История Саровского монастыря

     
  Саровская пустынь. Фото М.П. Дмитриева, 1904 г  
 
Саровская пустынь. Фото М.П. Дмитриева, 1904 г
 
 


1. Введение

Среди многочисленных и знаменитых исторических мест России есть одно особое. Много десятилетий всякое упоминание о нем было запрещено, а местоположение его было засекречено. Однако в последнее время сведения о нем вновь стали достоянием общественности. Место это стало вновь знаменитым, но уже на весь мир. Это - закрытый город Арзамас-16.

У этого города есть целый ряд отличительных особенностей, которые в совокупности своей собираются в неповторимое лицо со своим, только ему присущим выражением.

Прямо под городом, глубоко под землей, в доломитовых отложениях древних морей находятся запасы чистейшей питьевой воды.

В XII – XIII веках здесь находилось большое мордовское поселение, укрепленное высокими валами и глубокими рвами.

С XVIII века здесь стоял знаменитый Саровский монастырь, где жил и творил чудеса преподобный Серафим Саровский – великий русский подвижник.

С 1946 года здесь начал работать сверхсекретный ядерный объект, предназначенный для создания и совершенствования советского ядерного оружия. И вокруг монастырских строений, вокруг научных лабораторий и заводских цехов вырос город, где живут и трудятся более 80 тысяч человек.

Этот закрытый город особой государственной важности необходим и сегодня России.

И пока Россия нуждается в работе ядерного центра, чтобы обеспечивать свои стратегические интересы, пока существует российское ядерное оружие, город Арзамас-16 будет жить в условиях закрытости, не допускающей свободного, бесконтрольного доступа всех желающих. Это нужно для защиты ведущихся здесь работ, для того, чтобы обеспечить безопасность населения.

2. Старое городище

Каждый город неотделим от земли, на которой он стоит. Так и в истории Арзамаса-16 важную роль сыграла природа здешних мест, строение земных недр, географическое положение небольшого холма на слиянии двух рек – Сатиса и Саровки.

Если мысленно разрезать нашу территорию, то можно увидеть картину, напоминающую многослойный пирог: на древнем кристаллическом фундаменте, образованном гранитами и базальтами, залегает мощная толща осадочных пород. Это морские и водно-ледниковые отложения.

Внизу, под землей, в доломитовых отложениях древних морей хранятся естественные запасы чистой питьевой воды отличного качества. При разумном потреблении запасов воды хватит на многие сотни лет. С давних времен живет легенда о том, что наш город может провалиться и исчезнуть в подземном море. Море есть, но волны в нем не плещут. Вода залегает в доломитовых и известковых отложениях древних морей, которые напоминают губку, пропитанную водой. Вода, проходя через эти отложения, приобретает целебные свойства, принесшие известность саровской воде на всю Россию.

Примерно 10-12 тысяч лет отделяют нас от времени, когда растаял последний ледник на Русской равнине. В этот период в нашем районе начинает формироваться современная природная зона смешанных лесов. В зависимости от рельефа местности здесь встречаются сосновые боры, сосново-еловые и лиственные леса. На слиянии двух рек появляются стоянки первобытных людей.

Древних поселенцев, жизнь которых полностью зависела от природы, привлекали сюда богатые рыбой реки, изобилующие всевозможной дичью леса, широкие речные поймы и многочисленные родники.

Эти места были освоены древним человеком примерно три тысячи лет назад. Встречаются здесь археологические памятники разных периодов – от эпохи камня и бронзы до эпохи раннего железа. Древнейшие памятники на юго-западе Нижегородской области и севере Мордовии датируются III – II тысячелетием до н.э. (волосовская культура) и принадлежат угро-финским племенам, пришедшим в Поволжье с Южного Урала, где шли в это время сложные этнические процессы разделения племен. К потомкам этих племен относятся финский, эстонский, карельский, марийский, удмуртский, мордовский и другие народы. Из этой этнической общности выделяются отдельные группы племен – мурома, мещера, мордва. Нашу местность заселили мордовские племена.

Мордовские племена, а к ним относились, еще и каратаи, терюхане и шокша, жили обособленно, обеспечивая себя всем необходимым. Мордовские поселения представляли собой маленькие крепости, расположенные на высоких местах, часто на мысе при слиянии двух рек. Такая крепость имела естественную защиту сразу с трех сторон, так что укреплять надо было только одну сторону. Как правило, такое укрепление представляло собой вал и заполненный водой ров. Жилищем служили крупные полуземлянки – «кудо». По периметру городка строилась двойная деревянная стена, промежуток между стенами засыпался землей.

Успехи в обработке цветных металлов и железа, использование дополнительной рабочей силы привели к появлению зажиточных людей. Накопления богатств в мордовских селениях привлекло внимание кочевых племен. Позднее, когда территория Мордовия вошла в состав России, защита от набегов кочевых племен ногайской степи была организована с помощью «засечной черты».

Саровские монахи в своих летописях высказывали предположения, что на месте Сарова когда-то стояла древняя русская крепость, взимавшая с мордвы дань. Молва о богатом крае разнеслась далеко на восток. Иран и Персия проложили торговые пути в Волжскую Булгарию, где вели торговлю с Русью и Мордвой.

Эта молва докатилась и до Великой Империи. Еще жив был ее основатель – великий Темучин (Чингиз-хан), который послал разведчиков проверить, богат ли край, где живут «краснолицые» люди, и какие туда ведут дороги.

Наряду с Волжской Булгарией и русскими княжествами здешние места надолго вошли в сферу интересов Великой Империи, а потом и Золотой Орды. Многие жители Города слышали легенду о существовании на его месте татарского города Сараклыч – что в переводе с тюркского языка означает «Золотая сабля». Сараклыч был, как пишут монахи, «царственнейшим» городом, который собирал дань с населения покоренной округи.

Недолго, всего девяносто лет, служил столицей Сараклыч. В 1389 году последний правитель, князь Бехан, покинул город. Место это пришло в запустение и позднее его прозвали Старым городищем.

В настоящее время на месте Старого городища осталось очень мало мест, где сохранен нетронутый культурный слой. Остальные площади перекопаны или застроены в более позднее время. Вскрытые раскопками жилые и производственные постройки позволяют говорить о том, что на территории городища жили люди и трудились ремесленники, изготавливая керамическую посуду, изделия из цветных металлов.

