Хранитель церковных древностей архитектор Петр Барановский. (Телепрограмма от 08.12.07)


П. Д. Барановский

Телепрограмма «Православная энциклопедия»

(Прямой эфир на канале ТВЦ 08.12.07)


Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Здравствуйте, в прямом эфире «Православная энциклопедия». В этом году исполнилось 115 лет со дня рождения выдающегося ученого, архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского. Если бы не он, пропали бы бесследно тысячи старинных бесценных икон, не осталось бы и малой надежды на спасение погибших памятников архитектуры. Например, сегодня на Красной площади не стоял бы собор Казанской иконы Божией Матери. Гости нашей программы знали Барановского и сегодня продолжают его дело. Это - Главный хранитель музея-заповедника «Коломенское» Ольга Анатольевна Полякова и ученик Петра Дмитриевича реставратор Александр Михайлович Пономарев. Звоните, задавайте вопросы. А в начале, как всегда - новости.


Сюжет: Богослужение Святейшего Патриарха в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы


4 декабря в Москве в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Кремля.


Затем Патриарх Алексий обратился ко всем присутствующим с Первосвятительским словом.


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: - Поздравляю всех вас с праздником! Пусть милость, благословление и помощь благодатная Пречестной Богоматери укрепляет всех нас на нашем жизненном пути.


Святейший Патриарх поздравил ректора и студентов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета с 15-летием, отметив несомненную пользу, которую приносят Церкви выпускники одного из крупнейших церковных вузов России.


Святейший Патриарх Алексий также поздравил курсантов Военной академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого со 185-летием основания академии.


* * *


Сюжет: Фотовыставка.


В подмосковной Ивантеевке открылся Рождественский вернисаж. Фотохудожники из разных городов Московской области представили свои фотоработы самых разных жанров: репортажная съёмка, постановочно-студийный портрет, макросъёмка. Большая часть экспозиции посвящена православной тематике.


Все участники выставки - профессиональные фотографы. Главное для них - желание творчески выразить своё отношение к окружающему нас миру.


Дмитрий Линников, организатор выставки: - Несмотря на то, что каждый из нас снимает по-разному, в разных жанрах: один снимает натюрморт; другой - пейзаж; третий снимает фотоочерк, фоторепортаж. Нас объединяет одно единственное - любовь к её величеству фотографии.


Выставка продолжит свою работу до 14 января.


Сюжет: Конференция «Пётр Дмитриевич Барановский и проблемы историко-культурного наследия и экологии»


В Москве в храме Воскресения Христова в Кадашах прошла конференция «Пётр Дмитриевич Барановский и проблемы историко-культурного наследия и экологии». В ней приняли участие члены Общества охраны памятников, архитектурных и музейных организаций, коллеги и ученики знаменитого архитектора.


Благодаря своей уникальной методике: фотофиксации и обмерам погибающих памятников архитектуры, Барановский сохранил для будущих поколений истинные жемчужины древнего зодчества.


Ольга Барановская, дочь П.Д.Барановского: - И благодаря этому, в дальнейшем, уже в наше время, был воссоздан по его обмерам и чертежам архитектором Журиным тот Казанский собор, который сейчас мы видим на Красной площади.


* * *


Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Одно только перечисление памятников архитектуры, которые восстанавливал, обмерял, защищал от уничтожения Петр Дмитриевич Барановский, с кратким обзором проведенных работ занимает 16 страниц убористого текста. Более ста памятников. И каждый - это годы работы длиною в жизнь.


Крутицкое подворье.Выпрямление и восстановление переходной галереи (П.Д. Барановский - справа)


Сюжет: Петр Дмитриевич Барановский.


Умер Барановский 92-х лет от роду. На могиле его лежит валун, привезенный с Соловков. Дочь архитектора - Ольга Петровна, скульптор, выгравировала на камне вещую птицу Гамаюн, - точно такую же, как на гербе Смоленской губернии, откуда родом Петр Дмитриевич.


Отец его, безземельный крестьянин с лицом аристократа, привез пятнадцатилетнего Петра в Болдинский монастырь. А уже через три года он представил в Московское археологическое общество зарисовки, обмеры, чертежи древних болдинских построек и первый в своей жизни проект реставрации. На премию - 400 рублей - он купил фотоаппарат и отправился по России. Так началось его путешествие длиною в жизнь.


