Почитание святителя Димитрия Ростовского


Свт. Димитрий Ростовский


Фрагмент статьи из т. XV «Православной Энциклопедии», Москва. 2007 г.

Почитание святителя началось сразу же после его кончины. К 1738 г. над местом его упокоения в Троицкой ц. Яковлевского монастыря стояло надгробие с покровом и иконой Богоматери с Младенцем (Мельник А. Г. Надгробные комплексы ростовских святых в XVII — нач. XX в.: Осн. тенденции формирования // История и культура Ростовской земли, 2005. Ростов, 2006. С. 448). В сент. 1752 г. эконом Ростовского архиерейского дома игум. Геннадий доносил Ростовскому и Ярославскому митр. сщмч. Арсению (Мацеевичу) о том, что над погребением Димитрия просел пол, архиерей приказал провести ремонт. 21 сент., после того как пол был разобран, обнаружился деревянный гроб Димитрия, сквозь сгнившую крышку которого были видны неистлевшие покров и одеяние святителя. Митр. Арсений прибыл в монастырь и осмотрел мощи, также оказавшиеся нетленными. 27 сент. гроб святителя свидетельствовала комиссия местного духовенства во главе с игум. ярославского в честь Преображения Господня монастыря Варфоломеем. 30 сент. члены комиссии представили митр. Арсению подробную «опись, в каком качестве явились мощи покойного преосвященного Димитрия, митрополита Ростовского» и акт об их освидетельствовании с подтверждением нетленности. Мощи Димитрия были переложены в новоустроенный гроб и помещены в каменную гробницу в Троицкой ц. 10 окт. митр. Арсений отправил соответствующее донесение в Синод. Вскоре для нового освидетельствования мощей Димитрия в Яковлевский монастырь прибыли Суздальский митр. Сильвестр (Гловацкий) и архим. Чудова монастыря Гавриил.

В июне—июле 1753 г. в Ростове находился Московский архиеп. Платон (Левшин), вновь свидетельствовавший мощи Димитрия Архиеп. Платон интересовался исцелениями, совершавшимися при гробе святителя, и выяснил, что их запись не ведется. Митр. Арсений дал распоряжение завести для этой цели тетрадь: грамотные богомольцы должны были сами записывать в ней случаи помощи им по молитвам к святителю, иноки монастыря должны были фиксировать чудотворения, происходившие с неграмотными людьми. Спустя 3 года имп. Елизавета Петровна, почитавшая Димитрия и интересовавшаяся обстоятельствами дела, приказала своему духовнику Ф. Я. Дубянскому выяснить, как совершаются записи о чудотворениях. К ответу на запрос Дубянского митр. Арсений приложил небольшое письмо об этом предмете, которое не удовлетворило императрицу.

Синод созвал комиссию, которая должна была опросить свидетелей для выяснения обстоятельств чудотворений. Указом от 17 дек. 1756 г. митр. Арсению было предписано посылать в Синод 3 раза в год обстоятельные рапорты о чудотворениях, доказательства об исцелении должны были брать под присягой в присутствии архиерея. Сославшись на болезнь, митр. Арсений просил Синод о разрешении высылать отчет 1 раз в год и не присутствовать при присяге свидетелей. Синод удовлетворил просьбу. За 1757 г. была представлена тетрадь с записью 32 чудес, в 1758 г. было записано 36 чудес, в 1759 и 1760 гг.— по 30 чудотворений, в 1761 г.— 37, в 1762 г.— 38 чудотворений (см. «обстоятельные рапорты» в: «Подлинное дело» об обретении и открытии мощей Димитрия, начатое 17 окт. 1752 г., а законченное 14 марта 1763 г. (РГИА. Ф. 796 (Канцелярия Синода). Оп. 33. № 222. Л. 21–27, 218–224, 295–312 об., 395–538); см. также документы митр. Арсения (Мацеевича) о канонизации Димитрия с автографами 1757 г.: РЯАХМЗ. КП–10055/881 (Р–890)). В апр. 1757 г. Синод издал указ, по которому мощи Димитрия были признаны нетленными (почти одновременно митр. Арсений получил 2 распоряжения: «словесное объявление» имп. Елизаветы Петровны, посланное через Синод и указ Синода). Тогда же были установлены дни празднования святителю: 21 сент.— в день обретения мощей, 28 окт.— в день преставления. Димитрий стал первым святым, канонизированным в синодальный период истории Русской Церкви, и единственным подвижником, прославленным к общерусскому почитанию в XVIII в.