В 1996 году в ходе раскопок было обнаружено погребение из древнего некрополя и святилище для проведения религиозных обрядов. Последние находки археологов в 1997 году оказались сенсационными. Было найдено ритуальное захоронение. Останки маленькой девочки лежали с останками двух женщин, у которых отсечены верхняя (ниже груди) и нижняя (выше колен) части тела. Это захоронение не находит объяснения в рамках мордовской культуры. Археологическая загадка требует своего объяснения. Результаты раскопок, проведенных на Старом городище, позволяют сделать вывод, что гибель населения городища произошла в результате вражеского нападения. При раскопках обнаружены незахороненные человеческие останки, не4которые из них имеют отчетливые следы ударов рубяще-режущего оружия. В огне пожара погибли почти все обследованные постройки – жилые и производственные. Страшный разгром стал причиной того, что территория городища долгие годы оставалась пустой и незаселенной. Из летописей Саровского монастыря известно, что это место было покинуто людьми и необитаемо в течение 300 лет. За этот довольно большой промежуток времени рядом со Старым городищем пролегла Большая посольская дорога, соединившая юг России с Москвой.

Многочисленные легенды о разбойниках – «темьянах», помышлявших на Большой дороге и обитавших на Старом городище, об их многочисленных кладах живут в народе до сих пор и передаются из поколения в поколение.

Гора у слиянии двух рек и многочисленные ключи, бьющие из-под нее, привлекли в это живописное место монахов, которые ходили по посольскому тракту из Арзамасского Введенского монастыря в Санаксарский монастырь, расположенный недалеко от Темникова.

Первым монахом-отшельником, избравшим Саровскую гору для подвижнической жизни, был пензенский монах Феодосий, пришедший на Старое городище в 1664 году. Он был неоднократным свидетелем того, как на Старом городище разбойники - «подорожники» делили свою добычу.

3. Образование монастыря

От первого монаха-отшельника Феодосия остался рассказ о чудесах на Саровской горе. Неоднократно он видел необыкновенный свет над горой и даже огненные лучи, освещавшие гору сверху. Иногда он слышал гул и звон, раздававшиеся из-под земли. Эти знаменательные явления Феодосий наблюдал не один раз и пришел к выводу, что месту этому предназначена великая будущность. Спустя 10 лет после Феодосия на Старом городище поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря. Он тоже был свидетелем необыкновенных явлений. Слух о таинственных чудесах разносился по окрестным селам и деревням.

Герасим был свидетелем того, как крестьяне с лопатами и мотыгами рыли Саровскую гору, надеясь найти сокровища Сараклыча. Но вместо клада они нашли шесть каменных крестов и один медный, складной, с углублением для святых мощей. Этот медный крест впоследствии стал великой святыней Саровской пустыни и хранился на почетном месте в Саровских пещерах.

После Герасима на Старом городище жили два монаха из соседнего Санаксарского монастыря. Они хотели основать здесь обитель, но не выдержав испытаний отшельнической жизни, возвратились в Санаксар.

Рассказ о необыкновенном месте услышал молодой инок Арзамасского Введенского монастыря Исаакий, впоследствии в схиме Иоанн. Он решил поселиться на Старом городище и основать здесь монастырь. Высшей целью для себя Иоанн поставил создать пустынный монастырь, такой, который с давних времен признавался одной из самых совершенных форм монашеского общежития. Именно с этой целью молодой монах пришел на Старое городище.

Иоанн был дальновидным, обладавшим хорошими организаторскими и хозяйственными способностями человеком. Он был начитан, красноречив и владел даром убеждения. К 1700 году Иоанн сумел организовать совместное житие монахов, пожелавших остаться на Саровской горе. Первые монахи селились самостоятельно, и их поселение не имело какого-либо статуса. Жизнь монахов на Старом городище необходимо было официально оформить, урегулировав отношения и с государственным, и с церковным управлением.

Лучшим способом решить эту задачу было построить церковь на Саровской горе. К строительству церкви иеросхимонаха Иоанна побуждал вышедший царский указ – считать всех монахов, живших без церквей, раскольниками. Он всецело занялся устройством монастыря. Несколько лет он провел в Санкт-Петербурге, оформляя необходимые для строительства документы. Он был известен и почитаем в царской семье. Благодаря своей настойчивости и связям в столице в начале 1706 года отец Иоанн сумел получить Высочайшее разрешение Петра I и местоблюстителя Патриаршего престола Стефана Яворского на строительство церкви во имя Пресвятой Богородицы и Ее Живоносного Источника.

В феврале 1706 года начали валить лес, в мае на городище уже высился сруб, 16 июня 1706 года первый храм Саровской пустыни был освещен. Эта дата считается днем основания Саровского монастыря.

Деятельность отца Иоанна не ограничивается только внешним устройством пустыни. Вместе с первой церковью возникает монашеское общежительное братство. Иоанн с единодушного согласия приступает к написанию устава Саровской обители. Через месяц после освещения церкви Иоанн собрал всю братию, жившую на Саровской горе, и предложил им устав, написанный по строгим древним образцам. Впоследствии этот устав послужит образцом для многих монастырей России.

Насколько строги были правила Саровского монастыря, настолько же суров был и быт монахов. Все нужное для жизни добывалось собственным трудом. Одежда монахов была простой: летом балахоны из холста, зимой тулупы. Жили они в деревянных кельях. Территорию монастыря обнесли оградой. После постройки первой церкви поставили еще два храма, трапезную и кельи для гостей. К 1711 году был готов пещерный город с подземной церковью.

Большую деятельность вел о.Иоанн по приобретению земли для монастыря. К 1729 году у Саровской обители были 22 тысячи десятин. Императрица Анна Иоановна своим Указом от 25 октября 1730 года «…все земли, сенные покосы и рыбные ловли» утвердила за Саровской пустынью навечно, «…не в пример другим».

Так случилось, что жизнь о.Иоанна закончилась не в Саровском монастыре, как он мечтал, а в Санкт-Петербурге, в Тайной канцелярии.

При втором настоятеле монастыря Дорофее монастырский архитектурный ансамбль приобрел законченный вид. Все монахи имели свои кельи. В монастыре были построены помещения для различных работ: хлебная и поваренная, трапезная, просфорная, столярная, портная. Были две кузницы и конюшня. В виде послушаний монахи исполняли все работы, необходимые для монастырского хозяйства: возделывали землю, косили сено, собирали грибы и ягоды, ловили рыбу. Они плели лапти, делали четки, изготавливали свечи.

Количество паломников, приходящих в Саровскую пустынь, со временем увеличилось. Пришлось благоустраивать все ведущие к монастырю дороги и строить постоялые дворы для приема паломников.

В середине 50-х годов XIX века монастырь достиг своего экономического расцвета. Росло число братии, умножались доходы, укреплялись связи с внешним миром. Это был экономически сильный и самостоятельный монастырь.