Древние церкви Ярославля и Углича, Новгорода и Ростова, Соловков и Архангельска, Юрьева-Польского и Смоленска, Владимира и Чернигова, экспедиции по северным рекам, порой в одиночку и на личные средства... Всю свою жизнь Петр Дмитриевич что мог - спасал. А что не мог спасти - обмерял, фотографировал, зарисовывал. Часто с риском для жизни.


Олег Журин, архитектор-реставратор: - Он плохо видел. Был абсолютно лишен чувства страха. В привычке было спокойно балансировать на большой высоте, при том, что ничего не видел. Когда нас закрыли в темном помещении, где проводились работы, мы открыли окно и вылезли по водосточной трубе. Барановскому было в то время 78-80 лет.


В 1923-м году Барановский организовал и стал первым директором музея «Коломенское». Сюда он привозил то, что удавалось спасти: иконы, обломки каменных украшений, изразцы, металлические и деревянные изделия и целые постройки. Одна коллекция белого камня - четыре тысячи единицы хранения.


В 1933-м году Барановского арестовали. Тогда он собирал привезенную с Белого моря крепостную башню и перевозил в Коломенское части от разбиравшейся в Москве церкви Николы Большой Крест на Ильинке. В сибирской ссылке Барановский пробыл вместо пяти три года. За хорошую работу его выпустили досрочно.


Олег Журин, архитектор-реставратор: - Он там построил электростанцию и музей из лиственницы. Его наградили, как ударника труда бритвенным прибором. Это факт был отражен в газете «Сибирская перековка».


После освобождения Барановскому жить в Москве запретили. Но он каждый день тайно приезжал на Красную площадь, чтобы успеть обмерить и сфотографировать знаменитый Казанский собор, который до своего ареста успел наполовину восстановить в первозданном виде и который сейчас на его глазах ломали.


Олег Журин, архитектор-реставратор: - Петр Дмитриевич столько «детей» потерял! Эти памятники он называл детьми. Он не думал, что их можно восстановить в полном объеме, но лелеял мечту сделать модели снесенных памятников и организовать музей реставрации. Но, я думаю, что в душе он все же мечтал о том, что они возродятся.


Эти чертежи, уже почти слепой, Петр Дмитриевич передал своему ученику Олегу Игоревичу Журину. По его проекту собор был восстановлен и освящен 4 ноября в 1993-го года в день Казанской иконы Божией Матери.


Последние годы Петр Дмитриевич жил в больничных палатах Ново-Девичьего монастыря. В маленькой комнате, заваленной папками с уникальной документацией на памятники архитектуры, многие из которых живы теперь только в описаниях Петра Дмитриевича. По материалам этого архива изданы две книги. А ученик Петра Дмитриевича Александр Михайлович Пономарев продолжает дело своего учителя - восстанавливает Болдинский монастырь.


Вид села Коломенское в XVIII, по рисунку Дж. Кваренги

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - О выдающемся русском ученом Петре Дмитриевиче Барановском мы будем говорить с Главным хранителем музея-заповедника «Коломенское» Ольгой Анатольевной Поляковой и реставратором Александром Михайловичем Пономаревым. Здравствуйте, Ольга Анатольевна, здравствуйте Александр Михайлович.


Александр Михайлович, Вы один из тех, кто очень хорошо знал Петра Дмитриевича Барановского. А что он был за человек?


Александр Михайлович Пономарев: - Познакомился я с Барановским, когда ему шел 75-й год, а мне около 20-и лет. Для него это был далеко не закат жизни. Удивительным был его подход и понимание памятников и широта работ. Мы много путешествовали и видели общую ситуацию с памятниками в России, и конечно, очень хотелось помочь Барановскому. Тогда не было речи о восстановлении храмов как храмов, а лишь о восстановлении памятников культуры. Вся его жизнь была посвящена любимому делу, он был необыкновенно целеустремленным, и это привлекало молодых.


Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Обычно увлеченные своим делом люди, трудоголики, люди деспотичные. Барановский не был таким?


