В Третьяковской галерее проходит выставка работ Павла Рыженко

Ряд картин художника, безвременно ушедшего из жизни в 2014 г., посвящены сценам из русской церковной истории

МОСКВА. В Третьяковской галерее проходит выставка произведений безвременно ушедшего из жизни в этом году Павла Викторовича Рыженко (1970–2014 гг.), художника, который в своем творчестве обращался к драматическим событиям отечественной истории, сообщает интернет-сайт ГТГ.

Павел Рыженко, уроженец Калуги, окончил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, где позже на протяжении 10 лет преподавал. Семь лет он работал в Студии военных художников им. М.Б. Грекова, принимал участие в создании ряда монументальных композиций – диорам.

На выставке в Третьяковской галерее представлено 25 живописных произведений мастера. Зрителя встречают пейзажи старинных русских городов: «Суздаль» (2004 г.), «Старая Ладога» (2005 г.), «Собор (Переславль)» (2009 г.). Картины в следующем зале посвящены ключевым, переломным моментам древнерусской истории.

16 крупноформатных полотен расположены в соответствии с хронологией изображенных на них событий. Открывают эту часть экспозиции события русско-византийской войны 970–971 гг.: «Святослав. Последний бой на порогах Днепра» (2014 г.), «Святослав. Цимисхий» (2014 г.).

Далее следует сцена первого столкновения русских дружин с монголо-татарским войском – «Битва на Калке 1223 г.» – дипломная работа Рыженко, выполненная в 1996 г. Большой триптих посвящен событиям и героям Невского сражения 1240 г. Несколько работ представляют сцены знаменитой Куликовской битвы 1380 г.: «Поле Куликово» (2004 г.), «Ослябя» (2005 г.), «Победа Пересвета» (2005 г.).

В работах Павла Рыженко сочетаются эпические настроения и стремление к почти осязаемой достоверности изображения. Тяготение художника к крупным масштабам и панорамным видам придает значительность и эпохальность запечатленным на полотнах событиям. Одновременно живописец стремился к психологической точности образов, которая погружает в атмосферу происходящего и вызывает сопереживание героям произведения. Рыженко дает зрителю возможность почувствовать себя в роли незримого свидетеля и даже участника изображаемых событий. Для достижения этого эффекта художник прибегает к резкому кадрированию фрагментов на переднем плане картины, введению бытописательных деталей.

Выставка носит во многом образовательный характер: усилиями мастера события, происходившие многие столетия назад, знакомые всем еще по школьной программе, становятся ближе, обретают воплощение, понятное любому зрителю. Этому способствует и выбор Павлом Рыженко реалистического метода живописи.

 

Форумы