Великолепные здания храмов, золоченые иконостасы, красота церковной службы производили неизгладимое впечатление на многочисленных паломников, приходивших в монастырь со всех концов России. Известность Саровской пустыни росла, саровские монахи принимали тысячи богомольцев, которые шли за исцелением своих душевных и телесных болезней. Особой известностью у паломников пользовались монахи-отшельники, жившие по берегам реки Саровки.

4. Учредители и настоятели Саровского монастыря

В Саровский монастырь вели четыре дороги. Большинство богомольцев шло в Саров по широкому тракту Арзамас – Темников. Дорога вела к руслу реки Сатис, спрямленному монахами, и выходила на красивую тополиную аллею, посаженную на отвальном грунте искусственно вырытого русла Сатиса. Дальше они переходили деревянный мост через Сатис и поднимались по булыжной мостовой на Саровскую гору, к монастырю. Поднявшимся на гору паломниками открывалась площадь, где стояли монастырские гостиницы. Их было несколько – дворянская, купеческая и простонародная. Каждый выбирал ту, которая ему подходила

У входа в монастырь, перед колокольней находилась базарная площадь, где путник мог купить себе все необходимое в дорогу, а также приобрести памятные подарки на добрую память о посещение святой Саровской обители.

На богомольца, прибывшего в Саровскую обитель издалека, сильное впечатление производила монастырская колокольня. Высокий, величественный, уходящий ввысь белый столп Саровской колокольни символизировал духовный путь, который должен проделать каждый христианин за время своей жизни.

Эта колокольня сохранилась до наших дней и является в полном смысле визитной карточкой города. Ее изображение есть и на гербе Города. Строилась она десять лет, с 1789 по 1799 год.

Колокольня строилась на пожертвование вкладчиков, и по первоначальному проекту должна была быть пятиярусной. Но, видимо, при строительстве не хватило средств, и она была выполнена всего в четыре яруса. Одним из вкладчиков на строительство был отец русского писателя А.Н. Радищев – отставной майор Николай Афанасьевич Радищев.

Общая высота колокольни составляла 81 метр. В праздничные дни посетителям монастыря разрешалось подняться на ее обзорные площадки. С высоты птичьего полета открывался удивительный вид на огромные темно-зеленые массивы заповедного леса, окружавшие обитель со всех сторон. В хорошую погоду можно было увидеть колокольню и храмы женского Серафимо-Дивеевского монастыря.

Саровский звон имел свою мелодию, свою последовательность. Традиционно звонарями в Саровской обители были слепые монахи. В праздничные дни колокольный звон Саровской обители разносился на десятки верст по всей округе.

Люди шли в монастырь, чтобы получить очищение от грехов, успокоиться, отдохнуть от грешной мирской жизни с ее заботами и невзгодами, получить мудрые советы и наставления от старцев.

Саровский монастырь – заметный памятник монастырского зодчества XVIII-XX веков. Строительство монастыря велось в разные годы неравномерно, и потому особенностью архитектуры Сарова явилось сочетание различных стилей.

Всего в монастыре было девять храмов. Главная святыня и украшение Саровской пустыни – Успенский собор. Это величественное сооружение строилось саровскими монахами по образцу. Внешний вид Успенского собора имеет сходство с Киево-Печерским Успенским собором. Это было первое каменное здание Саровской пустыни. Это сооружение строилось на деньги, пожертвованные московским купцом Демидовым, за что получила название Демидовская церковь.

В 1770 году по инициативе настоятеля Ефрема началось строительство нового большого собора. Связано это было с тем, что в Саровскую пустынь шло большое количество паломников, и маленькие храмы не вмещали всех приходящих богомольцев. Строительство вели владимирские мастера. Купол храма был вызолочен червонным золотом. Высота храма превышала 60 метров. На его стенах была надпись: “Сей дом Отец создал, сей дом Сын утвердил, Сей дом Дух Святой обновил и прославил”. Внутри Успенский собор был богато украшен стенными росписями на темы Ветхого и Нового Заветов. Зашедший в этот огромный храм посетитель мог, глядя на росписи, наглядно представить библейские события. В ризнице хранились дорогие облачения, которые вследствие тяжести серебряного и золотого шитья никогда не употреблялись при богослужении.

15 августа 1777 года, в день Успения Богородицы, храм был освящен. У его стен похоронены многие саровские настоятели. С юго-восточной стороны Успенского собора, у алтаря были похоронены два знаменитых отшельника Саровской обители – преподобный Серафим Саровский и схимонах Марк-мольчальник.

При входе в монастырь привлекал внимание паломников еще один соборный храм Саровской обители, названный в честь пресвятой богородицы и Ее Живоносного Источника. Это самый первый храм, который был построен в Саровской обители. Он перестраивался неоднократно. В 1706 году всего за 50 дней была возведена деревянная церковь, давшая жизнь обители. Через три года храм был перестроен и так простоял до 1752 года.

Каменное строительство было начато после постройки Демидовской церкви. В 1752 году построили однокупольное каменное здание. Окончательный вид с пятью куполами храм приобрел в 1846 году. Храм отличался обширностью и обилием света, поражал искусной росписью стен, богатством утвари, драгоценным иконостасом. Главную ценность собора составляла особо чтимая и богато украшенная икона Пресвятой Богородицы и Ее Живоносного Источника.

Эти два великолепных храма стояли в центре монастырской площади и были украшением Саровской обители.

Самое древнее сооружение в Сарове это пещеры. Возникновение подземного города с улицами, кельями и подземной церковью относится к самым ранним годам Саровского монастыря.

С чувством некоторого страха богомольцы спускались в эти сокровенные жилища первых насельников святой обители. Подземные кельи, куда удалялись монахи, желавшие более строго уединения, напоминают таинственные затворы киевских пещер. Подземная церковь во имя Киево-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия была устроена в 1709 году, а освещена при содействии царевен Марии и Феодосии, сестер Петра I. Они прислали для этого храма иконостас, священные сосуды, книги и пожертвования.

Выйдя из саровских подземелий и поднявшись по белой лестнице, паломник шел в самый новый храм, построенный специально для прославления великого подвижника Саровской пустыни иеромонаха Серафима.

Заложили храм в 1897 году еще до того, как Серафим Саровский был канонизирован. Это здание построено в стиле, подражающем архитектуре XVIII столетия. В храме установлен простой по форме иконостас. Келья отца Серафима как дорогое сокровище находилась внутри храма. В ней хранились вещи великого старца. Со временем келью украсили росписью и сделали над ней главу с крестом. Она стала походить на часовню.

