Древнерусская цивилизация (Телепрограмма 18.10.08)

О том, что Древняя Русь была государством темным, неграмотным, нецивилизованным, говорится немало. Что это - миф или реальность?


Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: Здравствуйте, в прямом эфире «Православная энциклопедия». Последние годы в нашем обществе с удручающим постоянством циркулирует ставшая уже расхожей фраза: «Мы должны учиться жить в цивилизованном обществе». А что уж тогда говорить о наших предках, живших в одиннадцатом-тринадцатом веках? О том, что Древняя Русь была государством темным, неграмотным, нецивилизованным, тоже говорится немало. Что это - миф или реальность? Наши гости - заместитель директора Государственного исторического музея Вадим Егоров и профессор исторического факультета МГУ Антон Горский. Но в начале, как всегда, новости.

Сюжет: 700-летие Хотьковского монастыря

В день праздника Покрова Пресвятой Богородицы подмосковный Покровский Хотьковский монастырь отметил 700-летие. Здесь покоится рака с мощами преподобных схимонахов Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. Святейший Патриарх Алексий совершил праздничную литургию и молебен в возрождающемся Никольском соборе обители.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Впервые в 1308 году упоминается в исторических памятниках монастырь Покрова Божией Матери в Хотькове. Даже представить себе сложно, сколько молитв, сколько сердечных воздыханий вознесено за эти семь веков на этом святом месте!»


Покровский Хотьков монастырь


В день юбилея Святейший Патриарх преподнес в дар обители икону Божией Матери из афонского монастыря Хиландар.

Сюжет: Освященный собор старообрядческой церкви

В Москве прошел Освященный Собор Русской Старообрядческой Церкви. Среди делегатов Собора - не только священнослужители, но и простые прихожане, которые представляют свои церковные общины. Собор начался с подведения итогов. Главным достижением прошедшего года стало уврачевание внутренних раздоров. Теперь разногласия между Московской и Белокриницкой митрополиями можно считать исчерпанными.

Корнилий, митрополит Русской Православной Старообрядческой Церкви: «Ошибочное решение Белокриницкой митрополии было пересмотрено на соборе в августе 2008 года»

Почти сорок лет назад Поместный Собор Русской Православной Церкви снял клятвы со старообрядческой Церкви. Старые обряды были признаны благодатными. К сожалению, по сей день этот шаг навстречу остается односторонним, старообрядцы отвергают даже само обсуждение перспектив Церковного единства.

Сюжет: День памяти Святителей Московских

В канун дня памяти святителей Московских Святейший Патриарх Алексий отслужил Всенощное бдение в Богоявленском соборе Москвы. Здесь находится рака с мощами святителя Алексия, одного из первых Предстоятелей Православной Церкви Древней Руси.


Икона Святителей Московских

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: Итак, сегодня, в день Святителей Московских, мы говорим о Древнерусской цивилизации. А можно ли говорить о ней как о цивилизации христианской, православной? В чем феномен древнерусской цивилизации? Сегодня наши гости - Вадим Егоров и Антон Горский.

* * *

Егоров Вадим Леонидович, доктор исторических наук, археолог, заместитель директора Государственного исторического музея. Руководил раскопками древних городов Сибири, Крыма, Средней Азии, а также золотордынских городов и поселений на юге России. Специалист по истории средневековой Руси, Золотой Орды и русско-ордынских отношений.

Горский Антон Анатольевич, доктор исторических наук, профессор исторического факультета МГУ. Автор более двухсот работ по истории и культуре средневековой Руси. Лауреат премии имени Ключевского за выдающийся вклад в области отечественной истории и славяноведения.

* * *

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: Здравствуйте, Вадим Леонидович, здравствуйте, Антон Анатольевич.

Итак, можно ли говорить о древнерусской цивилизации как о цивилизации христианской, православной?