Александр Михайлович Пономарев: - В чем то был. В первую очередь был требователен к себе, но и своим помощникам не прощал слабины и ошибок.


Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Ольга Анатольевна, а как Вы познакомились с Петром Дмитриевичем?


Ольга Анатольевна Полякова: - Я была знакома с П.Д.Барановским всего один день. В середине 70-х годов для молодых работников Коломенского Барановский был человек-легенда. Были причины, по которым он был обижен на Коломенское, и считалось, что никого из работников музея к себе не пускал. В 1979 году я была на территории Новодевичьего монастыря и увидела пожилую женщину, которая кормила кошек. Это была сестра Барановского. Я отважилась и попросила принять сотрудницу Коломенского. Барановский согласился, и мы провели вместе целый день. Я была поражена глубиной его личности, его открытостью и незащищенностью. Он помнил наперечет все иконы, которые 50 лет назад, в 1927 году, вывозил из церкви в маленьком селе Ознобишино. Когда я благодарила его за спасенные памятники, записи о которых сохранились в инвентарных книгах Коломенского, Барановский сказал: «Я всю жизнь что-то спасал, вывозил в Коломенское, а меня за это посадили...». Чувство обиды оставалось в нем. Из человеческих черт удивительнее всего была его самоотверженность, мужество и подвижничество. Он не был похож на кабинетного ученого, хотя у него была огромная библиотека и архив. Мне он представился мастеровым, человеком, который всю жизнь работал. И по мере сил мы стараемся продолжать его дело в Коломенском.


Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Мне приходилось слышать, что Барановский спас от разрушения собор Василия Блаженного. По одной версии, он заперся в храме и сказал, что если будут взрывать, то только с ним. По другой, он послал телеграмму Сталину. А что было на самом деле?


Александр Михайлович Пономарев: - Впервые об этом написал В.М. Песков. Он написал, что П. Д Барановский сказал, что если храм взорвут, то он покончит с собой. Меня это насторожило, и я спросил об этом у самого Барановского. Он эту версию опроверг, сказав, что они были бы только рады, если бы он покончил с собой. Поэтому и две другие версии представляются мне похожими на самоубийство. Ближе мне то, что я наблюдал в жизни. Петру Дмитриевичу была свойственна аргументированная борьба на любом уровне. Он привлекал ученых, художников, был вхож в любой кабинет, т. к. понимал структуру власти. Так он смог убедить настоятеля Болдинского монастыря и членов Археологического общества не сносить древний шатровый храм монастыря, понимая, насколько тот уникален. Он знал памятник не поверхностно, а все пласты, включая связь людей и историческую эпоху. Он боролся, а запираться в каждом из спасенных памятников просто не хватило бы времени.


Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Ольга Анатольевна, десять лет Петр Дмитриевич возглавлял созданный им самим музей Коломенское, пока его здесь же, в Коломенском, не арестовали. Что он хотел здесь сделать, что успел и что не успел?


Ольга Анатольевна Полякова: - Петр Дмитриевич создал наш музей на территории бывшей царской загородной резиденции с великолепными памятниками архитектуры. Барановский добился, чтобы они были сохранены. Написал проект создания в Коломенском музея деревянной архитектуры под открытым небом и во многом воплотил его. Он начал и проводил реставрацию храма Вознесения, церкви Иоанна Предтечи, строений Государева двора XVII века. Он собрал на территории Коломенского уникальную коллекцию древнерусского искусства. Надо понимать, что в 20-е годы прошлого века слово «собрал» означало «спасал» из храмов и монастырей Москвы и Подмосковья, которые взрывались и уничтожались. Барановский создавал здесь музейные экспозиции, посвященные русской архитектуре. Этим он спас Коломенское от уничтожения и забвения. Те методы научной реставрации, которые он применял на памятниках Коломенского, воплотились потом и в других реставрациях.


Храм Казанской иконы Божией Матери на Красной площади


Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: -

Александр Михайлович, а в чем заключалась уникальность метода реставрации Барановского?

