Сегодня в Новгородском музее-заповеднике будет представлена отреставрированная икона свв. апостолов Петра и Павла

 

МОСКВА. Московским реставраторам удалось восстановить древнейшую из всех известных русских икон. В среду обновленных "Апостолов Петра и Павла", наконец, представят публике . Бесценный образец византийской школы живописи специалисты спасали от гибели на протяжение шести лет.


Вместо описания экспоната - табличка с извинениями. Икона "Апостолы Петр и Павел" в Москве, на реставрации. И никакой другой образ из богатейшего собрания Новгородского музея ее витрину не занимает.


В летописях нет ни одного упоминания о чудотворной силе иконы "Апостолы Петр и Павел", но в музее уверены: чудеса ей под силу. Ее трижды увозили из Великого Новгорода - Иван Грозный в XVI веке, немецкие оккупанты в XX, и реставраторы в XXI, но она всегда возвращается в город, который сам Мономах определил ей быть домом.


"Эту икону из Корсуни привез князь Владимир Мономах. И в летописях ее именовали "Корсунской". Это единственное предание, которое связано с этой иконой", - объяснила Елена Игнашина, старший научный сотрудник Новгородского объединенного музея-заповедника.


Реставратор Юрий Рузавин над восстановлением "Апостолов" работал шесть лет. Скрупулезно, по квадратному сантиметру, вооруженный микроскопом с двадцатипятикратным увеличением, он лечил икону. Исправлял ошибки предшественников. В 1951 году реставраторы хотели как лучше - и покрыли образ воском с мастикой.


"Нужно было вплавлять насильно, горячим способом, он кипел, пузырился, оттуда выходил воздух, поднимался красочный слой", - рассказывает Юрий Рузавин, заведующий сектором древнерусской живописи НИИ Реставрации.


Но и это была не самая страшная проблема. Почти тысячу лет икона, говоря языком реставраторов, потела. Под богатым золоченым окладом.


Когда сняли оклад, реставраторы с ужасом обнаружили - гипсовый грунт, заботливо уложенный рукой древнего мастера, осыпался, увлекая за собой и краски, рецепты которых утрачены за давностью лет. Ученые посовещались и решили: икону больше одевать не будем. Тем более, что оклад сам по себе оказался произведением искусства. До реставрации он был черный от окиси и сернистой пленки. Золота не было видно вообще. Божественный свет окладу возвращали, вынув несколько тысяч гвоздей и разделив на 600 фрагментов.


"Перед очисткой каждая трещина дублировалась, то есть она проклеивалась определенным материалом, чтобы не произошло дальнейшего разрушения. Это связано с тем, что серебро со временем становится хрупким. Причем настолько хрупким, что крошится", - поясняет Марина Шемаханская, художник-реставратор, ведущий научный сотрудник НИИ Реставрации.


Оклад, что бывает очень редко, одновременен самой иконе. Чеканился быстро. Несколькими мастерами. Розетки в обрамлении и художественное чернение одеяний апостолов выдают разную руку. Это выяснили реставраторы. Теперь икону отдают в руки искусствоведов. Им предстоит понять, где древний мастер увидел колонну без абака - это такая плита под капителью, куда делся венец, обрамлявший лик Иисуса Христа.


Специалисты по физико-химическому анализу уже дали заключение. Пигментный состав позволяет датировать лики апостолов, а так же их руки и ноги XVI веком. Эти слои краски наносили русские мастера. А вот смесь ультрамарина и индиго для хитонов Петра и Павла делалась в XI веке. И свойственен такой подход к краскам был именно византийским художникам. Определить еще точнее можно. Если исследовать кусочек льняной основы ученые смогут даже назвать место, где писали икону.


Образ "Апостолов Петра и Павла" в скором времени отправится в Великий Новгород. И хотя многие верующие просили вернуть икону в Софийский собор, это невозможно. Реставраторы прописали пациенту строгий температурный режим, под стеклом.


Юлия Понаморева

Форумы