Иконография посвященная прп. Даниилу Столпнику

Прп. Даниил Столпник. Великий Устюг XVI в.Статья из т. 14 «Православной энциклопедии». Москва, 2006 г.

Д. С. обычно изображается седовласым старцем с длинной остроконечной или окладистой (реже) бородой,  в монашеских одеждах с куколем на голове или на плечах, с молитвенно сложенными у груди или  с воздетыми (как орант) руками, иногда со свитком в руках, погрудно, на столпе. Изображение столпа может варьироваться от колонны с резной капителью и легкой витой оградой, до напоминающего столп архитектурного сооружения, изукрашенного резьбой, с входом в виде портала, с ведущими в вверх ступенями и венчающим сооружение навершием в виде чаши, в к-рой помещено изображение Д. С.; столп мог осенять киворий (что противоречит указанию рус. иконописных подлинников XVIII в.: "... стоит на столпе непокрытом" - Большаков. Подлинник иконописный. С. 56)

Встречаются как отдельные изображения Д. С. такого извода (миниатюры: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 237, 976-1025 гг.) - изображение еще одного столпника (прп. Лука Столпник?) перенесено на Fol. 238; в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 270v, 3-я четв. XI в.); в Минологии 1327-1340 гг. (Охоn. Bodl. F. 1. Fol. 20v), и др.), так и вместе с прп. Лукой Столпником, память к-рого  приходится на тот же день (напр., миниатюра из греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книги образцов (РНБ. O. I. 58. Л. 90, XV в.)).

Нередко Д. С. представлен вместе со святыми, прославившимися тем же подвигом столпничества (напр., на миниатюре из Лондонской Псалтири (Lond. Add. 19352. Fol. 3, 16, 26, 1066 г.) - между преподобными Симеоном и Алипием Столпниками; на иконе "Преподобные Симеон Столпник и Даниил Столпник", сер. XVI в., ЦМиАР), а также в составе избранных святых (напр., на новгородской иконе "Отечество с избранными святыми", нач. XV в., ГТГ - Д. справа от престола, слева - прп. Симеон, внизу - ап. Фома или Филипп).

В росписи храмов изображение столпников могло помещаться в алтарной зоне, напр., образы Д. и прп. Симеона в алтарных нишах ц. cв. Варвары в Соганлы, Каппадокия (нач. XI в.), или среди преподобных в ряду столпников (ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318) - вместе с прп. Алипием; ц. Спаса Преображения на Ильине улице (1378) - в Троицком приделе вместе с преподобными Симеоном Столпником, Симеоном Дивногорцем и Алипием), а также в настенных минологиях под 11 дек. (церкви вмч. Димитрия Маркова мон-ря, Македония (ок. 1376), Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386), св. Апостолов (Спаса) в Пече, Косово и Метохия (1561), свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718)).

Икона с образом Д. С. могла входить в состав расширенного Деисуса (напр., иконы из иконостаса Богородице-Рождественского собора Ферапонтова мон-ря, нач. XVI в., КБМЗ, и Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., ГММК).

В "Ерминии" Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., Д. С. описан как "Старец с остроконечною бородою" (Ч. 3. § 14. № 3). В Филимоновском сводном иконописном подлиннике (XVIII в.) о нем сказано: "... поживе  лет 80; подобием вельми стар, брада доле Власиевы [cщмч.  Власия Севастийского - Ред.], в схиме, риза преподобническая, стоит на столпе, не покрыты, одне двери, в руке свиток, а в свитке написано:  "Гоните смирение, служите послушанию, любите странноприимцев, пост, бдение, нищету, любовь ко всем, от матери святыя церкви не отлучайтеся".

Литература: Ерминия ДФ. С. 174; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 210; Myslivec J. // LCI. Bd. 6. Sp. 33; Миjовиž. Менолог. С. 349, 350, 367, 381; Евсеева. Афонская книга. С. 258.

Ссылки по теме
Форумы