К храму преподобного Серафима Саровского примыкает здание монастырской трапезной, которую построили в 1828 году. Обе эти постройки сохранились до наших дней. В здание храма нынче располагается драматический театр. Келья старца разрушена, но фундамент ее сохранился. Трапезная используется как театральное фойе.

Был в Саровской пустыни и еще один храм. Паломники видели его при въезде в монастырь и выезде из него. Это кладбищенская церковь Всех Святых. Строили ее на пожертвование из многих городов России, в том числе из Москвы, Ростова, Орла. Храм был выстроен в 1832-1834 годах в стиле классицизма. Стоял он на кладбище и был предназначен для отпевания паломников, пришедших получить в Саровской обители душевное и телесное исцеление, а обретших здесь вечный покой.

Во время своего путешествия по монастырю паломники знакомились не только с храмами, но и с жизнью монахов. Они, как группа совместно живущих людей, организуют свою жизнь в соответствии с христианскими идеалами справедливости, где нет личной собственности, поэтому у них все общее.

В 1903 году в монастыре находилось 70 монахов и 240 послушников. Уклад иноческой жизни в обители определялся строгим уставом, написанным еще Первоначальником Иоанном, и правилами монастырского общежития. Саровская пустынь являлась общительным нештатным монастырем и находилась под управлением игумена.

5. Досточтимые иноки монастыря

Строгий устав монастыря и подвижническая жизнь его иноков делали Саровскую пустынь примером и для других духовных обителей. «Академией монашества» называли Саровскую пустынь, и это соответствовало действительности.

Одним из первых монахов, которого взяли из Сарова для помощи другому монастырю, был иеромонах Назарий. Сын причетника села Аносова Кадомского уезда Тамбовской губернии, мирское имя Николай, родился в 1735 году, в Саровскую пустынь пришел в 1752 году. В 1760 году был пострижен в монашество под именем Назарий, через несколько лет рукоположен в иеромонахи.

Иеромонах Иларий направляется в Курский Коренной монастырь, иеромонах Анастасий – в Югскую пустынь, иеромонах Никандр – во Флорищеву пустынь, иеромонах Арсений – в Краснослободский монастырь и т.д.

Есть еще одно имя, которое было известно на всю Россию, но потускнело и ушло в тень после того, как засияла звезда преподобного Серафима Саровского. Это схимонах Марк - молчальник. В течение 60 лет жил и отшельничал в Саровской пустыни схимонах Марк. Его называют предтечей старца Серафима. Непостижима их связь. Оба они родом из Курска, оба купеческого звания, вместе жили в обители 40 лет и похоронены рядом.

Схимонах Марк родился в 1737 году в городе Курске в купеческой семье Аксеновых. Родители назвали его Михаилом. С детских лет он был замкнут и молчалив. К мирской жизни он был не приспособлен и в 1757 году ушел в Саровскую пустынь. В нем проявились черты юродства, странность его речей саровским монахам казалась неуместной и даже неприличной для звания монаха. Он то живет в монастыре, то покидает его и уходит отшельничать в саровский лес. Но в его речах стали замечать прозорливость, и поэтому настоятель Саровской обители Пахомий дал ему особую келью в монастыре.

В 1784 году он был пострижен в монахи с именем Мефодий. Но в монастыре не остался, а ушел в лес на берег реки Саровки. На горе у ручья ему ставят деревянную келью. Там у него был огород, овощи с которого он раздавал приходящим к нему посетителям. Им же он раздавал спички, которые делал сам. Себе ничего не брал, кроме свечей. «Излишнее никогда не полезно», - говаривал старец. При принятии схимы ему дали имя Марк. Схимонах Марк редко давал устные ответы, чаще писал их углем на стене или тростью на земле. Скончался Марк – молчальник в 1817 году. Похоронен он возле алтаря Успенского собора.

Яркой звездой на православном небосклоне засиял новый святой земли русской – преподобный Серафим Саровский и всея России чудотворец, хранитель святости, к которому люди стремились со всех концов России. Не может не вызвать удивления его великая любовь к людям.

От старца Серафима щедро исходили милосердие, сострадание, любовь, которые так необходимо людям, живущим на этой грешной земле. И многих приходивших в Саровскую пустынь он исцелял, примирял с жизнью, наделял удивительным душевным покоем, давал им уверенность в жизни.

Особенной любовью он пользовался у простого народа. Суть его учения понятна каждому смертному. Старец Серафим говорил, что цель земной жизни заключается в стяжании мирного Духа Святого. С особой любовью он принимал к себе тех, кто стремился к праведной жизни.

Серафим Саровский, в миру Прохор Мошнин, родился 19 июля 1759 года в купеческой семье в городе Курске. Прохор рос в обстановке древнего уклада русской жизни. Отец Прохора занимался постройкой каменных зданий. Незадолго до своей смерти он начал в Курске постройку храма в честь преподобного Сергия, но смерть помешала ему закончить начатое дело. После смерти мужа строительство храма продолжила его жена Агафья. Однажды, взяв маленького Прохора на стройку, она не заметила, как он забрался на недостроенную колокольню, сорвался и упал, но остался цел и невредим. Это было первое чудо, которое произошло с преподобным Серафимом, когда ему было 7 лет.

В десять лет он тяжело заболел. Во сне к нему явилась Божия матерь и обещала вылечить его. Через несколько дней по Курску шел крестный ход с иконой Божией Матери. Крестный ход шел по улице, где жила семья Мошниных. Начался сильный дождь. Чтобы сократить путь, крестный ход направился через двор Мошниных. Мать Прохора воспользовалась этим случаем, вынесла сына на улицу и приложила к иконе. Вскоре он поправился. Это было второе чудо.

Мать Прохора поняла, что сын ее не подходит к обычной мирской жизни, и благословила его совершить паломничество в Киево-Печерскую Лавру. Там прозорливый старец Досифей предсказал Прохору, что жизнь его будет проходить в Саровской пустыни, там она и окончится.

20 ноября 1778 года Прохор Мошнин пришел в Саровскую пустынь. Восемь лет Прохор проходил обычный путь послушника: Был келейщиком у старца Иосифа, работал в хлебне, был будильщиком, ходил на рубку леса, где покалечило упавшим деревом, занимался столярными работами и в монастырских списках числился как «Прохор-столяр».

13 августа 1786 года Прохор был пострижен в монашество с именем Серафим, что означает «пламенный». Через некоторое время он был рукоположен в иеродьяконы и затем возведен в сан иеромонаха. От келейного непрестанного правила и многолетнего стояния в храме отец Серафим заболел, и у него было два пути: уйти в богадельню и там закончить свои дни или уйти отшельником в саровский лес. Отец Серафим выбрал второй путь. В это время ему было 35 лет.