Антон Горский: Разумеется, можно. Поскольку она и формировалась как цивилизация христианская и православная. Главные признаки цивилизации, как культурной общности, отличающей ее от других, это - письменность, как средство коммуникации и вероисповедание. Славянская письменность на Руси была известна и до Крещения, но только после принятия Христианства получила распространение. Крещение Руси было главным  и решающим событием для становления на Руси цивилизации.

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: Как быстро Христианство стало верой всего народа?

Антон Горский: Разумеется, не сразу Христианство проникло во все слои населения, это длительный процесс. Первоначально его освоила древнерусская знать, а позднее оно распространилось на все население. Этот процесс занял несколько веков.
Вадим ЕгоровВедущий - протоиерей Алексий Уминский:
А какими временными рамками можно ограничить понятие Древнерусское государство? Когда оно началось и когда закончилось?

Вадим Егоров: Начало четко известно и зафиксировано в летописях. В связи с этим началом и отмечалось в 19 веке тысячелетие Древнерусского государства. В Великом Новгороде стоит памятник 1000-летию Русского государства. Эта дата может быть в чем-то легендарная, но историческая наука считает 9 век началом Русского государства. А конечную дату Древнерусского периода назвать сложнее, определенный день и год назвать невозможно, поскольку это был процесс перехода из одной стадии в другую, от Древнерусского государства к России, и 15 век можно еще считать переходным периодом.

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: А что мы вкладываем в понятие «древнерусская цивилизация»? Это только собрание каких-то исторических сведений или артефактов определенной эпохи или нечто большее? В чем феномен древнерусской цивилизации?

Вадим Егоров: Можно назвать главные вехи. Во-первых то, что Древняя Русь была известна с 9 века и на Востоке, включая Арабский халифат и Персию, и на Западе, не говоря уже о варягах, которые посещали Русь. Это государство было включено в международный синклит. Это - один из главных признаков принятия Древнерусского государства в европейскую и азиатскую государственную общность. Можно сказать, что государство обладало и собственными деньгами, с надписью, утверждающей династию князя Владимира: «Владимир на столе. Се его серебро». Что означало невозможность чеканки других денег, и невозможность занимать престол кому-либо, кроме наследников князя Владимира. Это заявка очень серьезного государства на самостоятельность. И, наконец, знаменитая Русская правда, - уникальный по сути своей документ. Как можно обойтись в цивилизованном государстве без законов? Следует сказать и о том, что древнерусская цивилизация не замкнулась в себе, а дала ростки еще двум культурам Украинской и Белорусской. Это уникальный случай в мировой истории. Такого толчка для развития культур и цивилизаций соседних народов мы нигде не найдем.

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: Вадим Леонидович, не так давно Вы были нашим коллегой и вели интереснейшую рубрику «История России в Историческом музее». Я предлагаю нашим телезрителям снова пройти по залам Исторического музея и познакомиться с культурой Древней Руси.




Сюжет: Культура Древней Руси в Историческом музее

В этом зале Вы можете познакомиться с культурой Древнерусского государства XI-XII веков. Его стены покрывает белокаменная резьба, - точная копия орнаментов знаменитого Георгиевского собора, который построил в 1234 году в Юрьеве Польском князь Святослав, внук Юрия Долгорукого и правнук Владимира Мономаха. Собор славился своей красотой. Через 200 лет Георгиевский собор обмеряли зодчие Ивана Калиты, чтобы по его образцу построить первый белокаменный храм Москвы - Успенский собор в Кремле.

До XV века на Руси не знали, что такое кирпич, и все крупные постройки возводили из белого известнякового камня. С особенной любовью украшались церковные здания. Снаружи - затейливой резьбой, внутри - многоцветными фресками на библейские сюжеты. Часто даже полы в храме становились произведением искусства. Это - кусочек пола из Смоленской церкви Иоанна Богослова. По замыслу мастеров, такие разноцветные сердца должны были напоминать прихожанам о любви и мире, которые заповедовал Господь.