Весной 1757 г. митр. Арсений получил распоряжение Синода написать службу Димитрию. К этому времени Ростовский архиерей, вероятно, уже поручил ее составление архим. ярославского Толгского монастыря Вонифатию (Борецкому), окончившему работу летом 1757 г. Митр. Арсений не был доволен результатом, архиерею не понравился также исправленный архим. Вонифатием вариант текста. В это время для молитвы перед мощами Димитрия в Ростов прибыл Переславский и Дмитровский еп. Амвросий (Зертис-Каменский), согласившийся написать службу новопрославленному святителю. Произведение еп. Амвросия не понравилось Синоду, который посчитал его службу «высоко и совсем почти аллегорически сочиненною да и простому народу невнятною и неудоборазумительною» (РГИА. Ф. 796. Оп. 33. № 222. Л. 314–316 об.). Служба Димитрию была издана в Синодальной типографии в апр. 1759 г. Вероятно, она представляет собой исправленный текст еп. Амвросия без тех частей, на которые автору указывал Синод. Предполагается, что автором службы Димитрию с акафистом, изданной Синодальной типографией в 1799 г., является Г. П. Гагарин.

Еп. Амвросий составил также Первую краткую редакцию Жития Димитрия (Там же. Л. 142 об.— 143), содержащую скупые известия о жизни святого и о сочинении им «Книги житий...», «Келейного летописца», «Розыска...», «Руна орошенного». В 1757–1758 гг. митр. Арсений (Мацеевич) также составил Житие Димитрия и 25 июня 1758 г. представил его на рассмотрение Синода (Там же. Л. 342–352). Житие Димитрия в редакции митр. Арсения достаточно широко разошлось в рукописной традиции, издано в нач. XX в.: Протокол 84-го собрания Ярославской архивной комиссии. 1914. С. 113–128.

Житие Димитрия было впервые напечатано в Москве в 1786 г. (Собр. соч. Ч. 1. Л. 1–27), данная редакция текста получила название Синодальной. Ее составителем был Я. А. Татищев, инициатор 1-го издания сочинений святителя. Татищев воспользовался Житием Димитрия, написанным Арсением (Мацеевичем), дополнив его устными свидетельствами, сведениями из конклюзии (похвальный лист Димитрия, к наст. времени утерян, текст известен по изд. Шляпкина и рукописной традиции, сохр. фотография конклюзии, сделанная в 1886: РНБ. Тит. № 3467), из завещания Димитрия, из предисловий к «Книге житий...», из надгробной речи митр. Стефана (Яворского).

По-видимому, в период между написанием Жития митр. Арсением и созданием Синодальной редакции был составлен еще один вариант текста — Вторая краткая редакция — «Житие вкратце Димитриа Ростовскаго, новаго чюдотворца». Один из списков имеет запись, сделанную более поздним почерком: «Сочиненное настоятелем Лукой 1760 года» (РЯАХМЗ. КП–10055/923 (Р–932). Л. 1–1 об.; конволют 1760–1909 гг.). Вероятно, автором данной редакции был игум. Яковлевского монастыря Лука (1760 — 30 сент. 1763).

В кон. XIX — нач. XX в. на основе Синодальной редакции были составлены многочисленные жизнеописания Димитрия, дополненные информацией из новых источников, сведениями, почерпнутыми благодаря анализу сочинений святителя. В этот период были созданы: «Жизнь святого чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского» Д. Приклонского; сочинение прот. И. Троицкого, преподавателя Ярославской ДС, вошедшее в поздние списки «Летописца о Ростовских архиереях» (Летописец о Ростовских архиереях. СПб., 1890. С. 23–36); «Краткое сказание о жизни, трудах и творениях свт. Димитрия, митрополита Ростовского и чудотворца» иером. Пимена (Ярославль, 1884); «Воспоминание о жизни и трудах святителя Димитрия митрополита, Ростовского чудотворца» прот. Н. А. Тихвинского (Ростов, 1902, 1991р); «Житие св. Димитрия, митр. Ростовского» архиеп. Филарета (Гумилевского) (СПб., 1910); «Житие свт. Димитрия Ростовского», написанное А. Н. Муравьёвым (посл. изд.: Жития святых Российской Церкви. М., 2005. С. 665–703); «Житие св. Димитрия, митр. Ростовского», составленное А. А. Титовым (Ростов, 1902).

Главным центром почитания Димитрия в XVIII — нач. XX в. являлся Яковлевский монастырь. Канонизация святителя, в которой решающую роль сыграло вмешательством имп. Елизаветы, почитание его имп. Екатериной II и мн. представителями петербургской и московской знати оказали решающее влияние на судьбу обители. В ходе секуляризации церковных имений в 1764 г. имп. Екатерина запретила упразднение Яковлевского монастыря, хранящего мощи Димитрия. Поначалу монастырь был утвержден заштатным, 9 марта 1765 г. Высочайшим указом получил ставропигиальный статус, а его настоятели — титул архимандрита, 26 марта был причислен ко 2-му классу. В 30-х гг. XIX в. монастырь стал первоклассным и был переименован в Спасо-Иаковлевский Димитриев.