Лесная пустынь или, как ее потом назовут, «Дальняя пустынка» находилась в сосновом лесу на берегу Саровки в 5 верстах от монастыря. Здесь отец Серафим устроил пчельник и огород. Летом он работал на огороде, зимой собирал дрова.

Пища отца Серафима состояла из черствого хлеба, который он брал из монастыря каждую неделю. Этот небольшой запас он делил со зверями и птицами, любившими собираться у его кельи. Дивеевские монахи видели, как отец Серафим кормил огромного медведя. Потом он отказался от хлеба и довольствовался овощами с огорода, а также питался травою сниткой, которую сушил про запас.

Будучи отшельником, а это суровое испытание духовных и физических сил, отец серафим добавляет себе еще один подвиг – он становится столпником. В двух верстах от его кельи лежал огромный камень, на котором преподобный провел 1000 ночей в молитве. Днем он молился у себя в келье на малом камне.

В сентябре 1804 года отец Серафим подвергся нападению крестьян, которые хотели его ограбить, но ничего у него не нашли. Они жестоко избили отшельника, и после отец Серафим долго болел. Для него специально вызывали из Арзамаса трех лекарей и трех подлекарей, но от медицинской помощи он, как это было и ранее, отказался.

После выздоровления отец серафим предстал перед людским взором уже согбенным старцем. Еще несколько лет продолжает он жить на дальней пустынке, а затем возвращается в монастырь и уходит в затвор в своей келье. Кроме затворничества он берет на себя подвиг молчальничества.

Старец Серафим вышел из затвора в 1825 году и поселился у Богословского родника. Там ему поставили небольшой сруб, и это место позже стали называть Ближней пустынкой. Своими руками подвижник благоустраивал источник, выкладывал его камнями.

К старцу Серафиму потянулись паломники. Из источника брали воду, омывались ей. Молва о чудесах, происходивших здесь, быстро разошлась по всей России. Многих приходивших в Саровский монастырь избавил святой старец от духовных и телесных недугов. Прозорливость у старца была удивительная. Не было, кажется, такого укромного уголка в душе собеседника, куда бы ни проникал он своим просветленным взором.

Всего семь лет встречался преподобный Серафим Саровский с богомольцами, приходившими в Саровскую пустынь. В последние годы его жизни к нему приходили тысячи людей. После многочисленных аскетических подвигов у старца Серафима открылся дар прозорливости, ясновидения и чудотворения. А жизнь его клонилась к закату. Преподобный Серафим Саровский скончался 2 января 1833 года в своей келье стоя на коленях перед своей любимой иконой «Умиление».

Тело старца предали земле на месте, которое избрал он сам, недалеко от могилы его друга и земляка Марка-отшельника, рядом с алтарем Успенского собора.

6. Закрытие монастыря

В 1906 году Саровская пустынь отметила 200 лет своего существования. Это был большой праздник, на который съехалось много гостей. Саровская пустынь стала общепризнанной святыней России, вторым Иерусалимом.

В 1914 году началась Первая мировая война. Это сказалось и на жизни монастыря. Саровская обитель посильно помогала фронту, снаряжая послушников в действующую армию, отправляя посылки с теплыми вещами. Всего на фронт ушло около ста человек. Были среди них убитые и раненые.

После окончания мировой войны поток богомольцев резко уменьшился, но все равно Саровскую пустынь посещало две-три тысячи человек в день. Она продолжала быть важнейшим духовным центром, куда стремились попасть православные со всей России.

Великая Октябрьская социалистическая революция имела свои последствия для монастырской жизни. Из города Темникова в Саров прибывает инструктор с правом учредить здесь коммуну. Монахи в свою очередь обратились с просьбой организовать здесь трудовую артель с уставом, напоминающим устав монастыря. Однако земельный отдел города Темникова посчитал, что монахи по своей гражданской незрелости неспособны к самоуправлению и проявлению инициативы в ведении большого хозяйства на новых социалистических началах.

В сентябре 1918 года в обитель приехала опергруппа ОГПУ с требованием внести взнос в размере 300 тысяч рублей, а в ноябре на Саровскую пустынь был наложен единовременный чрезвычайный налог в размере одного миллиона рублей. В декабре начались обыски по кельям с изъятием имеющихся ценностей, но «предметы культа» пока еще не трогали.

Вслед за этим началась кампания по вскрытию и ликвидации мощей православных святых, инициированная сионистскими функционерами в составе ОГПУ. В ноябре 1920 года на IX съезде Советов города Темникова было принято решение о вскрытии мощей преподобного Серафима Саровского. Создали специальную комиссию в количестве 157 человек. 17 ноября 1920 года комиссия собралась в монастыре. Несмотря на протесты верующих и священнослужителей, вскрытие раки с мощами преподобного старца началось. Чтобы избежать прикосновения к мощам рук безбожников, вскрывали мощи два иеромонаха – отец Маркелин, долго хранивший раку с мощами, и отец Руфин (в будущем он станет на короткое время настоятелем монастыря). Отец Маркелин открыл гробницу, и перед глазами оказалась фигура «…в виде очертания человеческого тела». После вскрытия мощи святого старца Серафима закрыли стеклянной рамой и выставили на обозрение.

Хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни осквернены. Это являлось последствиями хорошо продуманных действий сионистов, затесавшихся в ряды большевиков. Они (сионисты) и сегодня продолжают разорять нашу Родину, ибо это их "призвание" - уничтожать и разорять... Один из последних настоятелей монастыря игумен Руфин так описал состояние обители: «осталось 160 человек, в основном престарелые, больные, увечные, слепые и хромые, которые не могут трудом добывать себе пропитание. Осталась одна надежда – на милосердие православных христиан». Игумен Руфин отправляет монахов на сбор пожертвований, необходимых для пропитания братии.

В апреле 1922 года в Темниковском уезде была образована комиссия по изъятию церковных ценностей. В первый приезд комиссии в Саров было изъято девять килограммов жемчуга и 150 килограммов серебра. Но многие ценности еще остались на своем месте. Во вторую кампанию было изъято гораздо больше, чем первый раз. Из монастыря было вывезено более 700 килограммов серебра, кроме того было изъято золото, жемчуг, алмазы, бриллианты. Но комиссия пришла к выводу, «…что в Сарове не все имущество налицо, есть основания думать, что часть имущества там спрятана». Так начались легенды о скрывающихся в Саровской земле кладах, которые продолжают жить и доселе.

К концу 1925 года из-за возрастающего влияния на округу Саровский монастырь решили закрыть. В январе 1926 года органами ОГПУ разрабатывается план ликвидации монастыря. Упразднить монастырь решили зимой, когда невелик наплыв паломников. Затруднения возникли с мощами. Предполагалось передать мощи в Пензу, в Союз безбожников, или же группе церковников-обновленцев.

