ юного Христа (катакомбы Домитиллы, кон. III — сер. IV в.), и с бородами (гробница Аврелиев, сер. III в., катакомбы Джордани, IV в.); некоторые с ярко выраженными портретными чертами: ап. Петр — с короткими седыми волосами и бородой, ап. Павел — с высоким лбом и длинной темной бородой (катакомбы Петра и Марцеллина, 2-я пол. III — 1-я пол. IV в.; Претекстата, Комодиллы, IV в.; ц. Сан-Лоренцо в Милане, IV в.), ап. Андрей — с седыми взъерошенными волосами и короткой бородой (ц. Санта-Пуденциана в Риме, 400 г.; ораторий Архиепископской капеллы в Равенне, 494–519 гг.). Облачены в белые туники с клавами и паллиумы, нижние углы которых часто украшены литерами I, Z, N, H, Г, ноги босые или в сандалиях. С VI в. А. стали изображаться с нимбами (мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, ок. 520 г.).

В период Средневековья индивидуальные особенности облика становятся характерными для каждого из А.: апостолы Филипп и Фома представлены юными, безбородыми (мозаики кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае, 550-565 гг.), ап. Иоанн Богослов в евангельских сюжетах — юным, в композиции Успения Божией Матери, в изображениях с учеником, сщмч. Прохором на о-ве Патмос, в единоличных иконах — старцем. Как правило, цвета одеяний А. традиционны, напр., синий хитон и охристый гиматий у ап. Петра, вишневый гиматий у ап. Павла.

Атрибутами А. являются свитки как образ христ. учения, у евангелистов — кодексы (иногда у всех А., как в капелле св. Аполлона в Бауите (Египет), VI в.); в ранний период — крест как орудие победы (у апостолов Петра и Андрея обычно кресты на длинных древках), венок — символ победы (мозаики баптистерия Православных в Равенне, сер. V в., Арианского баптистерия в Равенне, ок. 500 г.), крест и венок (рельеф саркофага «Ринальдо», V в., Равенна). Отличительный атрибут ап. Петра, согласно евангельскому тексту,— ключи (Мф 16. 19), появился с сер. IV в. (мозаика Санта-Констанца в Риме, IV в.). Известны изображения А. с предметами, которые упоминаются в евангельских чудесах, напр., с корзиной хлеба и рыбой (саркофаг, IV в. (Музей Лапидарий. Арль)).

До запрещения символических изображений 82-м правилом Всел. V–VI Собо-ра (692) были широко распространены образы апостолов-агнцев: перед вратами или выходящими из врат Вифлеема и Иерусалима (ц. Санта-Мария Маджоре в Риме, 432–440 гг., ц. святых Космы и Дамиана в Риме, 526–530 гг., ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, 549 г., рельеф саркофага из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, V в.).

Наиболее распространенным сюжетом, восходящим к античным изображениям философа в окружении учеников (напр., «Плотин с учениками» — рельеф саркофага, 270 г., (Музеи Ватикана)), является композиция Иисус Христос с 12 А. (катакомбы Домитиллы, кон. III — сер. IV в., рельеф серебряного реликвария из Сант-Назаро в Милане, IV в., рельеф реликвария, сер. IV в. (Музей в Брешии) — представлено 6 А.). С IV в. эта композиция известна в росписи алтаря (конха апсиды ц. Сан-Лоренцо в Милане, IV в., ц. Санта-Пуденциана в Риме, 400 г.). Фигуры 12 А., в частности в рельефах саркофагов, могут располагаться по сторонам стоящего или сидящего на престоле Иисуса Христа: каждая под от-дельной аркой (саркофаг, IV в., Арль), попарно (саркофаг Проба из собора ап. Петра в Риме, 395 г.), группами по 3, 4, 5 (саркофаг из ц. св. Иоанна Студийско-го в К-поле, V в.). В центре апостольского ряда также может изображаться Бо-гоматерь с Младенцем (капелла св. Аполлона в Бауите (Каппадокия), VI в.) и как свидетельство эсхатологического содержания композиции Этимасия (Пре-стол уготованный (мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, ок. 520 г.).

С сер. IV в. получает распространение композиция «Даяние Закона», символизирующая Божественную полноту учения Церкви, получаемого от Иисуса Христа. В центре — стоящий на горе с 4 райскими реками (Быт 2. 10) Спаситель с поднятой правой рукой (жест триумфа) и развернутым свит-ком в левой, слева — ап. Павел, справа — ап. Петр (мозаика ц. Санта-Констанца в Риме, сер. IV в., роспись золотом на донышке стеклянной евхаристической чаши, IV в. (Музеи Ватикана)). Иконография может включать изображения 12 А. (саркофаг, ок. 400 г. (ц. Сант-Амброджо в Милане)). Др. вариант представляет Иисуса Христа на престоле передающим свиток ап. Павлу (саркофаг из ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI в.). Близким сюжетом является вручение ключей ап. Петру (наряду с «Traditio Legis» представлен в росписи ц. Санта-Констанца в Риме, сер. IV в.).

В кон. V–VI в. изображения 12 А. в медальонах помещались в пространстве алтаря (Архиепископская капелла в Равенне; ц. Сан-Витале в Равенне, ок. 547 г.,— на своде алтарной арки; кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае, 550–565 гг.,— в апсиде; ц. Панагии Канакарии в Литранкоми (Кипр), 2-я четв. VI в.,— на триумфальной арке). В VI в. появляется иконография «Причащение апостолов» (см. Евхаристия), где также изображены 12 А.

