• Источник:
  • Анна Ковалёва — специально для Седмицы.Ru

Очерк Бенедикта XVI об участии в Таинствах второбрачных вызвал дискуссию в Католической Церкви

Статья 1972 г. переиздана в собрании сочинений Йозефа Ратцингера в сильно переработанном виде.

ВАТИКАН. Переизданный очерк Папы-эмерита Бенедикта XVI об участии в Таинствах второбрачных вызвал новую дискуссию в Католической Церкви. Написанное в 1972 г. и переработанное перед недавней публикацией эссе «Zur Frage nach der Unauflöslichkeit der Ehe» фрайбургский теолог морали Эберхард Шокенхофф назвал «разрядившим обстановку», пишет kath.net. Теолог стал одним из тех, кто высказал удивление сменой точки зрения Папы-эмерита в данном вопросе.

По мнению Шокенхоффа, Бенедикт XVI ведет рассуждения, отталкиваясь от традиционного принципа нерасторжимости брака, существующего в Католической Церкви, по тому же пути, что и в первоначальной версии эссе. Но выводы делает диаметрально противоположные.

Почетный профессор догматического богословия Вольфганг Байнерт считает, что эволюция точки зрения Бенедикта XVI – «вполне нормальное» явление. «Ратцингер является большим поклонником св. Августина. Св. Августин опубликовал в конце своей жизни опровержения по некоторым вопросам, которые он обсуждал ранее», комментирует Байнерт.

Кажущуюся противоположность выводов Бенедикта XVI теолог объясняет возможностью различных выводов из традиционного учения Церкви. В частности, «запрет на развод восходит к Самому Иисусу», но принимая во внимание «в более широком контексте иезуитскую доктрину милости, которая должна преобладать в Царствии Божием,… исключения и рассмотрение особых обстоятельств вполне возможно, не нарушая основной принцип», считает теолог.

Статья «Zur Frage nach der Unauflöslichkeit der Ehe» переиздана в собрании сочинений Йозефа Ратцингера в сильно переработанном виде как раз в тот момент, когда в Католической Церкви в связи с Синодом по вопросам семьи и брака усилились дискуссии о возможности участия в Таинствах для второбрачных. Бенедикт XVI больше не говорит о возможном участии в Таинствах для второбрачных. Вместо этого он советует ввести практику расторжения брака, чтобы тем самым открыть путь ко 2-му браку и возможность участия в Исповеди и Причастии.

Первоначальная версия эссе (1972 г.) делает акцент на невозможности расторжения брака для католика. Но при этом в некоторых случаях после благословения местного священника разрешает участие в Таинствах для второбрачных.

Форумы