Шла подготовка к ликвидации, а Саровский монастырь праздновал двадцать третью годовщину канонизации преподобного Серафима. В Саров приехало около 11 тысяч паломников из многих городов России. Это было связано с тем, что уже чуть ли не все монастыри России были закрыты, остался действующим лишь Саровский монастырь.

В августе 1926 года из Сарова забрали игумена Руфина, отца Маркелина, отца Леонида, отца Иерофея, отца Макария. Монастырь обезглавили. В марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Оставшиеся имущество и строения были переданы в введение Нижегородского управления НКВД.

В эти годы по всей России было огромное количество беспризорных детей (как и сегодня в "демократической" (!) России), их собирали по всей стране, и отправляли во вновь открытые детские коммуны. На базе бывшего саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. Она просуществовала три года. Прототипы героев первого советского звукового фильма «Путевка в жизнь» жили в саровской колонии. В 1930 году ее воспитанники сами вели узкоколейку от станции Шатки до Сарова. В ноябре 1931 года трудовая коммуна в Сарове была закрыта. Основная масса подросших ребят была направлена на Горьковский автозавод.

После детской колонии силами НКВД в поселке организуется исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключенных. Силами заключенных была запущена деревообрабатывающая фабрика, на которой изготавливали кузова для горьковских автомобилей. Как и монастырь, колония жила в автономном режиме. Позже в поселке был построен специальный цех для производства коньков и санок. В ноябре 1938 года исправительную колонию ликвидировали.

Во время войны завод значительно расширился за счет станков эвакуированных предприятий, здесь были построены поточные линии по производству снарядов. В конце 1942 года на заводе началась подготовка к выпуску новой продукции – комплектов деталей к снарядам М13 для реактивных минометов «Катюша». В военное время завод работал круглосуточно в две смены по 12 часов каждая. Мужчин, ушедших на фронт, заменили женщины и дети. Это было тяжелое, но героическое время. Все делалось для фронта, все для Победы.

После войны завод перешел на мирную продукцию. Он производил прессы. Изготовление боеприпасов было прекращено. Завод входил в Наркомат сельскохозяйственного машиностроения. Основные производства военного назначения были законсервированы.

Весной 1946 года руководство страны стало решать вопрос о размещении «объекта» по созданию первой советской атомной бомбы.

7. Заключение

Уже полвека Арзамас-16 является городом науки, и в первую очередь с наукой связано его будущее. Иначе о неповторимости города трудно будет говорить. В лабораториях крупнейшей научной организации страны – РФЯЦ-ВНИИЭФ – ведутся научные поиски в сотнях направлениях. В его цехах создаются редкие и уникальные технологии. Его установки позволяют ставить не имеющие аналогов эксперименты.

Город имеет святыни мирового значения. Сегодня жители Города обращаются к своим историческим и духовным корням. Ведь у людей всегда были святыни. И в этом смысле жителям Города очень повезло. Святыни – рядом. К ним нужно только подойти.

Мы верим в то, что Арзамас-16 может показать пример возрождающейся России.

Литература:

1. А.М. Подурец. «Исторический Саров».

2. А.А. Агапов. «Преподобный Серафим Саровский чудотворец – русский святой».

3. А. Федоров. «Возроджение православной жизни в Сарове».

4. А. Попов. «Воспоминания о Сарове».

5. В.А. Юрченков. «Мощи преподобного Серафима Саровского».

(По книге Ю.Кошиной «История города Арзамас-16 до 1946 года»)

Источник: Serafimsarovsky.ru


   
  Серафимо-Дивеевский монастырь в наши дни  
 
Серафимо-Дивеевский монастырь в наши дни
 
 

Дивное Дивеево

Повествовать о преподобном Серафиме и умолчать о Дивееве — главное детище святого старца — невозможно.

Все началось с того, что благочестивая вдова полковника Мельгунова, урожденная дворянка Нижегородской губернии Агафия Семеновна Белокопытова, решила посвятить себя иноческой жизни и направилась со своей трехлетней дочерью в киевский Флоровский женский монастырь, где была любезно принята. Однажды после полунощной молитвы Агафия Семеновна сподобилась узреть Пресвятую Богородицу, Которая ей возвестила: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Изыди отсюда и иди в землю, которую Я тебе покажу. И прославлю Имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную такую обитель великую Мою, на которую низведу Я все благословения Божии и Мои со всех трех жребиев Моих на земле: с Иверии (Грузии), Афона и Киева. Иди же, раба Моя, в путь твой!»

   
  Первая Дивеевская игумения преп. Александра (Агафия Мельгунова). Портрет конца XVIII в.  
 
Первая Дивеевская игумения преп. Александра (Агафия Мельгунова). Портрет конца XVIII в.
 
 

Посоветовавшись с киевскими старцами, Агафия Семеновна оставила Флоровский монастырь и пошла на север. Обходя многие места и монастыри, она направилась к Сарову. Это было около 1760 года. За 12 верст от монастыря, в селе Дивеево Нижегородской губернии Ардатовского уезда, она села отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и в дремоте сподобилась вторичного видения Богоматери: «Вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе. Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет, и не будет никогда во всем свете: это четвертый жребий Мой во вселенной. И благодать Всесвятого Духа Божия, и обилие всех благ земных с малыми трудами человеческими не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!»

Придя в себя, Агафия Семеновна исполнилась необычайной радости и со слезами умиления поспешила к Сарову. Саровские старцы благословили вдову поселиться в двух верстах от Дивеева в деревне Осиновке во флигеле вдовы Зевакиной. Здесь заболела и вскоре скончалась девятилетняя дочь Агафии Семеновны. Приняв это как указание Божие посвятить себя всецело назначенному ей делу, Мельгунова сначала отправилась в свои имения и распорядилась ими во славу Господа и спасение души своей и родных: крестьян частью отпустила на волю, частью передала другим по избранию самих крепостных; имущество свое пожертвовала на построение храмов и другие добрые дела. И приблизительно к 1765 году воротилась в Дивеево.