В послеиконоборческий период в визант. искусстве складывается система храмовой декорации, в которой определенное место занимают изображения А. Фигуры в рост помещаются в простенках барабана, в парусах — евангелисты (напр., мозаики собора Св. Софии Киевской, 30-е гг. XI в.). 12 А. входили в состав т. н. апостольского деисуса (икона, XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае), а также представлены в композициях «Собор двенадцати апостолов» (икона, XIV в. (ГМИИ.)), «Отослание апостолов на проповедь» (Токали-килисе, 900–950 гг., ц. в Тимотесубани (Грузия), XIII в., клеймо иконы «Похвала Богоматери с Акафистом», XIV в. (ГММК)). Апостольский ряд представлен в ц. Св. Троицы монастыря Сопочаны (Сербия), ок. 1265 г. На Руси в XV–XVII вв. получил распространение вариант композиции «Собор двенадцати апостолов» в виде лозы, в верхней части которой представлен поясной деисус, а в завитках — полуфигуры А. (икона-таблетка, XV в. (НГОМЗ), икона, XVI в. (ГРМ), фреска Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., икона, XVII в., из Успенского собора Троице-Сергиевой лавры). Этот иконографический извод, имеющий сходство с композициями «Древо Иессеево» и «Лоза Христова», вошел в рус. иконописные подлинники, напр. Большаковский, XVIII в.

12 А., среди которых главенствующее положение занимают первоверховные апостолы Петр и не входящий в круг евангельских учеников Иисуса Христа Павел, а также евангелисты Лука и Марк, относящиеся к А. из числа 70, изображаются в сценах евангельского цикла (Вознесение, Сошествие Св. Духа), в компо-зициях Успение Богоматери, Страшный Суд, Евхаристия. Число 12 в этих изо-бражениях сохраняется неизменным, т. к. символизирует полноту Церкви (Л. А. Успенский.) Состав А. в этих композициях может варьироваться. Помимо 12 А. традиционны и изображения апостолов Петра и Павла, образ которых также являет собой Св. Соборную Церковь (апсида ц. святых Космы и Дамиана, 526–530 гг., триумфальная арка ц. Сан-Лоренцо фуори ле мура в Риме, IV в.), и 4 евангелистов (саркофаг, VI в. (Археологический музей. Стамбул), миниатюры Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I. Сod. 56 F. 10, 586 г.)).

В миниатюрах некоторых рукописей помимо евангелистов имеются соответствующие изображения А. перед каждым из Посланий (Апостол. МГУ. Греч. 2, 1072 г., ГИМ. Син. 275, XII в.; ГИМ. Муз. 3648, XIII в.).

Помимо единоличных изображений и иллюстраций евангельских эпизодов с VIII–IX вв. появляются циклы деяний и страданий А. Согласно описанию Нико-лая Месарита (Descr. 1–11, 13, 37–42), еще в VI в. в купольной мозаике ц. Св. апостолов в К-поле эпохи имп. Юстиниана существовали изображения проповеди апостолов Матфея, Луки, Симона, Варфоломея и Марка. В Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129. Л. 17, сер. IX в.) представлены 12 А., проповедующие народам. Сцены страданий А. имеются в миниатюрах Слов Григория Назианзина (Paris. Gr. 510) в мозаиках собора ц. Сан-Марко в Венеции, после 1200 г.). История ап. Павла представлена в мозаиках Палатинской капеллы в Палермо, ок. 1146–1151 гг., деяния апостолов Петра и Павла — в росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове, 40-е гг. XII в., цикл деяний А. находится в росписи ц. Христа Пантократора монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348 г. В стенописи, миниатюрах рукописей и иконах известны житийные циклы, в значительной мере опирающиеся на апокрифическую литературу. Таковы росписи ц. Богоматери монастыря Матейче, близ Скопье (Македония), 1355–1360 гг., рус. житийные иконы кон. XV–XVII в. («Св. Иоанн Богослов в житии», кон. XV–XVI в. (ЦМиАР), «Апостолы Петр и Павел с житием», XVI в. (НГОМЗ), «Ап. Матфей в житии», кон. XVII — нач. XVIII в. (ЯХМ)).

В XVII в. под влиянием западноевроп. традиции создаются образы на тему апостольских страданий (икона, XVII в. (ГММК)).

В XVI–XVII вв. в программу храмовой росписи помимо 12 А. включались изображения 70 А., помещавшиеся на склонах арок под сводами (Архангель-ский собор Московского Кремля, ц. Св. Троицы в Вяземах (Московская обл.), ок. 1600 г., Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, 1669 г.) или на своде паперти (Спасо-Преображенский собор моск. Новоспасского монастыря, 1689). Поверх хитона и гиматия на А. от 70 надет омофор — знак их епископского служения. В росписи Благовещенского собора в Сольвычегодске, 1601 г., представлен Собор 70 апостолов.

Почитание А. выразилось в посвящении им многочисленных храмов, как об-щих соборных (Св. апостолов в К-поле, VI в., Фессалонике, 1312–1315 гг.), так и тех, где находились их мощи и святыни, с ними связанные (соборы ап. Петра в Риме, III в., Сан-Марко в Венеции, XII — нач. ХIII в.).

Н. В. Квливидзе

Ссылки по теме
Форумы