Александр Михайлович Пономарев: - Это была не просто архитектурная реставрация, а проникновение в памятник, широкое понимание памятника, его уникальности не только физически, но и морально. Построив рядом здание, которое заслонит памятник, можно его морально стереть, Барановский это понимал. Он многие годы отдал борьбе за то чтобы не застроили в Коломенском левую сторону проспекта.


Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - А сейчас этой опасности нет?


Ольга Анатольевна Полякова: - К счастью, нет. Нынешний музей приобрел статус Государственного музея-заповедника и охраняется законом о музеях. Вся территория музея имеет соответствующие документы, огорожена, и никакой застройки здесь вестись не будет.


Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Ольга Анатольевна, я знаю, что Барановский мечтал восстановить в Коломенском - дворец Алексея Михайловича, который называли - «восьмое чудо света». Он будет когда-нибудь восстановлен?


Ольга Анатольевна Полякова: - Как ученый-практик, он производил раскопки на территории фундамента этого дворца. Собирал керамику, чертежи. Из ссылки в 1933 году он переправил документ, в котором стоит ряд задач, которые предстоит выполнить музею Коломенское, в том числе и об этом дворце. Сейчас этот дворец будет воссоздан, но на отдаленной территории, а не на месте древних фундаментов. Мы его увидим и сможем разместить там часть коллекций музея.


Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Был ли Барановский верующим человеком? Он сохранял храмы как христианин или как ученый? Что для него было на первом месте?


Александр Михайлович Пономарев: - Для меня это было нераздельно в нем: ученый-христианин. Он был крещен в Вяземском уезде, венчался в храме Трех Святителей на Кулишках, т. е. вся жизнь его - борьба за сохранение православной культуры, материальных ценностей, созданных на основе Православия. Мы не задавали ему вопроса о вере, очевидно было, что он человек верующий.


Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Спасибо, Ольга Анатольевна, спасибо, Александр Михайлович за интересную и содержательную беседу.


* * *


Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - А мы с Вами отправимся в Коломенское, где в XVI веке был построен деревянный дворец царя Алексея Михайловича, который так мечтал восстановить Петр Дмитриевич Барановский.


Рубрика «Московские святыни»: Икона Божией Матери «Державная»


В подмосковном селе Коломенском, древней вотчине русских царей, в 1532 году поднялся в небо шатер Вознесенского храма. А полтора столетия спустя здесь по велению царя Алексея Михайловича строится дворцовый ансамбль, который включает в себя и пятиглавую церковь Казанской иконы Божией Матери.


Особо почитаемая святыня Казанской церкви - чудотворная икона Божией Матери «Державная». История ее такова. Как-то крестьянка Евдокия Андрианова, жительница деревни Перерва, услышала во сне голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать ее красной и пусть молятся». Евдокия отправилась в Коломенское и рассказала о произошедшем с ней местному священнику. Вместе они нашли в церковном подвале икону.


Когда отмыли ее от многолетней пыли, то увидели образ Царицы Небесной, величественно восседавшей на царском троне, - в красной порфире, с короной на голове, скипетром и державой в руках. А на коленях Ее - благословляющий Богомладенец. Событие это произошло 2 марта 1917 года по старому стилю, - в день отречения от престола императора Николая II.


После революции советская власть начала конфисковывать, а попросту грабить веками накопленное церковное достояние. Церковь перестала быть хозяином не только своих школ, земель, типографий, но и богослужебных книг, икон и святых престолов.


После закрытия Казанской церкви «Державная» икона попала в запасники исторического музея и пролежала здесь до 90-го года. Одна из сотрудниц, увидев, что точно такая же изображена на Акафисте святителю Тихону, узнала ее. Вскоре Икона Божией Матери «Державная» вернулась к себе домой.


А недавно она пропутешествовала по многим странам Запада, где после революции вынужденно оказались многие чада разделенной Русской Церкви. И теперь после ее воссоединения они с благодарностью припадали к Той, которая все эти годы поддерживала и хранила их.


* * *


Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Наша программа подошла к концу. Ее электронную версию Вы всегда найдете на нашем сайте «Седмица.Ru» Там же Вы узнаете и много интересного из религиозной жизни со всего света. А мы с Вами встретимся через неделю и расскажем о многовековой истории Саввино-Сторожевского монастыря. Храни Вас, Господь!

Ссылки по теме
Форумы