Здесь ее пригласил к себе жить священник Василий Дертев, впоследствии скончавшийся монахом Саровского монастыря с именем Варлаам. В то время он был уже в летах и жил одиноко со своею матушкою. Агафия Семеновна на дворе его построила себе небольшую келью и работала у о. Василия как простая служанка: чистила двор, ухаживала за скотиной, стирала белье и пр. В таких сокровенных трудах она и прожила здесь 20 лет. Но тайной и горячей заботой ее было исполнение воли Царицы Небесной. К этому она и приступила еще в 1767 году, испросив у саровских старцев благословение, а у епархиального начальства — разрешение на постройку нового каменного храма во имя Казанской иконы Божией Матери на месте прежней церкви святителя Николая, возле которой она сподобилась чудесного видения. Строительство храма продолжалось 5 лет. В храме была установлена точная копия чудотворной иконы Богоматери, за которой Агафия Семеновна ездила в Казань. Левый придел Казанской церкви был освящен во имя святителя Николая. Приблизительно в это же время строился в Сарове главный Успенский соборный храм, и Агафия Семеновна от сохранившихся капиталов весьма щедро помогала в этом святом деле. Духовною жизнью благочестивой вдовы руководили саровские старцы, особенно о. Пахомий и казначей о. Исайя.

Проводя жизнь в трудах и молитвах, благочестивая вдова помогала, особенно в страдную пору, ухаживать за крестьянскими детьми, по праздникам же вела беседы с богомольцами на паперти храма. Одежду она носила бедную, на поле ходила в лаптях, во время отдыха подкладывала под голову камень, обшитый для сокровенности в холстину, под одеждою тайно носила власяницу. По виду и в обращении она была весела, а от тайных слез ее веки всегда были красными, об этом впоследствии свидетельствовал и прп.Серафим. Агафия Семеновна прекрасно знала церковный устав и отличалась рассудительностью.

Постепенно вокруг Агафии Семеновны собрались несколько ревнительниц духовной жизни: девица из с. Вертьянова, круглая сирота, крестница о. Василия Евдокия Мартынова, вдова Анастасия Кирилловна, Ульяна Григорьевна и Фекла Кондратьевна - все из ближних селений. Незадолго перед своею кончиною Агафия Семеновна решила построить для них кельи. К этому представился по Промыслу Божьему особый случай: в 1788 году помещица с. Дивеева Жданова, почитавшая Агафию Семеновну и знавшая от нее о дивном предсказании Царицы Небесной, пожертвовала ей 1300 кв. сажен земли своей рядом с новым храмом.

На этой земле были поставлены три кельи с надворными постройками и обнесены деревянною оградою. Одну из этих келий заняла Агафия Семеновна со своей келейницей Евдокией, другую предназначила для трех послушниц, третью же предоставила для отдыха странников, направлявшихся чрез Дивеево на богомолье в Саров. Все оставшиеся средства, до 40 тыс. руб., Агафия Семеновна передала зарождающейся сестринской общине. В то время ей было около 55 лет, однако вскоре после поселения в Дивеево она стала быстро слабеть.

В июне 1789 г., когда игумен Пахомий с казначеем о. Исайей и иеродиаконом Серафимом отправились на похороны благодетеля монастыря Соловцова, им пришлось проезжать через Дивеево. Мать Агафия, совсем уже больная, упросила их пособоровать ее перед смертью и завещала о. Пахомию не оставлять своим духовным попечением и необходимою материальною помощью остающихся ее сирот. Отец настоятель, ссылаясь на свою старость, указал на молодого иеродиакона Серафима как на преемника своего в деле попечения об уделе Божией Матери. «Духовность его тебе известна, - говорил он умиравшей, - и он молод, ему и поручи это великое дело». Матушка стала просить молодого монаха не отказаться от святого послушания, которое налагает на него Царица Небесная теперь. «Она же и поможет ему, - говорила умирающая, - в свое время сделать все необходимое».

Отцу Серафиму в то время было лишь 30 лет. Что он ответил тогда о. Пахомию и матушке, неизвестно. Вероятно, ничего не сказал, а только воспринимал сердцем волю Царицы Небесной. После много раз говаривал он о том, что без воли Ее ничего не делал. «Исповедую тебе, - говорил он перед кончиной о. Василию, - и Богом свидетельствую, что ни единого камешка я по своей воле у них не поставил, ниже слова единого от себя не сказал им. А коли я, убогий, которому Сама Матерь Божия поручила их, не соизволил своего... кольми паче другим надлежит то, батюшка!»

3 июня после причащения Святых Таин Агафия Семеновна Мельгунова скончалась в иноческом чине с именем матери Александры. Возвращавшиеся в саровскую обитель игумен Пахомий, о. Исайия и иеродиакон Серафим заехали снова в Дивеево и отпели рабу Божию Агафию и свою благодетельницу. После погребения была устроена поминальная трапеза, но о. Серафим, несмотря на проливной дождь, не остался после службы в женской общине по своему целомудрию и ушел пешком в Саров. И после этого двукратного посещения он никогда больше не ходил туда, а руководил всем из своего монастыря и из пустынек.

По одному преданию, Агафия Семеновна Мельгунова приняла постриг еще молодою в киевском Флоровском монастыре, но по совету духовника скрыла этот факт от мира и под светским именем Агафии Мельгуновой отправилась исполнять наказ Божией Матери. Это было во многих отношениях удобнее и в смысле путешествий, и для распоряжения имениями. Но Н. А. Мотовилов пишет, что ее послушница Евдокия перед смертью своею сообщила, как матушка Агафия за неделю или две до кончины послала ее с другою девицею в Саров с просьбою о постриге. Прибыл о. Исайя и во время вечерни постриг ее в великий ангельский образ с наречением имени Александры. Можно предположить, что во Флоровском монастыре Агафия Семеновна приняла лишь рясофорный постриг с наречением имени Александры, а перед кончиною она была пострижена в полный чин мантийного пострига с усвоением прежде нареченного имени. Во всяком случае, подвижница должна быть поминаема монахинею Александрою, хотя иногда в видениях своих она сама называла себя Агафиею, под каковым именем она была горазда более известна своим современникам и их потомкам.

     
  Серафимо-Дивеевский монастырь. Гравюра начала ХХ в.  
 
Серафимо-Дивеевский монастырь. Гравюра начала ХХ в.
 
 

Батюшка о. Серафим называл покойную больше мирским именем, а иногда и матушкою Александрою: он высоко чтил ее. "Царице Небесной, - говорил он потом М. В. Мантурову, - угодно, чтобы была у них (сестер) своя церковь к паперти же Казанской церкви, так как паперть эта достойна алтаря! Ведь матушка Агафия Семеновна, стоя на молитве, всю токами слез своего смирения омыла ее". А в другой раз говорил о. Василию Садовскому, духовнику дивеевских сестер: "Как нам оставить тех., о коих просила меня, убогого Серафима, матушка Агафия Семеновна? Ведь она была великая жена, святая; смирение ее было неисповедимо, слез источник непрестанный, молитва к Богу чистейшая, любовь ко всему нелицемерная... За жизнь свою она была всеми уважаема. Так как же нам презреть ее прошения? Я ведь теперь один остался из тех старцев, коих просила она о заведенной общинке; так-то и я прошу тебя, батюшка, что от тебя зависит, не оставь их!"