Но деревянных церквей, срубленных из вековых сосен, на Руси было куда больше, чем белокаменных. Перед вами, - редчайший памятник древнерусского искусства XIV века, - резной иконостас. Распятие, святой Георгий Победоносец, святая великомученица Варвара, пророк Илия, святитель Николай. Изображение Распятия почти стерто от молитвенных прикосновений многих поколений русских людей.

Богато было Древнерусское государство талантами. Вот такие нательные крестики и небольшие иконки из меди, серебра, бронзы и поделочных камней отливали и вырезали из камня наши с вами предки.

Но совершенно особого, кропотливого и многолетнего труда требовало изготовление книг. Бумагу еще не изобрели. Вместо нее использовали пергамен, - выделанную особым способом эластичную кожу домашних животных. Каждая из таких книг делалась в единственном экземпляре и стоила чрезвычайно дорого.

Книжные сокровища, которыми располагает Исторический музей, поистине бесценны. «Изборник» князя Святослава, 1073 год. Это единственная светская книга русского средневековья, - по сути дела, энциклопедический справочник XI века. А это Мстиславово Евангелие 1117 года, причем подписное. Писец Алекса, златописец Жаден. Предназначалось оно для княжеской церкви Благовещения в Новгороде... Юрьевское Евангелие. Оно изготовлено в 1128 году специально для новгородского Юрьевского монастыря... Сказание о первых русских святых Борисе и Глебе. XII век.

Говоря о культуре Древней Руси, нельзя не сказать и о ювелирном искусстве. Скань, зернь, чернь, перегородчатая эмаль и сегодня вызывают восхищение древнерусскими мастерами, владевшими тончайшими приемами изготовления этих изысканных украшений.


Экспозиция  Исторического музея

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: Как Вам кажется, почему так укоренилось мнение о «сермяжной, безграмотной, лапотной» Руси?

Антон Горский: Думаю, это мнение сложилось в период петровских реформ, когда то, что было до начала 18 века стало представляться отсталым и ретроградным.

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: А каковы были наиболее существенные отличия древнерусской культуры от западноевропейской на этапе ее формирования?

Антон Горский: Язык письменной культуры. В Западной Европе церковная служба велась на латыни, и язык письменности был, непонятный большинству населения, латинский. Грамотность была доступна только узкому кругу людей. преимущественно духовенству. А на Руси церковная служба изначально шла на славянском языке, соответственно письменность и литература были понятными всем. И это дало возможность изучать грамоту более широкому слою населения.

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - А насколько письменность в Древней Руси была доступна большинству населения? Каков был уровень его грамотности? Насколько письменность была доступна простому народу?

Вадим Егоров: Если судить по новгородским находкам - берестяным грамотам, то можно представить себе поголовную грамотность всего русского населения. Писались любовные письма, финансовые документы, отчеты о сборе дани, и проч. Бумага еще не была изобретена, и выход был найден в бересте. Почему это сохранилось только в Новгороде? Только по тому, что там более благоприятные геологические условия залегания слоя. Грамоты были найдены и в Москве, и в Смоленске, и в Полоцке, и в Пскове. Там, где земля сырая, где нет обмена кислорода и влаги, способствующим гнилостным процессам, там береста, как все органические остатки, прекрасно сохраняется. Тут-то мы и можем сказать, что если издать весь свод найденных грамот, а их уже больше тысячи, получится фантастическая энциклопедия, охватывающая все стороны политики, экономики, сердечных отношений и самой письменности. Ведь самая первая из найденных - знаменитая грамота мальчика Анфима, где он учиться писать. Она сейчас демонстрируется в 9-м зале нашего музея, и все ученики смотрят на нее с большим удивлением.

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Откуда такое количество грамотных, и как велся процесс обучения в Древней Руси?

Вадим Егоров: Тут я склонен грешить на истинно русскую душу. Была тяга к просвещению. Всем хотелось быть людьми уважаемыми, вошедшими в круг грамотных и просвещенных, цивилизованных людей.