В нач. XX в. в Зачатьевском соборе обители, где почивали мощи Димитрия, хранились местночтимая Ватопедская икона Божией Матери — келейная икона святителя, привезенная им в Ростов, и Боголюбский образ Божией Матери, с которым жители Ростова встречали архиерея. В ризнице Спасо-Иаковлевского монастыря находились митра, в которой были обретены мощи Димитрия, и покров с его лица, серебряный ковчежец с перстом святителя, саккос, епитрахиль и посох архиерея, белое бумажное полотенце, присланное Димитрию из Иерусалима. Кроме того, в ризнице хранились связанные с ним документы: собственноручное письмо мон. Феологу, список проповеди, сказанной в Москве, экземпляр печатной «Книги житий...» с правкой Димитрия, рукописная служба свт. Гурию Казанскому с поправками Димитрия, диплом, выданный святителю московской Славяно-греко-латинской академией за его ученые труды, неск. грамот и документов с его подписями и упоминаниями, подлинные акты о чудесах его.

В кон. 70-х гг. XVIII в. настоятель Яковлевского монастыря архим. Амфилохий направил в Синод просьбу о разрешении сооружения над юж. вратами обители храма во имя святителя, в 1777 г. Синод не разрешил строительство. Дозволение устроить в Яковлевском монастыре каменную ц. во имя Димитрия последовало в 1794 г. Строительство осуществлялось на средства гр. Н. П. Шереметева, пожертвовавшего обители 90 тыс. р. 28 окт. 1801 г. величественный Димитриевский храм был освящен. Н. П. Шереметев, владевший землями в Ростовском у. и горячо почитавший Димитрия, выступил ктитором неск. посвященных святителю храмов в округе Ростова. В 1790 г. он ходатайствовал перед Ростовским архиепископом и Петербургским митрополитом о строительстве по желанию крестьян в его вотчине (в дер. Веске) Никольского храма с приделом во имя Димитрия. В 1806–1807 гг. гр. Шереметев на свои средства возобновил одну из первых посвященных Д. в Ростовском у. церквей — в бывш. владении Ростовских митрополитов с. Песошни (основана в 1773, упразднена в кон. XVIII в.); расходы по содержанию храма несли неск. поколений рода Шереметевых до нач. XX в. (Виденеева А. Е. Н. П. Шереметев и Димитриевский храм с. Песошни Ростовского у. // Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 2002. Вып. 12. С. 170–182).

Во 2-й пол. XVIII в. во имя Димитрия было освящено неск. приделов в московских храмах, часть — непосредственно после канонизации святителя: в ц. Похвалы Богородицы в Очаково (построена в 1757–1759), в храмах во имя мч. Иоанна Воина на Якиманке (придел освящен в 1760), свт. Николая в Звонарях (храм освящен в 1781), свт. Николая на Трех Горах (в Новом Ваганькове) (храм построен в 1762–1775), прп. Симеона Столпника за Яузой (храм построен в 1798), прп. Симеона Столпника на Поварской ул. (придел освящен во 2-й пол. XVIII в.), Св. Троицы в Хохлах (придел освящен во 2-й пол. XVIII в.). Одним из ранних посвящений святителю является храм в Керенском в честь Тихвинской иконы Божией Матери жен. монастыре в с. Вадинск Пензенской обл., построенный в 1762 г.

26 авг. 1874 г. было открыто ДУ в Ростове Ярославской губ., в честь Димитрия названное Димитриевским (ныне Ярославское ДУ). В 1883 г. в Ярославле было основано братство во имя Димитрия, такое же братство существовало в Тобольске. В Сибири действовали храмы во имя Димитрия, в частности, в Барнауле (освящен в 1831), в 1994 г. Димитрия был посвящен восстановленный бывш. Казанский собор в Бийске.

В 1761 г. по указу имп. Елизаветы строившаяся на Дону Темерницкая крепость была наименована крепостью Св. Димитрия Ростовского (с 1796 Ростов-на-Дону). Димитрия считают покровителем Донской земли. К 250-летию Ростова-на-Дону (1997) в городе был воздвигнут памятник святителю (скульптор В. Г. Беляков). С 90-х гг. XX в. в Ростовской и Новочеркасской епархии РПЦ создаются храмы во имя Димитрия На нижнем этаже Иверского храма в ростовском-на-Дону в честь Иверской иконы Божией Матери жен. монастыре (основан в нач. XX в., возобновлен в 1991) освящена ц. во имя Димитрия (не существовала в нач. XX в.). С марта 2006 г. посвященный Димитрия храм строится в г. Сальске Ростовской обл. При ростовском кафедральном соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы с 1996 г. проводятся ежегодные Димитриевские образовательные чтения, с 2002 г. в рамках чтений проводится конкурс творческих работ, носящий имя Димитрия

Димитрию был посвящен ряд научных конференций: Первые Димитриевские чтения, прошедшие в марте 1996 г. в РНБ (С.-Петербург), конференция «История и культура Ростовской земли», состоявшаяся в нояб. 2001 г. в Ростовском музее (Ярославская обл.), конференция, посвященная 250-летию канонизации святителя, которая прошла в апр. 2007 г. в Спасо-Иаковлевском монастыре.

М. А. Федотова
Форумы