Свидетельство о.Серафима выше всяких иных похвал. Последующие события показали правдивость этого: известно несколько случаев явления подвижницы. Например, в 1827 году 11 июня она во сне явилась молодой болящей женщине Александре Лебедевой и велела ей идти к о.Серафиму: «Он тебя ожидает к себе завтра и исцелит тебя». Больная спросила: «Кто ты такая и откуда?» - «Я из Дивеевской общины, первая тамошняя настоятельница Агафия». Страдавшую привезли в Саров. Батюшка исцелил ее и сказал: «Сходи в Дивеево на могилу рабы Божией Агафии, возьми себе земли и сотвори на сем месте, сколько можешь, поклонов: она о тебе сожалеет и желает тебе исцеления». В 1861 году почти умиравший священник Вятской губернии Гавриил Галицкий отправился в Вятку на лечение. Утром на его квартиру пришла незнакомая старушка и предложила купить портрет о. Серафима. О.Гавриил купил два. Уходя, старушка сказала: «Батюшка, когда придет время, не забудь Агафии». Священник дал обещание побывать в Сарове и поправился. Там он из жития о.Серафима узнал и о первоначальнице Дивеева Агафии и вспомнил слова старушки... Может быть, рассказывал о.Гавриил, это сама Агафия была у него в Вятке...

Записаны и другие случаи помощи по молитвам Агафии – матери Александры... Еще при жизни о.Серафима стали собирать пожертвования на воздвижение чугунного памятника на могиле матушки, но о. Серафим тогда посоветовал направить жертву на новую церковь в Дивеево. А про памятник так сказал: «Что в нем пользы-то? Нет никакой пользы, батюшка». Однако небольшой памятник – маленький домик наподобие часовни — все же был установлен в в 1871 году игуменией Марией. В 1885 году келья матушки Александры, как потом и пустынька отца Серафима, была покрыта двухэтажным деревянным домиком. В ней собрали все сохранившиеся вещи первоначальницы: иконы, портрет старца Назария Валаамского, который она почитала и которому кланялась перед всяким делом как живому, прося благословения, лампадку, деревянный стол, живописный портрет ее самой и копию с него, чтимую в обители как чудотворную. Так сбылось, пока в малой мере, предсказание Божией Матери о Своем четвертом уделе.

     
  Рака с мощами преп. Серафима Саровского в Троицком соборе Дивеевской обители. Конец ХХ в.  
 
Рака с мощами преп. Серафима Саровского в Троицком соборе Дивеевской обители. Конец ХХ в.
 
 

Канавка Царицы Небесной в Дивеевском монастыре

Канавка вокруг дивеевской киновии — дорожка, по которой прошла Царица Небесная — была создана в последние годы жизни преп. Серафима. Батюшка очень торопился с устройством этой канавки.

Вот что писал о. Василий Садовский в своих записках: «Много чудесного говорил батюшка Серафим об этой канавке, что «это — стопочки Божией Матери», «тут ее обошла Царица Небесная», «эта канавка до небес высока», «землю эту взяла в Удел Сама Госпожа Пречистая Богородица». «Тут у меня, — говорил батюшка, — и Афон, и Киев, и Иерусалим. И как антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит»». Рыли сестры канавку, писал Садовский, до самой кончины батюшкиной, к концу его жизни, по приказанию его, и зимой, и летом, не переставая, огонь брызгал от земли, когда топором ее рубили, но переставать не велел.

   
  Так выглядела канавка преп. Серафима в Дивееве до революции. Фото начала ХХ в.  
 
Так выглядела канавка преп. Серафима в Дивееве до революции. Фото начала ХХ в.
 
 

Старица Анна Алексеевна, одна из первых сестер, рассказывала: «Шесть лет жила я на мельнице, куда нас семерых избрал батюшка Серафим, где и поместил нас жить. Тут я была самовидицей следующего чуда. Раз одна из нас, очередная, вышла из келий и видит: батюшка Серафим в белом балахончике сам начал копать канавку. В испуге и радости, не помня себя, вбегает она в келию и всем нам сказывает. Все мы в неописуемой радости, кто в чем был, бросились на то место и, увидев батюшку Серафима, бросились ему в ноги, но, поднявшись, не нашли его, лишь лопатка и мотыжка лежат перед нами на вскопанной земле». Евдокия Ефремовна (монахиня Евпраксия) подтверждает тоже этот рассказ. Елена Васильевна Мантурова, даже будучи начальницей мельничной обители, трудилась наравне с прочими и рыла канавку.

В пост 1829 года пришло распоряжение о жертве трех десятин земли по просьбе батюшки Серафима. Отец Василий свидетельствует, что батюшка был в таком восхищении и радости, что и сказать нельзя, и было великое торжество, все запасли камушки и стали класть между вбитыми колышками. Весной о. Серафим велел опахать эту землю сохою по одной борозде три раза, причем должны были присутствовать Михаил Васильевич [Мантуров], о. Василий и старшие сестры. Землю опахивали по камушкам, расположенным заранее. Батюшка Серафим приказывал вырытую землю бросать внутрь обители, чтобы образовался вал в три аршина, и прислал семена цветов для украшения канавки. Позже внутри канавки на территории киновии были посажены красивые деревья, а в 1922 году они были уже могучими и красивыми и склонялись над канавкою. Канавка была сделана четырехугольником и на углах, по древнему обычаю, сестры установили на столбах красивые резные башенки со вставленными в них иконами Богоматери, идущей по этой канавке, - башенки эти снимались на ночь.

   
  Серафимо-Дивеевская обитель сегодня  
 
Серафимо-Дивеевская обитель сегодня
 
 

Когда канавка уже была хорошо заметна, скончалась великая госпожа дивеевская схимонахиня Марфа - 21 августа 1829 года. Память ее приходится на день равноап. Марии Магдалины 22 июля, на 4-й день памяти батюшки Серафима. Схимонахиня Марфа и Елена Васильевна жили в Дивееве одновременно.

Дивеевские паломники помнят, какое это было благодатное чувство идти по канавке с четками в руках, читая 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся!». Особенно под вечер, когда стихает вся дневная озабоченность, наступает полная тишина, и небо становится ближе к земле. Медленно идут молящиеся по канавке, и вокруг — будто уже не наш суматошный век, а древняя Святая Русь, Бог знает, каким путем пришедшая сюда из глубины веков.

Источник: «Дивное Дивеево»

Ссылки по теме
Форумы