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Мы знаем, что в XVIII-XIX веках простой народ в России был по большей части безграмотный. Что же произошло? Почему такой упадок после такой высокой грамотности населения?

Антон Горский: Период снижения грамотности населения, я думаю, падает на эпоху становления крепостного права. Основная масса населения утратила правоспособность, и исчезла потребность в грамотности.

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - А есть ли другие причины? Например то, что Россия становится светским государством, не является ли это причиной изменения отношения к книге?

Вадим Егоров: Здесь имело место более резкое и холодное разделение крестьянства и дворянства. И это привело не только к отдалению, но к унижению одного класса другим.




Ведущий - протоиерей Алексий Уминский:

- Мы все время говорим о грамотности. Но ведь понятие цивилизация гораздо шире. А что еще было в древнерусской цивилизации особенное?

Вадим Егоров: Основой основ цивилизации можно считать уникальный памятник «Слово о полку Игореве...», этот памятник вобрал в себя и культуру, и военное искусство, и русскую душевность, восхищение своей страной, своей природой, людьми. Все это - некий клубок цивилизационного направления, который соответствует не просто внутреннему содержанию русского народа, но отношению его с другими народами. Ведь если взять летописи. то по ним можно насчитать 22 народа, населявшие Древнерусское государство. Причем грамотность и алфавит для всех были только русские. Это производит сильное впечатление.

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Я могу вспомнить Стефана Пермского, который приходит к зырянам как миссионер, и переводит, сочиняет для них собственную грамоту. Это же удивительный момент для древнерусского сознания. Запад, обращая в католичество, заставляет людей отказываться от своих корней и принимать культуру другого государства, а латынь - как основу культуры. Древнерусское государство неожиданным образом идет к диким народам и дает им грамотность.

Вадим Егоров: Вы совершенно правы. Русское государство шло не с саблями и пушками на Восток и в Сибирь, а со своей культурой. Может быть, православная культура не всегда соответствовала тем народам, которые были язычниками, но постепенно приручала их и превращала в цивилизованный народ.

Антон Горский: Я бы еще добавил, что не только «Слово о полку Игореве...», но и многие произведения древнерусской литературы «Повесть временных лет», произведения Владимира Мономаха, «Слово Даниила Заточника», «Слово о погибели Русской земли» входят в число выдающихся произведений европейского средневековья.

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Мне бы хотелось сказать и о том, что в Древней Руси развивается и свое богословие. Мы видим первые памятники богословской мысли, имеющие самостоятельное звучание, а не просто пересказ византийских авторов и святых отцов. Это совершенно самостоятельные, глубокие мысли, родившиеся в недрах самой Русской Церкви в этот период. Вы сказали о Русской правде, как о некоем юридическом кодексе, мы говорили и о литературе, а с точки зрения техники было что-то особенно феноменальное?

Вадим Егоров: Если мы возьмем ремесло, то была развита и металлургия, и ювелирное искусство, в изучении которого нам, как ни странно, помогло монгольское нашествие, перед которым многие драгоценные вещи были закопаны в клады. Клады мы находим и сегодня и, благодаря им, узнаем много нового. Оружие прекрасное находим и по сей день - сабли, мечи, кольчуги на которых выбиты крошечные надписи «Богородица, спаси меня и помилуй».

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: -Спасибо, Вадим Леонидович и Антон Анатольевич за интересную и содержательную беседу.

Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Мы очень часто находимся во власти исторических предрассудков. Одним из таких предрассудков является убежденность в том, что древняя Русь была страной со сплошной малой грамотностью». Сотни берестяных грамот убедительно этот предрассудок опровергают.

Наша программа подошла к концу. На нашем обновленном сайте «Седмица.Ru». Вы теперь сможете не только прочитать ее электронную версию, но и посмотреть видеозапись. Здесь же Вы узнаете много интересного из религиозной жизни всего мира. В следующую субботу мы расскажем Вам о Православии на Ямале. Всего Вам доброго. Храни Вас Господь!

Форумы